На рынке наступил сюрпляс
Цены расти уже не могут, но и падать не хотят. О том, как будет развиваться ситуация на московском жилищном рынке, в беседе с корреспондентом «КР» размышляет Даниил Раздольский, руководитель отделения «Арбатское» корпорации «Инком-недвижимость».
– Пока рынок находится в рабочем состоянии, хотя заметен отток покупателей. Сделки идут, их стало чуть меньше, но явных признаков снижения цен не наблюдается.
– Значит, продавцы не готовы снижать цены?
В массовом порядке – не готовы. Но в принципе склонны к торгу. Порой уже во время проведения сделки, видя, что доллар растет, продавцы пытаются от нее отказаться. Считают, что получат меньше долларов и требуют увеличить цену в рублях. Или вообще не хотят брать в долларах. Всякие бывают ситуации. Вот только никто с абсолютной точностью не знает, что будет с деньгами. Допустим, у вас они лежат в каком-то банке и вы думаете, что, переждав, купите потом квартиру дешевле. Весьма рискованный сценарий!
Многие покупатели, начитавшись СМИ и насмотревшись телевизора, начинают тешить себя иллюзиями по поводу обвала цен. Однако дешеветь имеют обыкновение прежде всего предметы роскоши, но не предметы первой необходимости. А из всех выставленных на продажу квартир лишь незначительная часть подпадает под категорию роскоши. Остальные носят сугубо утилитарный характер – людям же надо где-то жить. Поэтому если у вас есть деньги, надо покупать сейчас, а не ждать когда они обесценятся. Даже если в ближайшее время цены и снизятся, то лишь на квартиры высокого класса.
Так что приходится констатировать: продавцы и покупатели ждут непонятно чего.
– Как известно, все владельцы недвижимости в период кризиса всегда оказывались в плюсе…
– Безусловно. Смотрите, акции подешевели в четыре раза. Квартира же – это островок надежности. Но если продавцам еще можно что-то объяснить, то покупатели и слушать ничего не желают. Нет сделок в огромном городе. Это же парадокс!.. В велосипедном спорте похожее положение называется сюрпляс. Кто первый поедет, тому невыгодно – на него сзади пойдет атака, на финише могут обогнать. И вот все ждут, кто первый тронется. А ждать не нужно. Сейчас выбор намного больше и торговаться можно. Как говорится, созданы все условия.
– Ну, а что будет, если все же… немного подождать? Думаю, за несколько ближайших месяцев с деньгами ничего катастрофического не произойдет.
– Давайте рассмотрим и такой вариант. Например, у вас есть 200 тысяч долларов и вы думаете, что в феврале сможете приобрести за те же деньги квартиру более высокого качества. Вопросов нет – сделайте паузу, а потом покупайте. Хитрость лишь в том, в какой валюте хранить накопления.
А этого как раз никто сказать не может.
Увы, деньги обесцениваются сами по себе. Если несколько лет назад 100 долларов были серьезной суммой, то сегодня их хватит максимум на три билета в театр.
Поэтому в такой ситуации квартира все же милее денежных знаков. Во всяком случае, я не знаю людей, которые бы сейчас бежали продавать ее без особой надобности. Казалось бы, квадратные метры – это наш шанс. Но почему-то никто не спешит им воспользоваться. Следовательно, не все так очевидно и просто.
– При всем том объем предложений на рынке вырос, а цены сильно падать не желают.
– Объем предлагаемых к продаже квартир за последние два месяца действительно увеличился. Но не за счет того, что стали больше продавать, а за счет того, что меньше начали покупать.
– Значит, все-таки сейчас надо покупать?
– Безусловно, самое время.
– Но цены в газетах все еще очень большие.
– Не надо смотреть на цены в газетах. Люди психологически порой не готовы к их снижению, но если находится реальный покупатель, то я не знаю случая, когда бы хозяин квартиры не пошел на торг. Торгуйтесь и покупайте. Ситуация, когда не было времени на выбор, прошла. А это тоже очень важно.