Виктор Фуер: «Больше домов, где все работает!»
Первый год городской программы «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» близится к завершению. О том, что изменилось за это время в отношении москвичей к капитальному ремонту, рассказывает заместитель префекта Юго-Западного округа Виктор Фуер.
Ремонт подобен пожару
– Виктор Семенович, мы с вами встречались весной, когда программа капремонта только разворачивалась. Вы тогда сказали, что самое сложное – это начало («КР» № 22, 2008). Сейчас за плечами почти год работы. Какие выявились проблемы?
–Основных проблем, пожалуй, две. Во-первых, в Москве, можно сказать, не осталось организаций, специализирующихся на капремонте, так как с 1991 года он практически не проводился. А ведь это особая работа, особый подход к жителям. Так, при замене стояка отопления нужно одновременно собрать представителей девяти или двенадцати (в зависимости от этажности) расположенных друг над другом квартир, «притереть» расписания, уговорить впустить… В летний сезон даже на дачи к отпускникам приходилось выезжать, чтобы не останавливать работы.
А еще требовалось четко соблюдать сроки, потому что, как известно, ремонт подобен пожару и жить в развороченных квартирах весьма мучительно и трудно. Осенью тоже было напряженно со сроками, ведь надо было вовремя пустить людям тепло.
В итоге в городе из 400 организаций, которые выиграли конкурс на проведение капремонта, порядка пятидесяти оказались несостоятельны, и их пришлось менять. Та же ситуация сложилась и в нашем округе. Поэтому, чтобы избежать ошибок, конкурсы на будущий год мы уже готовим к проведению.
Почему они отказываются?
– Какая вторая проблема обозначилась?
– Я бы не назвал эту проблему массовой, но крови она попортила немало. Некоторые жители просто отказались пускать ремонтников в квартиры. Таких отказников набрался целый дом в Ясеневе, на улице Рокотова. Инициативная группа жителей заявила, что они категорически возражают против замены системы отопления и считают, что она им еще благополучно послужит.
Возможно, и послужит, но гарантии тут никто не даст. Срок службы труб давно истек (им 30 лет), и не делали ремонт только потому, что не было средств. Теперь они появились. И именно замена инженерных систем – стояков горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения (кстати, мы теперь используем не алюминиевые, а медные провода, которые прослужат сотню лет) – одна из главных наших задач при капремонте. Отопление в этих домах панельное, то есть стояки вмонтированы в стены. Если труба рванет, мало не покажется. Кто тогда возьмет на себя ответственность? На чьи средства будут ремонтировать?
– Отказ всего дома – единичный случай, но собственников, вложивших в квартиру немалые деньги и не желающих «погрома», наверное, немало? Как с ними решаете вопросы?
– Так же, как и с домом в целом. В первую очередь, конечно, пытаемся уговорить. Если не помогает, представители заказчика, подрядчика и управляющей организации составляют акт, который подписывает владелец жилья. В остальных квартирах заменяют стояки, а отказника больше не беспокоят. Но с этой минуты за аварию, произошедшую из-за упрямства собственника, отвечает лично он. Хотя, честно говоря, из 123 домов, капитально ремонтирующихся в 2008 году, мы с такой ситуацией сталкивались редко. Большей частью удавалось убедить.
Без фасадов никто не останется
– Какие жалобы в основном идут?
– Сначала, помню, в том же Ясеневе народ отказывался от утепления фасада, даже в префектуру по этому поводу приходили. Но мы объяснили, что с утеплением фасада (в комплексе с заменой окон и другими работами) на 30 процентов уменьшится теплопроводность, а стало быть, и плата за отопление. Уговорили.
Вообще у капремонта, кроме обновления жилищного фонда, одна из основных задач – снизить нагрузки на регенерирующие установки, высвободить мощности, которые можно будет перекинуть на новые объекты. Так что стараемся сэкономить всё – тепло, электроэнергию, воду. Недаром же город решился на проведение таких дорогостоящих работ, как утепление фасадов и замену окон, иначе бессмысленно было бы менять отопление.
– Ну а сейчас по какому поводу больше обращений?
– Сегодня, наоборот, жители домов, где делали выборочный капремонт, волнуются: будут ли им утеплять фасады и менять окна? Видят же, какие красивые стали дома по соседству. Стоит посмотреть на Феодосийскую улицу, 4; улицу Академика Варги, 28; Севастопольский проспект, 48, корпус 2. Да куда ни глянь… Мы всех успокаиваем, что без обновленных фасадов никто не останется – к тем, у кого ремонт был выборочный, вернемся. А с 2009 года все работы на домах будут проводиться сразу в полном объеме – выборочный ремонт, хотя и дешевле, но оказался нерентабельным. Поэтому, кстати, пришлось скорректировать графики на будущий год и вместо 150 домов взять 96, зато целиком.
Мы за общее в ответе
– Что еще волнует жителей?
– Объемы работ. Люди хотят, чтобы им поменяли сантехнику, поклеили обои… Но наша задача состоит в первую очередь в том, чтобы привести в порядок общее хозяйство – лифты, мусоропроводы, системы отопления, канализации и водоснабжения, узлы учета расхода воды, антенное хозяйство и многое другое. Хотя в Жилищном кодексе РФ сказано, что бремя ответственности за содержание общедомового имущества лежит на собственниках, город взял на себя финансирование ремонта этого самого общедомового имущества и замены приборов отопления в квартирах. Также за счет бюджета в квартирах собственников, как и в остальных, устраняются дефекты, что образовались не по их вине: протечки через межпанельные стыки и стены, промерзания и так далее. А забота о сохранности личного имущества – дело самих жителей. Хотя и тут бывают исключения. В столице живет немало людей заслуженных – ветеранов, участников войны, да и просто не очень обеспеченных пенсионеров. Иногда принимается решение пойти навстречу и сделать параллельно ремонт квартиры.
Требуйте техпаспорт
– Давайте подробнее поговорим о личном имуществе. Вот, к примеру, кондиционеры и «тарелки» спутникового телевидения. Несут ли ремонтники ответственность за их сохранность во время фасадных работ? Это ведь частная собственность. Или навесные потолки, которые стоят немалых денег и могут пострадать при работах в ванной.
– Об антеннах. Собственность частная, но вмонтирована в общественную наружную стену. Поэтому порядок такой: если «тарелки» установлены с ведома управляющей организации и жилищной инспекции, внесены в технический паспорт здания, подрядчик за свой счет снимет их на время ремонта и затем вернет на место. Если же это не сделано, снимать и устанавливать оборудование придется за свой счет. То же, кстати, касается и навесных потолков, и они должны быть внесены в технический паспорт.
– А что это за документ, собственно?
– Документ очень важный. В нем зафиксированы все предусмотренные проектом параметры обеспечения жизнедеятельности дома в целом и каждой квартиры в отдельности. Например, предельные нагрузки, которые способны выдержать блоки питания и электропроводка. Если вы не получили техпаспорт при въезде в квартиру, надо потребовать, чтобы его выдали.
Сначала страховка, потом – контракт
– С обязанностями жителей все вроде бы понятно, а как обстоят дела с правами? Если ремонтники что-нибудь испортят в квартире, кто за это ответит и возместит ущерб?
– Страховая компания, с которой подрядчик заключил договор. Без такого договора контракт на проведение ремонтных работ просто не будет подписан.
– Понятно, что на время внутриквартирных работ нарушается нормальный уклад жизни семьи. Сколько времени приходится терпеть «разруху»?
– Для замены отопления и водопроводных труб в квартире городским положением для подрядчиков установлен срок 14 дней. К сожалению, на практике иногда получается больше.
– Скажите, сейчас уже прошли собрания с жителями, которым на будущий год предстоит комплексный капитальный ремонт? Изменилось ли отношение москвичей к этому событию по сравнению с прошлым годом?
– Собрания прошли, и уже нет той паники, страха перед неизвестным. Жители видят результаты, разговаривают с соседями из отремонтированных домов, заходят к ним в гости и готовы потерпеть неудобства, чтобы жить потом в красивом обновленном доме, где все работает.