01:53:48
10 декабря 2024 г.

Верность нынче в моде

Случайно стал свидетелем разговора в одной из юридических консультаций Западного административного округа. Пришла страшно расстроенная женщина. Одна рука до локтя перевязана. Беда! Некоторое время назад прорвало полотенцесушитель (дом старый), и горячая вода хлынула в комнаты. Обварилась (к счастью, не сильно).

Да если бы только это! Еще и квартира пострадала: вздыбился паркет, отошли обои, залило низ холодильника, и тот перестал работать. Но и это еще не все. Горячая вода проникла на нижние этажи, и теперь двое соседей подают на женщину в суд.

Понятно, почему оказалась у юристов – не хочет платить. Она не виновата, все претензии к дирекции, которая плохо обслуживает здание. А с той много ли возьмешь? «У вас по плану капремонт через два года, сейчас денег нет». Ситуация знакомая, и исход разговора ясен. Ничего не добьется.

Но вдруг услышал слово: «страховая компания», и тогда стал прислушиваться внимательнее. Если квартира застрахованная – правда на ее стороне. Выиграет дело! Ведь прорыв коммуникаций входит в риски. Только почему она сразу после аварии не обратилась в компанию? И зачем ей юристы? Страховщики всё бы решили сами.

И снова ошибся. Не о том шла речь. Во всяком случае не о страховании жилья. Женщина произнесла: «Плачу каждый месяц по 500 рублей…» И тут я перестал что-либо понимать. Какие 500? Квартира, как я понял, у нее небольшая, значит, должна платить 50, ну, на худой конец, 70 рублей. Но не полтысячи же! Кто это берет у нее такую сумму, а потом отказывает в помощи? Не иначе как коммерческая фирма, у которой тарифы большие, а надежность маленькая: когда надо отвечать за свои обещания – она в кусты.

И опять неверно! Чем дальше шел рассказ, тем удивительнее он был. Оказывается, женщина застраховала не квартиру, а вещи, причем сделала это… еще в тогдашнем Госстрахе! И знаете когда? 30 лет назад! Тогда, кстати, и было только 3–4 вида страхования, квартиры среди них не числились, потому как недвижимость нам в собственность не давали. Сгорела бы – не дай бог, конечно, – тут же дали бы новую. Но женщина застраховала тогда имущество, как делали многие. С тех пор – что и есть самое удивительное – платит.

Как это произошло? Очень просто. Распавшаяся государственная структура передала в свое время списки коммерческим организациям. А те предложили людям продолжить отношения уже с ними. Некоторые, понятно, отказались от услуг, другие – коли есть возможность – как бы по инерции согласились. Среди них оказалась и эта женщина. Но, видимо, не во всем разобралась. В прежнем договоре числились только такие риски, как воровство и пожар. Прорыв инженерных систем не упоминался вовсе, не знаю уж почему. Не потому ли, что аварии коммуникаций в домах – примета скорее нашего времени?

В общем, сразу стало ясно: ничего от страховой компании не добьется. В договоре не упомянут залив – почему за него должны платить?

Явившись невольным свидетелем разговора, я вдруг задумался вообще о нашем страховом рынке. В развитых странах – бесконечное число разных видов страхования. Можно застраховаться от укуса пчелы, плохой погоды в отпуске, просто рассеянности. Знаю случай, когда беспечный покупатель опрокинул на себя стеллаж с хрустальными рюмочками. И что же? Зная свою неуклюжесть, он заблаговременно и обзавелся страховым полисом.

В общем, предусмотрены все мыслимые и немыслимые риски. Конечно, постепенно будет развиваться страховой рынок и у нас. Коммерческие компании и сейчас предлагают широкий список рисков, но, конечно, он не так велик, как за рубежом. Хотя стоит у них страховка гораздо больше городской. Но я сейчас не об этом. Все-таки плохие мы еще предприниматели. Какой упускается рекламный ход! Какая была возможность для компании поднять свой имидж! Возьми и возмести женщине (а также ее соседям) все траты и на ремонт, и за испорченные вещи, а потом протруби по всем СМИ: «Мы платим за верность!» Любая западная компания так бы и сделала: редкий случай показать, как ценят своих старых клиентов. Лучшая приманка для новых. И не воспользоваться этим даже сейчас, когда сложная финансовая ситуация приведет к сокращению расходов на предметы роскоши, заставит людей приобретать товары лишь первой необходимости? А что может быть важнее безопасности жилища?

«Здесь и сейчас» – знакомый лозунг нашего бизнеса. Побольше взять, поменьше дать. Завтрашний день, стратегия развития – все это беспокоит меньше.

Ничего не оставалось, как посочувствовать женщине. Плакали ее денежки.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация