Раздели беду с компанией
С нового года изменятся условия страхования квартир по городской программе. Наша газета об этом уже сообщала. А недавно состоялся конкурс среди компаний на право участвовать в страховании жилых помещений и объектов общего имущества в многоквартирных домах. Мы встретились с директором Городского центра жилищного страхования Алексеем Гуральником.
Новое в условиях
– Алексей Антонович, эти два события связаны между собой?
– Нет, нисколько. Просто совпадение. Условия страхования не менялись в течение трех лет. За это время из-за повышения цен на строительные материалы и услуги ремонтников реальные затраты на восстановление поврежденного жилья существенно возросли. Потребовалось внести коррективы в условия договора страхования, чтобы компенсировать последствия инфляции и обеспечить соответствующий уровень выплат.
Что касается отбора страховщиков, то это не первый конкурс. На этот раз страховые организации боролись за право участия в страховании не только жилых помещений, но и общего имущества собственников. Конкурс проводился с соблюдением требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Напомню, что при страховании общего имущества собственников помещений город участвует не только в возмещении ущерба, но и оплачивает страховые взносы соразмерно своей доле в праве на общее имущество в доме. Поскольку на это идут бюджетные средства, то к их использованию допускаются организации, отобранные исключительно по итогам конкурса. Он и был проведен.
– Пришли новые компании?
– Смена страховщика произошла только в Зеленограде – там вместо «МЕСКО» будет работать хорошо известная москвичам «Военно-страховая компания». Сразу хочу сказать: никаких претензий к работе «МЕСКО» у нас нет.
Символическая разница
– Условия страхования меняются с января 2009 года, в том числе повышается и стоимость услуги. Но оплачивать страховку по новым расценкам надо уже в декабре. А потому, как я понимаю, компании обязаны известить своих клиентов об изменившихся расценках. Как это будет происходить?
– Страховщики должны обеспечить рассылку страховых свидетельств во все квартиры, подлежащие страхованию. Если условия устраивают жителей, то, оплачивая рассчитанный по изменившимся расценкам страховой взнос, включенный в единый платежный документ, они могут застраховать свои квартиры на новых условиях.
– А если человек не найдет в своем почтовом ящике свидетельство? Кто-то вскрыл почтовый ящик, сами ли жильцы случайно выбросили документ вместе с рекламными листками… Бывает всякое.
– Ничего страшного в этом нет. Нужно обратиться в страховую компанию, вышлют дубликат. Тем, кто оформил страховой полис на год, можно не беспокоиться, если старые условия устраивают, а срок действия договора еще не истек. Случись что с квартирой, люди получат возмещение ущерба в соответствии с договором. Но если страхователь заинтересован в увеличении размера компенсации, он может в самой компании переоформить полис на новых условиях. Разница в расценках, кстати, невелика, я бы назвал ее символической: 90 копеек за 1 квадратный метр в текущем году и 1 рубль 5 копеек – в будущем. Иными словами, это дополнительно пять рублей в месяц со средней московской квартиры. При этом одновременно повышается страховая оценка жилья, от которой зависит размер выплат – с 17 тысяч рублей за 1 квадратный метр до 20 тысяч рублей. А это значит, что выше станет и уровень компенсации пострадавшим.
В городской программе будет действовать и другое предложение для желающих получить более полное возмещение ущерба. Оформляется годовой полис, оплачивается из расчета 1 рубль 80 копеек за 1 квадратный метр в месяц. В этом случае ущерб рассчитывается исходя из стоимости «квадрата» в 30 тысяч рублей. Это существенная прибавка!
Хотел бы обратить внимание на другое: в постановлении, о котором идет речь, значительно расширяется страховое поле программы, а также перечень событий, которые признаются страховыми случаями.
– Напомните об этом нашим читателям.
– Тогда стоит сказать о прежних: пожар и правомерные действия по его ликвидации, аварии систем отопления, водопровода, канализации, внутренних водостоков, ураган, смерч, сильный ветер (свыше 20 метров в секунду), а также взрыв бытового газа. Так вот, теперь будет возмещаться ущерб от «взрыва по любой причине», кроме терактов. То, что это актуально, говорят события хотя бы этого года: неосторожное обращение с различными веществами в ряде домов вызывало самые печальные последствия.
– А что значит – «расширение страхового поля»?
– Увеличивается перечень квартир, подлежащих страхованию на условиях городской программы. Раньше в него не входили ведомственные дома или те, которые были построены по инвестиционному контракту. Жители таких домов не имели права на бюджетную субсидию за обслуживание. Теперь застраховать в Москве практически можно любое жилье – кроме ветхих, аварийных, подлежащих сносу. Также не подлежат страхованию квартиры, в которых владельцы не зарегистрированы (иностранцы, иногородние или, скажем, москвичи, имеющие второе жилье). В целом же страховое поле программы возрастет более чем на 600 тысяч квартир.
Не будь скуп, чтобы…
– Каковы задачи Центра на ближайшее время?
– Значительно активизировать работу по страхованию общего имущества собственников помещений. Речь идет о домах, где существуют или созданы объединения граждан – ЖСК, ТСЖ. Сейчас у нас действует около 200 договоров.
– Согласитесь, это немного – примерно 5 тысяч кооперативных домов и тех, где образованы товарищества.
– Но ведь и страхование жилых помещений квартир не сразу встало на ноги. Первые годы оно охватывало не более трех процентов от общего числа квартир. Сейчас же по городской программе застраховано свыше 60 процентов жилищного фонда. Людям надо привыкнуть, оценить все выгоды программы. А примеры уже есть. Загорался, скажем, лифт, заливало подъезд – и объединение получало деньги на ремонт, которые были несоизмеримы с той суммой, которую заплатили за страховку.
– А почему только объединения?
– По одной простой причине: это юридические лица, с которыми можно заключить договор. Скажу откровенно: процедура сложная, требуется решение общего собрания, предварительная оценка стоимости общего имущества. На это уходит много времени. В настоящее время мы думаем, как эту процедуру упростить.