Интернет и риелтор: партнеры или конкуренты?
Сегодня, когда каждый собственник может самостоятельно рекламировать свой объект на открытых площадках, а покупатель имеет свободный доступ к открытым базам, возникает вопрос: как изменилась расстановка сил между участниками рынка? Об этом шел разговор на круглом столе «Интернет и риелтор: партнеры или конкуренты?»
В обсуждении участвовали представители ведущих риелторских агентств, информационных ресурсов по недвижимости, независимых экспертов и аналитиков рынка.
– Нельзя противопоставлять интернет риелтору, – сказал Виктор Щеблецов, консультант по интернет-маркетингу известного холдинга. – Интернет – это бизнес-среда, в которой риелтор вынужден существовать. Это все равно что противопоставлять человека и воздух.
Подобного мнения придерживается и Григорий Полторак, вице-президент Российской гильдии риелторов. Он считает, что информационные порталы и риелторы оказывают услуги на разных смежных рынках. Никто не задумывается о том, что риелторы давно перестали торговать информацией. Порталы, работающие на коммерческой основе, информацию продают. А риелторы давно уже, к сожалению для них, не имеют такой возможности, поскольку сейчас информационная насыщенность очень высока.
Еще различия. Риелторы работают на оказание услуг, а интернет услуг не оказывает. Покупателю необходимо помочь сделать правильный выбор. Немногие способны самостоятельно разобраться, что им нужно, найти объект и приобрести его. Уже не говоря об экспертизе, проверке и сборе документов. Самое важное в работе риелтора – помочь в выборе, определить, что человек хочет.
С таким определением функций риелтора на рынке не согласился Александр Дьяченко, директор по развитию московского агентства недвижимости. По его мнению, клиент приходит на рынок с более или менее конкретным запросом, и неправильно преувеличивать роль риелтора:
– Если уж люди нашли квартиру, они вполне в состоянии найти юриста или риелтора и заказать ему отдельную услугу – проверку, сопровождение сделки и т.д.
Компромиссное суждение высказал управляющий директор одной из московских компаний Евгений Скоморовский:
– Мы должны быть и партнерами, и конкурентами. Потому что здоровая конкуренция идет на пользу рынку, а следовательно, и нашим клиентам.
Несколько слов по поводу самих баз информации по недвижимости. Невысоко оценили качество содержащихся в них данных все участники диспута.
Григорий Полторак видит два способа решить проблему. Размещение должно стоить столько, чтобы публиковать заведомо ложную информацию стало невыгодно. Либо вводить санкции за публикацию недостоверных объявлений. К примеру, в США, где рынок недвижимости существует намного дольше, публикация недостоверного объявления влечет за собой отлучение от системы. За этим внимательно следят контролирующие органы.
Эксперт рынка интернет-недвижимости Алексей Дубровский считает, что интернет-порталы являются конкурентами только тем агентам, которые в работе делают ставку на непрозрачность рынка. Какое-то время назад они получали сверхприбыли, но теперь ситуация изменилась.