23:30:44
11 апреля 2021 г.

Прогулка вверх

Путеводитель по МосквеПрошло две недели, и вот мы снова на углу Большой Дмитровки и Камергерского переулка, где в прошлый раз закончилось наше путешествие. С тех пор заметно похолодало, то дует, то накрапывает, и прохожие, подняв воротники и держа наготове зонты, так устремлены вперед, будто за ленточкой финиша их ждет звание чемпиона. Вольемся в ряды и мы. Итак – вперед и вверх!

Часть вторая (начало – в № 41)

Все мимо

Напротив Камергерского переулка прозрачно светло-зеленеет Кузнецкий мост, с этого ракурса будто совсем не тронутый временем. Не станем сворачивать и разубеждаться в увиденном.

У арки дома, отделанного серой плиткой, застыл охранник в классической грозной позе: кулаки в карманах, ноги на ширине плеч. Но бояться некому – все спешат. Летят, не замечая трогательных гжельских коров в молочной витрине, переливов чернобурок в глубине за стеклом, просветов в сером небе…

На углу Дмитровского переулка отреставрированный старый дом с лихо напяленным задорным кепариком пентхауза и красным «Япошей» внизу, кажется, подмигивает светящимся окошком. За ним небрежно наброшенная на здание зеленая вуаль – предвестник катаклизмов. Дальше прогал, пустырь с двумя синими кабинками для все еще не пришедших строителей и ободранной сиротой-двухэтажкой на заднем фоне. А слева кафе, кофейня, клуб цвета кофе с молоком и… привет тротуару! Стройка. Ровно напротив желтеет фешенебельный «Луис Вуиттон»… Ба, да это ж Столешников! А стройка – давно почившая и все никак ни во что не реинкарнирующаяся пивная «Яма».

Яма на яме

Ода сему легендарному заведению уже пелась – во время нашей прогулки по Столешникову. Можно кратко повторить на бис (поется голосом солиста группы «Крематорий»):

Площадь в гранитных тисках,
Всадник с длиной рукой,
Три минуты ходьбы,
Теплый подвал за углом,
В душе – саванна, в глазах – огонь,
В бокалах – пиво, я стою в «Яме».

Тут сразу самая суть схвачена: и общее географическое положение, и особенности интерьера, и эмоциональный накал, и что наливают. Но братания творческий интеллигенции с народом за липкими столами закончились давным-давно, а дело «Ямы» все продолжалось. Раскрученный бренд был использован здесь же, в Столешниковом, только чуть подальше – за «Луисом Вуиттоном», во дворе, по соседству с эротичной витриной «Агента-провокатора». Только в меню новой «Ямы», совершившей карьерный рост до ресторана, были уже, конечно, не плавленые сырки «Дружба», а всякие изыски под названиями «Телячья нежность», «Владивосток – Москва» и т.д. Но и эта «Яма» провалилась – ушла под реконструкцию. Вообще же вполне натуральные провалы и ямы для Дмитровки весьма характерны. В первый раз это случилось в мае 1998 года неподалеку от здания Совета Федерации. На глубину более 25 метров ушел двухэтажный дом (к счастью, выселенный) и припаркованный возле него джип. Буквально через несколько месяцев чуть подальше история повторилась. И наконец, в 2000 году, когда у светофора на выезде на Страстной бульвар затормозил груженый песком КамАЗ, по словам очевидцев, раздался грохот и грузовик начал опускаться вниз. У водителя оказалась хорошая реакция, он газанул и успел выскочить на перекресток, оставив позади себя внушительный пролом. Это – из официальных источников. В народе же истории о провалах ходят самые разные. В частности, утверждают, что первой все-таки провалилась «Яма», переделанная на волне перестройки в пафосный ресторан. Затянувшаяся стройка на этом месте только подливает масла в огонь создания мифов и легенд.

Прокуратура с фонтаном

Перешагнем порог Столешникова, оставив позади все его Гиляровские истории, и окажемся под темно-серой стеной бывшего Института марксизма-ленинизма, а ныне Российского государственного архива социально-политической истории. Здание окаймляют мрачноватые ели, так же не подверженные сезонным изменениям, как портреты Маркса, Энгельса и Ленина, строго глядящие со стены на прохожих. (Отдельный Ленин, как известно, сидит ровно с противоположной стороны этого длинного серого здания за памятником Долгорукого, лицом к мэрии). После этой готичной гаммы идущая следом Прокуратура РФ – с фонтаном и настоящими, вовремя опадающими деревьями во дворе – кажется почти уютной. Но серое идет за нами по пятам.

Как ни ругай сегодняшнюю архитектуру, следует признать, что почти любое современное здание по сравнению с коробками 1960-1980-х сделано с фантазией. За отрицательным примером ходить недалеко. Огромный серый дом за номером 26, выстроенный в 1983 году для Госстроя СССР, затем – Дом российской прессы и, наконец, здание Совета Федерации, выглядит так, что угрюмей не придумать. И золотой герб на боку не спасает. Чтоб перебить впечатление, остается только свернуть в Петровский переулок.

Люки, театры, подземелья

На углу его толпятся милицейские машины. Нет, ничего не случилось, просто в угловом доме расположено ОВД Тверского района. Но № 28 известен не только этим. Главная его достопримечательность – подвалы. В 1917 году, когда здесь находилась костюмерная мастерская, ученики костюмера обнаружили в подвале люк, ведущий в подземный ход, который тянулся и к Кремлю, и к Страстному монастырю, и к Тверской, там же находились сундуки, открыть которые любопытным подмастерьям не удалось. Когда один из юношей по прошествии шести лет вернулся к загадочному месту, люк оказался замурован. Делом заинтересовалось ОГПУ и попыталось раскопать ход, но хлынула вода, появилась угроза затопления, и тайна сундуков осталась неразгаданной. Возможно, не случайно позже здесь поселилось ОВД?

Но завернем, наконец, за угол. Несмотря на то, что справа в перспективе на полпереулка тянется все то же серое здание Совета Федерации, картина тут гораздо уютнее. Переулок замыкает церквушка с зелеными маковками куполов, слева тянется непричесанный сквер, за которым прячется старое кирпичное здание, где с 1885 года размещался Русский драматический театр, более известный как театр Корша. Просуществовал он до начала 1930-х годов, после чего превратился в филиал МХАТа. Сейчас здесь находится Государственный театр наций.

Лебединый баннер

Кстати о театре. Развернемся на 180 градусов, лицом к Дмитровке. Картина перед нами предстает странная, но внушительная. Ровно на две трети высоты розового здания Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко – картины пляшущих дам. Рядом таких же размеров баннер, сообщающий о спектаклях «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро». Работники искусств явно решили побороть коммерсантов по части рекламы.

Пожалуй, здание театра – последний цветовой всплеск на оставшемся до Страстного бульвара отрезке. Все так же, как щенки к материнской груди, приникли многочисленные авто к тротуару, но улица затихает, теряет цвет, уходит в оттенки серого. Хотя, конечно, если вглядеться… Вон, по левую руку доходный дом княгини Ливен 1910 года с богатым лепным декором, где виднеется вывеска «Академкниги». Повернув направо, в совершенно на вид офисный двор, можно неожиданно оказаться в месте модном и полном жизни. В «ArteFAQ-кафе» проходят литературные вечеринки, всевозможные арт-акции, а можно и просто так завернуть. Там пол второго этажа (или потолок первого) прозрачен, что располагает к созерцательности и возможности за бокалом коктейля почувствовать себя вне мирской суеты. Ну, а дальше уже, старинным зданием университетской типографии и Дмитровка кончается. А за ней – выезд на распутье между Страстным бульваром и Пушкинской площадью. Но признаюсь: с тех пор, как низ киноконцертного зала «Пушкинский» приобрел цвет взбесившейся морской волны, я его стараюсь обходить стороной. Чтоб не раздражаться. А потому – благо, никто нам не указчик – повернем-ка обратно и пройдем Глинищевским переулком на Тверскую. А там уже и до Пушкинской рукой подать.

Кофе не будет

Через переулок, от особнячка к особнячку, тянется серо-стеклянный коридор перехода. Только это и навевает мысль о некоей государственности места. И действительно, оба здания принадлежат Генпрокуратуре РФ. А дальше уже целиком переходим к истории и искусству. Дом № 6 когда-то принадлежал купцу Николаю Оберу и его жене Мари-Роз Обер-Шальме. Николай прославился тем, что в 1803 году принял участие в первом полете на воздушном шаре над Москвой. Мадам же держала модный магазин и славилась ловкостью в делах, за что и была прозвана «обер-шельмой». Ходили слухи, что она была французской шпионкой, действительно – бежала из России с французской армией и погибла где-то при переправе. Сын их, Лаврентий Обер, открыл в отчем доме гостиницу «Север», позже переименованную в «Англию», где «солнце нашей поэзии» в 1829 году встречалось с Адамом Мицкевичем. О чем и свидетельствует мемориальная доска. (Так что не случайно Большая Дмитровка носила с 1937 по 1994-й год имя Пушкина – следы классика обнаруживаются то там, то сям).

Уж чего-чего, а мемориальных досок полным-полно на доме напротив, занимающем большую часть переулка. Тут и Книппер-Чехова, и Вера Марецкая, и Сергей Образцов, и сам Немирович-Данченко… Что и неудивительно, ведь построен он был на месте взорванной Церкви Святителя Алексия Митрополита Московского в 1938 году именно для актеров МХАТа. «Чудище! Крепость, бастион!» – говорила о нем Фаина Раневская. Но время все сглаживает. Вот и эта громада вросла в переулок, как будто так и было. Вьется по стене дикий виноград. Старое дерево склонилось, прикрывши тротуар…

Стемнело. Впереди горят огни Тверской. Сегодня мы обойдемся без традиционного кофе – закончим прогулку в открытом заполночь книжном магазине «Москва». Где можно бродить по «улицам» вдоль длинных стеллажей, сворачивать вбок, увидев неожиданное, застывать, листая очередную историю… Словом, все, как и обычно в нашем городе.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация