SOS! Укоротили субсидию
Московское правительство сделало доброе дело, решив взять на себя большую часть расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Бюджетные субсидии оформляют и получают все управляющие организации, независимо от формы собственности, которые представляют услуги по городским ценам – не выше. При ставке планово-нормативного расхода 16,92 рубля за 1 кв. метр москвичи из своего кармана платят 7 рублей, а 9,92 рубля добавляет бюджет столицы.
Но вот что рассказала председатель одного московского ТСЖ:
– Мы долго оформляли бюджетную субсидию, поэтому только недавно нам перечислили 600 тысяч рублей за весь период с начала года. Оказалось, что с этой суммы придется вернуть в бюджет НДС – 18 процентов. Это известие огорошило. Как же так? Одна рука дает, другая – отбирает? С учетом этого налога на квадратный метр приходится уже не 9,92, а всего 8,13 субсидийных рубля. Выходит, недостающие 1,79 рубля мы должны дополнительно собрать с жителей? Такая сумма – 108 тысяч рублей из 600! – для ТСЖ огромная потеря. Это требование налоговых органов тем более странное, если учесть, что очень многие ТСЖ и ЖСК пользуются упрощенной системой налогообложения и не являются плательщиками НДС.
Андрей Чечин:
– Это нелогичный шаг со стороны фискальных органов по отношению к ТСЖ. В свое время те же налоговики признали, что жилищные услуги не должны облагаться НДС, и ДЕЗам возвращали деньги из бюджета. Теперь передумали, на этот счет пришло письмо Федеральной налоговой службы. Мы пытаемся с этой проблемой разобраться, тем более, в Москве много управляющих организаций, которые отчитываются по упрощенке.
Понятно, что выделение бюджетных субсидий управляющим организациям является нарушением Жилищного кодекса РФ. В нем предусмотрено, что они должны выплачиваться адресно. Сейчас и в Москве стоит вопрос о приведении их в соответствие с Жилищным кодексом РФ.
Свое мнение высказал председатель Союза жилищных организаций города Москвы Константин Крохин:
– К сожалению, когда в Москве принимали решение о выделении бюджетных субсидий, тогда не обладали информацией о том, что очень многие ТСЖ и ЖСК переходит на упрощенную систему налогообложения. И при этом они не являются плательщиками НДС. Это обстоятельство просто не было учтено. Проблема бы не возникла, если бы субсидия была персонифицирована, и деньги приходили бы на счет жителя, а не управляющей организации.
Департамент ЖКХиБ г. Москвы обратился за разъяснениями в столичный Департамент финансов. Но там лишь подтвердили, что налоговики правы. По бюджетному кодексу РФ субсидии юридическим лицам – производителям услуг – предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. По ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация услуг признается объектом налогообложения независимо от источника финансирования. При этом жилищные услуги облагаются НДС, а их стоимость включена в налогооблагаемую базу. По ст. 162 Налогового кодекса РФ налоговая база по НДС увеличивается на сумму финансовой помощи, полученной в счет увеличения доходов, вне зависимости от источника финансирования.
А так как расходы столичного бюджета по субсидированию управляющих компаний будут осуществляться по строке «Субсидии организациям, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек», то есть в счет увеличения доходов этих организаций, то планово-нормативный расход, определяемый правительством Москвы, должен включать в себя НДС. При заключении договоров с управляющими организациями сумма НДС подлежит выделению из общей суммы субсидии.
Насколько это фискальное решение справедливо? Ведь эти 18 процентов НДС в конечном итоге возмещать придется москвичам.