Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 09 октября 2008 г. 09:18
Публикация в газете: №41 (716) от 09 октября 2008 г.

Есть вопросы к ЕПД

Есть вопросы к ЕПД

Тема очередного круглого стола определилась после публикации в № 34 статьи Виктора Дейнекина «Что такое ЕПД и как с ним бороться». На нее последовал официальный ответ руководства ГУ «ИС города Москвы» (№ 37), но проблемы, затронутые автором, все же повисли в воздухе. Мы благодарны начальнику управления мониторинга ГУ «ИС города Москвы» Андрею Чечину, откликнувшемуся на приглашение редакции поучаствовать в их обсуждении. Вопросы, на которые ему пришлось отвечать, актуальны для каждого жилищного объединения, для каждого собственника.

Я не один такой настырный

Виктор Дейнекин:

– Руковожу инициативной группой по выбору способа управления в д. 10, корп. 2 на ул. Академика Глушко. В нашем доме провели реконструкцию телевизионных сетей, подключили кабельное телевидение, предложив жителям 27, а затем и 32 телепрограммы. Оповестили и об увеличении платы до 95 рублей в месяц. У меня квартира вообще не подключена к телесети, 13 лет не пользовался этой услугой и не платил за нее. Но тут в моем ЕПД вдруг появилась строчка – телеантенна. Обратился в ГУ ИС. Мне ответили, что «мы тут ни при чем, всего лишь технические исполнители, действуем по инструкции». Словом, исключить лишнюю строчку из платежного документа не удалось. Пришлось разыскать организацию-поставщика, посетить ее, написать заявление об отключении антенны (которая, кстати, не была подключена). Затем три недели ждал, пока оттуда перешлют выписку в ГУ ИС. Только после этого мне переправили платежку.

Я не слушаю радио, но радиоточка в квартире есть. Понимаю, что радиосеть – это, прежде всего, средство оповещения при чрезвычайных ситуациях. Но тогда и содержать ее должны государственные структуры. В Санкт-Петербурге было судебное решение по этому поводу: если человек не пользуется радиоточкой, то и не платит. Но службу, которая поддерживает радиосети, обязали оставить квартиру подключенной.

Так вот, избавиться и от этой строчки в ЕПД оказалось не так то просто. На это ушло три дня. Отправили в Радиоцентр на Семеновский вал, д. 4. Написал заявление, заплатил за отключение, в течение месяца ждал мастера, чтобы он пришел, перерезал мне два проводка и выдал бумажку, на основании которой строку «радиоточка» убрали из платежки.

Конечно, многие москвичи не мелочатся, платят по 25 рублей ежемесячно, хотя и не пользуются радиоточкой. Но я специально два часа наблюдал за очередью в Радиоцентре, смотрел, кто же приходит. В основном, пенсионеры. Задался целью отключить радиоточку пять лет назад. Многие из очереди рассказали, что и у них руки не доходили по 3-4 года. В Радиоцентре подтвердили, что из трех миллионов абонентов ежегодно 40 тысяч отключают радиоточки.

Мэр Москвы Юрий Лужков однажды сказал, что вся чиновничья машина столицы должна работать таким образом, чтобы ходили документы, а не люди. На это, на мой взгляд, должна быть направлена и деятельность ГУ ИСов. Из-за того, что у них «не доходят руки», остаются неразрешенными вопросы, которые касаются миллионов людей. Проблема выеденного яйца не стоит. Что мешает ГУ «ИС города Москвы» подписать соглашение с поставщиками этих услуг и не гонять людей? Идеальный вариант: житель заполняет бланк заявления в ГУ ИС, оттуда заявки централизованно передаются поставщику. И специалист за день успевает обслужить весь район. А не так, как сейчас, 2-3 заявки в день, только потому, что выезжать приходится в разные концы Москвы. Очевидно, что ЕПД будет существовать и дальше. Вопрос в том, как его улучшить?

Во многих регионах страны появились частные расчетно-кассовые центры, которые живут на один процент от взимаемых сумм. В Москве делают ту же самую работу бесплатно. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и мы, собственники, в нее попадаем. Я не могу исключить из ЕПД услуги, которыми не пользуюсь, и попадают они туда без моего согласия. Зато, заключив договор с организацией на обслуживание квартирных приборов учета, не могу включить эту услугу в ЕПД.

Надо предоставить возможность районным ГУ ИСам самостоятельно принимать решение, к примеру, в случаях отказа от телеантенны или радиоточки, или желания клиента включить в платежку ту или иную услугу. Для этого дополнить должностные инструкции сотрудников, заключить соглашения с поставщиками жилищных услуг.

ГУ ИС – он только калькулятор

Андрей Чечин:

– В ст. 154 Жилищного кодекса РФ сказано, что в плату за жилое помещение входят управленческие услуги УК и плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Радиотрансляционная и кабельная сети телевидения принадлежат собственникам, потому что находятся в доме. И собственники должны принимать меры для обслуживания этих сетей. Так что житель не хочет оплачивать: сигнал от этой радиоточки или содержание сети? Он обязан ее содержать в любом случае, даже если не включает радиоприемник.

Проблема исключения из ЕПД услуги должна решаться очень просто. Не житель должен ходить к поставщикам и добиваться отключения радиоточки или телеантенны. За него это должна делать управляющая компания (УК). Вы заключаете договор с ней и выступаете в роли заказчика, она как генподрядчик, в свою очередь, имеет договора со своими субподрядчиками. Достаточно написать заявление в УК, и она должна на основании договора с Радиоцентром пригласить его представителя, причем без вашего участия.

Многие собственники ошибочно трактуют роль ГУ ИСов. Это, действительно, не та организация, которая принимает решения. Ей отведены две задачи: содержать придомовую территорию и службу ЕИРЦ, которая выполняет функции биллинговой компании, то есть расчетно-кассового центра. Иными словами, это калькулятор.

ГУ ИС не имеет права принимать каких-либо решений. По закону УК дает информацию о начислениях в ЕИРЦ, которая автоматически вносит данные, формирует платежный документ, обеспечивает его доставку в каждую квартиру и отслеживает платежи жителей, то есть дает информацию в УК о должниках.

Управление мониторинга за деятельностью ГУ ИСов, которое я возглавляю, не только анализирует работу инженерных служб. Оно отвечает на обращения населения, которые поступают к нам, и связано с деятельностью управляющих компаний и ГУ ИСов. Нередки жалобы и на прямые нарушения закона. Руководителям районных инженерных служб объясняем – не имеют они права принимать каких-либо решений, это может делать только УК по заказу жителя. Нас и ругают, в основном, за то, что ГУ ИСы вмешиваются в деятельность жилищных объединений, управляющих организаций.

Выбрана управляющая организация – никаких самостоятельных договоров между жителями и другими структурами не должно быть. Только она несет ответственность за состояние дома, за то, что в нем находится.

На двух стульях

Из выступлений участников круглого стола:

– Каждый москвич ежемесячно получает извещение-квитанцию по сбору платежей по ЖКУ – жилищно-коммунальные услуги. Так называемый ЕПД. В нем указан только транзитный счет Банка Москвы, на который поступают деньги от жителей и с которого они расходятся к поставщикам. Это идет вразрез с жилищным законодательством. Все платежи должны вноситься на счет управляющей компании, и она уже расплачивается с ресурсоснабжающими организациями. В платежном документе должен стоять счет управляющей компании, ее реквизиты. Но в московском ЕПД вы этих сведений не найдете, значит, он вне закона?

Понятно, что введение ЕПД в свое время было вынужденной мерой для разрешения кризиса неплатежей. ДЕЗы придерживали деньги, повышали зарплаты, тем самым удерживали кадры. Вопрос в том, будет ли ЕПД и дальше существовать в своем «незаконном» виде...

– В Москве 95 процентов домов управляются ДЕЗами. Пока это – государственные унитарные предприятия. Если в платежке указан транзитный счет Банка Москвы, а не ДЕЗов, можно предположить, что к ним нет доверия? Решение об обслуживании через систему ЕИРЦ ДЕЗы принимают самостоятельно. А кто дал им право заключать такие договора без согласия жителей и, тем более, без нотариально заверенной доверенности от них? С какой стороны ни посмотри, нарушается Жилищный кодекс РФ. ГУ ИСы пытаются сидеть сразу на двух стульях.

– Многие ТСЖ и ЖСК не пользуются услугами ЕИРЦ и нормально работают. Более того, никто на них не оказывает давления и не создает ограничения. Централизация в таком деле вряд ли нужна, и зря ТСЖ уговаривают присоединиться к этой системе расчетов. Есть другой рыночный путь – содействовать появлению в городе частных расчетных центров, где ТСЖ и ЖСК могли бы за небольшую плату (один процент от общей суммы) заказывать начисление и распечатку платежных документов на свой дом. Была попытка открыть в Москве филиал расчетного центра петербургской компании, которая закончилась неудачно. Хотя в Питере их три, обслуживают большую часть ТСЖ. Главное отличие частных расчетных центров от государственных в том, что клиент всегда может заказать для своего дома любые платежные документы по форме, составу услуг, ценам, порядку начисления и прочим параметрам. В ЕИРЦ такой возможности нет.

Зато надежно

Андрей Чечин:

– ГУ ИС – это государственная биллинговая компания, но в городе есть и коммерческие структуры, от них поступает много обращений. Кто ж против, в Москве полно домов, которые не обслуживаются в системе ЕИРЦ. Предлагайте им свои услуги! Самое интересное, что именно коммерческим управляющим организациям хочется действовать по закону. Они хотят, чтобы все платежи шли на их счета. И чтобы невозможно было проконтролировать, сколько денег собирают, как рассчитываются.

В то же время к нам поступает много обращений от жителей по поводу нарушений со стороны коммерческих управляющих. Мне часто приходится общаться с председателями ТСЖ, многие из них вызывают к себе уважение, они качественно эксплуатируют свои дома. Но при этом с большим количеством ТСЖ и ЖСК приходится вести войну. Печальный опыт в Марьине, когда председатель узурпировал власть в доме, единолично принимает решения, собирает с жителей сумасшедшие деньги. Или ТСЖ «Гурьянова 16-19» из четырех домов, которое довели до банкротства.

Мировая практика показывает, что услуги управляющей компании составляют 4-8 процентов от общей стоимости оказания услуг по дому. ДЕЗы неплохо жили за счет того, что обслуживали большое количество домов, с каждого по чуть-чуть – и на хлеб хватало.

А у нас в некоторых ТСЖ и ЖСК попытка собрать себе родному на зарплату съедает 50-60 процентов от всех собираемых денег с дома.

Да, ЕПД в его сегодняшнем виде недостаточно легитимен. А вы уверены, что платежи, уйдя в управляющую организацию, поступят поставщикам? Ведь как раз ДЕЗы в 90-х годах перестали платить по счетам. Теперь с транзитного счета Банка Москвы они получают лишь деньги на содержание общего имущества.

Минусы расщепления

Анна Селина:

– Я председатель ТСЖ «Сколково». Огромный недостаток нынешней системы расчетов – так называемое расщепление платежей в Банке Москвы и перечисление их согласно кодам поставщикам услуг.

Так получилось, что во время передачи двух муниципальных подъездов из ДЕЗа в ТСЖ их жильцы дважды заплатили за тепло и подогрев воды. Лишние двести тысяч рублей ушли через ЕИРЦ в МОЭК. Было это полтора года назад. Деньги не можем истребовать и сегодня. МОЭК считает их «неопознанными», должен вернуть на транзитный счет Банка Москвы, но их там не принимают. А ведь ГУ ИС должен их вернуть людям, но и это невозможно, ведь часть жителей за это время поменяла место жительства.

ГУ ИС ежемесячно отправляет МОЭКу сумму, исходя из нормативов. Но она не совпадает с начислениями по общедомовому счетчику. Вернуть из этой организации переплаченные деньги какому-либо ТСЖ или ЖСК нереально, если они обслуживаются через систему ЕИРЦ. Мы же в нашем товариществе ежемесячно снимаем показания счетчиков и расплачиваемся строго по ним. МОЭК с нас не получает ни на копейку больше. Впрочем, как и другие поставщики. Например, МосОТИС. По договору я могу удержать 20 процентов оплаты за простой лифта более 48 часов. Но подтвердить простои через диспетчерскую ГУ ИС очень сложно. Там просто не принимают повторные заявки на одну и ту же поломку. Механик расписывается в том, что работа выполнена в срок, а лифт на самом деле стоит четыре дня. Веду свой журнал, по окончании расчетного периода пишу письмо в МосОТИС и лишаю их части денег. Такая мера воздействия была бы невозможна, обслуживайся мы через систему ЕИРЦ. Вся сумма по договору сразу бы уходила в МосОТИС, независимо от качества их работы.

Нам тоже предлагали перейти на обслуживание в ЕИРЦ. Понимаю, что эта система полезная и нужная городу, хотя бы потому, что аккумулирует всю информацию о жилищном фонде, о платежах, о жителях. Ясно, что бесплатными ее услуги долго оставаться не могут. Через год-два, чтобы окупить себя, ЕИРЦ обязательно выставят свои 0,5 процента. Но при этом они должны так работать, чтобы мы – ТСЖ – туда бежали, в очередь становились.

Сейчас жители нашего дома платят Сбербанку за обслуживание три процента. Хотелось бы сохранить людям эти деньги и перейти в ЕИРЦ. Но на определенных условиях.

Надо, чтобы средства с транзитного счета Банка Москвы возвращались на счет ТСЖ. И товарищества самостоятельно рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями.

Дайте возможность оборудовать в бухгалтерии каждого ТСЖ удаленное рабочее место с правом доступа к определенным операциям. Например, выдача справки, составление отчета. Пусть такая услуга будет платной. Если это будет сделано, то многие ТСЖ уйдут из Сбербанка в ЕИРЦ.

Все, что хотите!

Андрей Чечин:

– Давайте посмотрим, как происходит расщепление в Банке Москвы. Каждому платежу присваивается определенный код, на основании этой кодировки деньги расходятся по поставщикам. Ничего сложного нет в том, чтобы завернуть эти деньги с транзитного счета на счет управляющей компании. Кстати, УК «Аквахолдинг», которая обслуживает 23 ТСЖ в Марьине, уже использует такую схему. Она не отдала право кодировки на отопление и холодную воду ЕИРЦ и кодирует эти платежи самостоятельно. Излишки денег, ту саму разницу между нормативом и показаниями общедомового прибора учета, оставляют на своем счету.

В Москве уже есть варианты договоров, когда все платежи жителей ТСЖ расщепляются на уровне Банка Москвы и уходят обратно в товарищество. Эта схема возможна для каждого ТСЖ. Только не все охотно на нее соглашаются, и не потому, что она кажется усложненной. Не хотят, чтобы были видны их денежные потоки.

Создание удаленного рабочего места в ТСЖ требует технического решения, и мы сейчас разрабатываем вариант, как сделать удаленный доступ. Есть определенные требования к сетям, которые передают конфиденциальную информацию. Уровень защиты должен быть высоким. Таково условие управления информатизации города Москвы. Хотел бы обратиться ко всем жилищным объединениям города. Мы готовы поддержать любые ваши предложения по совершенствованию системы расчетов. Не нашли понимания в районных ГУ ИСах, приходите в ГУ «ИС города Москвы».

Лилия Позднякова | Обсудить статью

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.