07:48:24
23 июня 2024 г.

Александр Варев: «С нами можно экономить!»

ЖКХВ сентябре прошлого года были созданы государственные учреждения – инженерные службы (ГУ ИС) округов и районов. В чем же смысл происходящих изменений? И какие функции призваны выполнять новые структуры? Об этом рассказывает руководитель ГУ «Инженерная служба города Москвы» Александр Варев.

Конец монополии

– Александр Михайлович, чем продиктовано создание системы инженерных служб?

– В связи с тем, что ГУП ДЕЗ должны встать в один ряд со всеми другими управляющими компаниями, возник вопрос о выделении из ведения дирекций государственных функций и передаче их учреждениям, подотчетным городу. Это необходимо для сохранения сложившейся в городе системы предоставления бюджетной поддержки нарождающемуся самоуправлению многоквартирными домами и, собственно, жителям.

Возросли требования к уровню обслуживания. Людям сейчас важно не просто получать ту или иную услугу, они обращают внимание на ее качество. Реформирование сферы ЖКХ, перевод ее в координаты рыночных отношений как раз и должны способствовать повышению качества услуг.

– Да, рынок позволяет людям выбирать между хорошим и лучшим. Однако ЖКХ – это весьма чувствительная сфера, где «завязаны» в прямом смысле слова жизненные интересы всего населения. Наверное, и подход к реформированию здесь должен быть особым?

– Действительно, речь идет о целом комплексе мероприятий, которые проводятся постепенно, шаг за шагом, и сопровождаются предварительной разъяснительной работой.

Сейчас очень важно создать нормативно-договорную базу для успешной деятельности управляющих компаний. Разработаны и утверждены руководителем Комплекса городского хозяйства примерные формы договоров, в которых четко сбалансированы интересы как управляющих организаций, так и поставщиков ресурсов.

– Итак, ДЕЗы реформируются. Но много ли у них конкурентов на рынке управления жильем?

– В общей сложности сейчас в столице действуют более 4,5 тыс. управляющих организаций. Это и привычные всем нам ДЕЗы, и новые частные управляющие компании (УК). Значительная часть – около 2 тыс. – это ЖК, ЖСК и ТСЖ, самостоятельно управляющих своими домами. То есть жители организовались в товарищества и решили управлять своими домами, не привлекая к этому ДЕЗ или иную организацию.

Давайте возьмем обычный московский район – Измайлово. Там, где прежде «царствовал» один ДЕЗ, появились еще восемь управляющих организаций. Две из них – это бывшие РЭУ, которые взяли на себя функции не только обслуживания жилищного фонда, но и управления. Здесь же в качестве управляющих организаций зарегистрированы пять ЖСК и одно ТСЖ. Это типичная для столицы картина.

Диспетчер с дипломом

– Какие функции призваны выполнять инженерные службы?

– ГУ ИСы представляют интересы города как собственника помещений в многоквартирных домах, обеспечивают комплексное содержание и текущий ремонт дворовых территорий, которые не включены в состав общего имущества многоквартирных домов, занимаются содержанием и ремонтом общедомового оборудования для инвалидов, охраной подъездов.

В ведение ГУ ИСов переданы объединенные диспетчерские службы – ОДС, которые должны оказывать услуги любой управляющей организации, действующей на данной территории.

– Чего ожидать москвичам от этих перемен? Улучшится ли, например, работа тех же диспетчерских? Будут ли коммунальные службы более оперативно отзываться на тревожные сигналы жителей?

– Изменения в лучшую сторону уже начались. В их числе полная инвентаризация всех 1200 диспетчерских столицы. Причем она коснется не только находящегося там оборудования, но и самих помещений. Ведь в нынешнем своем виде система ОДС сформировалась еще в начале 90-х годов прошлого века, и коренная модернизация давно назрела. У нас кое-где еще можно увидеть допотопные пульты. Так что предстоит установка компьютеров или замена существующих на новые, внедрение эффективного программного обеспечения, создание достойных бытовых условий для диспетчеров, которые сутками находятся на работе.

Создается единая диспетчерская служба Департамента жилищно-кооммунального хозяйства и благоустройства, на очереди – единый инженерно-технический центр. А в целом по программе «Электронная Москва» в течение трех лет в городе должна быть сформирована автоматизированная система управления – АСУ ОДС. Естественно, что конечная цель всех этих мер – более оперативное реагирование на обращения москвичей по поводу тех или иных коммунальных проблем.

– Новые компьютеры, новые программы… По силам все это освоить персоналу диспетчерских?

– Качественный уровень кадров должен повыситься, потому что жизнь того требует. Современный диспетчер обязан быть уверенным пользователем персонального компьютера, ему придется взаимодействовать не с одним ДЕЗом и аварийными службами, а с десятками управляющих и подрядных организаций. Мы пришли к выводу, что диспетчеры должны иметь высшее образование и определенный опыт работы в ЖКХ. Уже сейчас существенно повышена оплата труда диспетчеров, поэтому мы вправе предъявлять и более высокие требования к ним.

Город готов поддержать

– Александр Михайлович, давайте вернемся к субсидиям. На каких условиях город может их предоставить жилищным объединениям?

– Субсидии предоставляются в двух случаях. Во-первых, если собственники не выбрали способ управления многоквартирным домом, во-вторых, если выбор сделан, но не принято решение о размере платы за услуги по содержанию и ремонту. Здесь важно иметь в виду, что цель субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме состоит в компенсировании из городского бюджета части затрат управляющих организаций. Размер субсидии определяется как разница между доходами управляющей организации, полученными от платежей населения по ценам, установленным правительством Москвы, и планово-нормативными расходами. Сейчас действует городской норматив в размере 16 руб. 92 коп. с квадратного метра жилплощади. Если он не превышен управляющей организацией, в том числе ТСЖ или ЖСК, субсидия будет предоставлена. Другое дело, когда управляющая организация по согласованию с собственниками определяет расширенный перечень работ и устанавливает цены, превышающие городской порог планово-нормативных расходов. Тогда субсидия не предоставляется.

– Что может входить в этот расширенный перечень?

– Что угодно. Причем имеются в виду не просто те или иные разовые работы, такие, например, как отделка подъездов зеркалами и мрамором, а общий уровень комфортности, требующий постоянных текущих затрат. Есть, скажем, зимний сад в доме, значит, за ним требуется постоянный уход, и человеку, который этим занимается, нужно платить. Если собственники готовы нести дополнительные расходы за дополнительный комфорт, это их право. Но в этом случае очевидно, что в компенсациях из бюджета они не нуждаются.

Хочу сказать, что для ТСЖ и ЖСК, которые намерены подключиться к системе бюджетного субсидирования, у нас всегда «зеленый свет» – специалисты ГУ ИСов районов готовы оказать помощь в подготовке необходимой документации. Этим они занимаются в повседневном режиме.

Как сократить расходы?

– Теперь давайте поговорим о ведении расчетов через ГУ ИС. Какие преимущества получают ваши клиенты – ТСЖ, ЖСК, иные управляющие организации?

– Преимущества бесспорны. Управляющим организациям нет необходимости тратиться на организацию абонентских и кассовых подразделений, на выполнение работ, связанных с ежемесячным начислением и сбором платежей. Согласитесь, что оплата персонала, подготовка платежных документов, их доставка, установка и обновление программного обеспечения и прочее требуют значительных расходов. ГУ ИС самостоятельно обновляет базу плательщиков, выставляет долговые ЕПД.

Только с начала текущего года к Гу ИСам присоединилось почти 750 жилищных объединений. Почему это происходит? Когда та или иная управляющая организация начинает сотрудничать с нами, она не только сокращает расходы, но и улучшает свой имидж. Все-таки люди больше склонны доверять тем организациям, которые ведут расчеты через государственную структуру, каковой и являются ГУ ИСы. Жителям важно также получать объективную информацию о начислении платежей, эта процедура должна быть прозрачной и понятной для них.

– Тем не менее, какая-то часть председателей жилищных объединений упорно не желает заключать договоры с ГУ ИСами. В чем причина?

– Не хочу обвинять всех огульно или кого-то конкретно. Скажу лишь, что ведение расчетов через ГУ ИС оставляет меньше возможностей для бесконтрольного расходования средств, создания «черной кассы» и прочих злоупотреблений. Тем руководителям жилищных объединений, которые еще испытывают какие-то сомнения, могу посоветовать обратиться в ТСЖ и ЖСК, которые давно сотрудничают с нами. Должен отметить, что позиция многих руководителей жилищных объединений в отношении расчетов через нашу систему кардинально изменилась. Просто люди увидели, насколько это выгодно.

Наталья Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация