Верьте ему, люди!
Прежде чем предоставить слово юристу, переведем ситуацию на простой человеческий язык. Реально это выглядит так. Отселяется очередная пятиэтажка. Счастливые новоселы пакуют чемоданы, чтобы отправиться на новое местожительство. Но! Новоселы эти делятся на две категории, которые и определяют их судьбу на ближайший отрезок времени.Одни проживают на площади по социальному найму, другие – собственники жилья. Первым дается выписка из распоряжения органов исполнительной власти (ордер), на основании которой их снимают с регистрационного учета на старом месте и регистрируют на новом – далее они вполне могут браться за чемоданы. У собственников же иная форма оформления документов – новую квартиру им надо предоставить в собственность.
Прежде всего заключается договор мены между переселяющей стороной и переселяемым физическим лицом и членами его семьи. Он может заключаться в нотариальной форме или в простой письменной. Как правило, граждане предпочитают первый вариант, считая, что это дает им дополнительные гарантии надежности сделки. Но по Гражданскому кодексу право собственности на недвижимое имущество возникает только после государственной регистрации любой сделки. С 2000 года этим занимается орган юстиции – Московский комитет по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно туда Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮЗАО, где происходит действо, передает договоры и пакет документов, подтверждающих право собственности граждан на их площадь. Все эти документы подлежат правовой экспертизе и государственной регистрации. Регистрация занимает два, иногда три месяца.
Люди тем временем продолжают жить в полуотселенном, готовом к сносу доме. И условия их жизни, бывает, приближаются к экстремальным. Где-то в пустой квартире форточку разбили, система разморозилась – и стояк остается без тепла. В полупустующие дома пытаются вселиться бомжи.
Чтобы избавить людей от подобных неприятностей, в правительстве Москвы было принято решение заключать краткосрочный договор найма жилого помещения. Этот договор заключается исключительно с собственниками, уже заключившими договор мены, но еще не прошедшими государственную регистрацию. А значит, зависшими, как между небом и землей, между старой и новой площадью. Договор же краткосрочного найма позволяет переселенцу вновь обрести почву под ногами. По этому документу ему выдадут ключи от новой квартиры, разрешат туда вселиться, откроют лицевой счет, станут брать плату за коммунальные услуги, установят телефон… ОВД дано поручение регистрировать таких граждан по их заявлению как на постоянное место жительства – все равно через месяц-другой эта квартира станет их собственностью. Когда документы приходят из Москомрегистрации, этот договор, будучи временной, переходной формой, автоматически прекращает свое существование и собственники полноценно вступают в права владения – могут заключать дальнейшие сделки, регистрировать новых граждан, не проживавших у них по старому адресу, и так далее, и тому подобное.
Договор краткосрочного найма, как многие новации, еще не имеет широкой известности и вызывает у людей настороженность: в чем же тут подвох?
– Да нет его, – утверждает юрист Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮЗАО Кирилл Гавриков. – Здесь нечего опасаться – это документ правительства Москвы. Кроме того, помимо договора краткосрочного найма, существует ряд документов, создающих целую систему гарантий. Прежде всего – договор мены, заключенный и подписанный должностным лицом правительства Москвы. Далее. По поводу каждой семьи существует распоряжение администрации того округа, где осуществляется переселение. Допустим, семью Ивановых переселить по такому-то адресу в связи со сносом дома по такому-то адресу. Оформление договора мены – целая система документов, гарантирующая права граждан.
Вопрос этот весьма актуален. На Юго-Западе, например, около 40 процентов собственников жилья. В сносимых домах они занимают чуть меньше половины площади. Люди признают, что страшно жить в полупустующем доме, но любой ценой хотят получить договор, зарегистрированный Москомрегистрацией, и только после этого переезжать.