23:30:44
11 апреля 2021 г.

Петр АКСЕНОВ: Нам не хватает самого главного –хозяина дома

Реформа ЖКХ – это сегодня, пожалуй, самый чувствительный «нервный узел» всех преобразований, которые происходят в стране. Почему именно в столице отрабатывается модель новых экономических отношений в коммунальной сфере? Об этом рассказывает руководитель Комплекса городского хозяйства правительства Москвы Петр Аксенов.– Дело не только в огромных масштабах жилищно-коммунального хозяйства столицы, обслуживающего почти 39 тысяч жилых домов, около 3,5 млн. квартир и более 8,5 млн. жителей. Нам удалось продвинуться по пути внедрения рыночных механизмов в процесс обслуживания жилья, а также и в работе по приведению в порядок подъездов жилых домов и дворов. Сегодня уже приведено в порядок 96 тыс. подъездов домов, благоустроено более 35 тыс. дворовых территорий, в 9 тыс. из них подъездов дежурят штатные «консьержки», в 4 тыс. домов установлены камеры видеонаблюдения.
– Иными словами, программа «Мой двор, мой подъезд» стала прелюдией тех хозяйственных перемен, которые сделали из москвичей участников процесса реформирования ЖКХ?
– Да, конечно. Знаете, я категорически не согласен с таким посылом: вы сначала нам создайте соответствующие условия проживания, а потом мы за это заплатим полным рублем. В процессе реформы нам предстоит многому научиться, и в первую очередь профессиональному и грамотному управлению своей собственностью. Сегодня граждане платят в среднем 40 процентов за услуги ЖКХ, остальное дотирует город. Привычка регулярно получать «хлебную надбавку» мешает формировать хозяйский подход к экономному расходованию ресурсов, причем не только потребителей, но и поставщиков. Согласитесь, сегодня рубль в подарок, завтра, а послезавтра без этой рублевой дотации вроде, как и платить не надо. Когда же дареный прежде рубль станет штрафной санкцией, мы начнем задумываться над тем, как правильно, без долгов распределить свой бюджет.
– Более половины московских квартир приватизированы. Но ведь собственность подразумевает имущественные обязательства. Получается, что собственников много, а ответственность за состояние и содержание жилья размыта.
– Нам пока не хватает одного, но самого главного элемента жилищно-коммунальной системы – собственника дома. Ему нужен единый хозяин с известными, но подзабытыми функциями домовладельца, домоуправа.
– Речь идет о ТСЖ? Но в Москве их пока не так много.
– Сегодня в столице 659 товариществ собственников жилья. Правительство Москвы, префектуры административных округов стараются создать благоприятные условия для их развития, утвержден порядок и нормативы финансирования из городского бюджета расходов на возмещение товариществам убытков от эксплуатации жилищного фонда. Но горожане еще не в полной мере осознали, что же такое собственность в формате не только квартиры, а всего дома.
– Вот именно. Мы пока имеем смутное впечатление о понятии коллективной собственности, которой можно сообща управлять.
– Почему же смутное? Лично я имею конкретное представление о ТСЖ, потому что четыре года живу в таком доме. Мы регулярно проводим собрания всех жильцов, решаем те же проблемы, что и все москвичи. На прошлой неделе, например, обсуждали чистоту подъезда и территории гаражей. Никто не против оплачивать эти услуги в полном объеме, но жильцы справедливо возмущались некачественной уборкой мест общего пользования.
– В чем же различие между членами ТСЖ и «простыми» жителями?
– Все рычаги управления находятся непосредственно в руках членов товарищества. Главное преимущество ТСЖ в том, что они имеют возможность платить по факту. Будучи собственниками, жилищные товарищества станут полноправными хозяевами на рынке жилищно-коммунальных услуг. Они будут сами определять, кому и за что платить, чьими услугами пользоваться, как развивать и сохранять свое хозяйство. Они станут основным аккумулятором тех денег, которые вращаются в жилищно-коммунальной сфере. За ними также будут закреплены функции распределения жилищных субсидий.
– И что это реально даст?
– Будет создана прочная финансовая и организационная база для развития договорных отношений и конкуренции в сфере ЖКХ. Ведь смысл реформы в том и состоит, чтобы строить хозяйственные отношения с потребителями на основе свободного выбора поставщиков этих услуг населением. Казалось бы, чисто организационная мера, но, по предварительным расчетам, ее реализация даст возможность сэкономить 15–20 процентов расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, на дотирование его.
– Это напоминает приглашение кухарке управлять государством. Ведь управление жилищным фондом предполагает грамотные профессиональные действия.
– Никто не требует от граждан приобретать лампочки в подъезды, ремонтировать лифты или мыть по очереди лестничные площадки. Для этого есть специализированные структуры. Здесь могут быть два пути: либо привычные нам ДЕЗы, либо частные управляющие компании. Функции у них одни и те же, а вот насколько умело они справляются со своими профессиональными обязанностями, жильцы очень быстро разберутся. Их оценка по качеству управления жилым фондом и станет определяющей.
Проблема в другом. Частные управляющие компании – это те же малые предприятия. Они должны развиваться, внедрять энергосберегающие технологии, совершенствовать свою производственную базу, наращивать оборотные средства. Сегодня это непросто, потому что, не имея собственности, они не могут даже взять кредит в банке. На что же им тогда рассчитывать? На те же бюджетные средства? Это значит изначально искажать смысл реформы.
– Как быть?
– Решать вопрос на государственном уровне. Вносить изменения в проект федерального закона «О лизинге», предусматривающие в случае приобретения в лизинг энерго– и ресурсосберегающего оборудования, например, рассрочку по уплате НДС и отмену НДС с комиссионных платежей.
– Переходим к теме ресурсосбережения?
– К сожалению, экономия энергии, воды и других ресурсов еще не стала обязательной для жителей. Раньше все газовые плиты были оборудованы счетчиками, в конце 50-х их сняли. Жги сколько хочешь, да и газ не стоил так дорого, как сегодня. Та же ситуация и с водой, но времена теперь не те, все имеет свою реальную стоимость.
– Вы сделали акцент на слове «реальную». Означает ли это, что все расчеты должны производиться по факту? По счетчикам? Кроме электросчетчика, мы других и не видели…
– Действительно, счетчики учета электроэнергии никого не удивляют, а вот приборы учета тепла и воды пока не нашли повсеместного применения. Но в Москве разработана и реализуется программа энергосбережения на 2001-2003 годы. Сейчас приборами учета тепла оборудованы 89 процентов тепловых пунктов. Начата работа и по установке таких приборов в жилые дома. Счетчиками воды оборудовано около одной трети зданий.
Однако примерно 85 процентов всего жилищного фонда не соответствует современным требованиям по энергосбережению. Значит, у теплоснабжающих организаций должна быть четкая программа модернизации жилищного фонда. Комплекс энергосберегающих мероприятий может дать до 30–40 процентов экономии ресурсов. Кроме того, в Москве разработана электронная версия энергетического паспорта зданий. Теперь практически во всех новостройках устанавливаются узлы учета расхода воды и тепла, а также поквартирные водосчетчики.
– Трудно уйти от вопроса, по которому сейчас идут самые шумные дискуссии: платежи населения за жилищно-коммунальные услуги.
– Цель реформы не в стопроцентной собираемости средств с населения, а в формировании цивилизованного рынка коммунальных услуг.
Первоначально в Москве планировалось выйти на уровень 100-процентной оплаты услуг населением к 2007 году, но по объективным причинам, в частности – с ростом доходов москвичей, «шаг реформы» может быть ускорен. Вообще же, пройдет немного времени, появятся первые результаты, и тогда будут понятны тенденции.
– Сколько добровольцев уже рассчитались за предоставленные услуги полным рублем?
– Поймите, нас не интересует информация о доходах людей, мы учитываем не количество семей, оплативших по новым ставкам, а сумму поступивших в бюджет финансовых средств. Никакие «добровольцы» не улучшат положение дел, если другие граждане не будут вовремя платить за жилье. В Москве только по муниципальному жилищному фонду, без ведомственных домов, число семей-неплательщиков достигло 756 тысяч. Это почти четверть от общего количества проживающих в этих домах людей. Сумма их задолженности сегодня составляет 552 млн. руб. В большинстве своем неплательщики – недисциплинированные граждане. Начинаешь разбираться – у многих одна и та же банальная причина: забыл, потерял квитанцию, некогда в сберкассу зайти и т.д. А вот если к неплательщикам применить санкции, например, описи имущества, убежден, никто не забудет в начале месяца рассчитаться с городом за пользование услугами ЖКХ.
– Справедливо ли ко всем применять суровые меры?
– Добросовестные люди всегда будут искать выход из положения. Начнут экономить ресурсы, регулировать их потребление. Другие всегда будут искать причины и мотивы для неуплаты. Это неплательщики «по убеждению». Они считают, что недополучили от поставщиков услуг в полной мере и потому предпочитают не платить вовсе. Убежден, к этой категории, должны приниматься принудительные меры.
Неплатежи – серьезная опасность. Пока сохраняется гарантированное бюджетное финансирование, частные фирмы с удовольствием берут подряды на обслуживание жилья. С ростом неплатежей и при отсутствии компенсации убытков за счет местного бюджета этот рынок потеряет для частных структур всякую привлекательность.
– Тем не менее многим семьям москвичей станет не по карману оплачивать за услуги ЖКХ по новым ставкам.
– Так ведь не от каждой семьи это требуется. Одновременно с повышением платежей за услуги введена система жилищных субсидий для малообеспеченных граждан. Финансовая поддержка оказывается адресно, исходя из материального состояния каждой конкретной семьи, а не по социальному или профессиональному принципу, как это делается при предоставлении льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.
– Сколько москвичей пользуются такими льготами?
– Более 3,3 млн. москвичей. Начиная с этого года, в Москве введена система, при которой расчеты с жилищными и ресурсоснабжающими организациями, а также предприятиями связи за предоставление москвичам льгот по оплате услуг, идут через Городской центр жилищных субсидий.
– Но оформить льготы – дело хлопотное.
– Ни в коем случае нельзя гонять людей за каждой бумажкой. Человек должен один раз в году зарегистрировать свой доход, принести в коммунальные службы подтверждающую справку – и все. А дальше – автоматическая обработка информации.
В едином расчетном центре будет представлена вся необходимая информация по техническому состоянию жилищного фонда, наличию социальных льгот и т.д. В перспективе у каждого субсидента будет открыт свой персональный счет, на который накопительно будут поступать бюджетные средства, но, подчеркиваю, только для целевого использования их на оплату жилищно-коммунальных услуг.
– Сколько москвичей сегодня получают жилищные субсидии?
– Около 340 тысяч семей, это примерно 10 процентов от общего количества семей.
– Могут ли эти цифры убедить недоверчивых москвичей в позитивности реформы ЖКХ?
– Создание системы адресной защиты, механизмов социальных гарантий малообеспеченных людей, – одна из самых важных составляющих реформы. У москвичей еще не было повода усомниться в невыполнимости программ, которые принимает правительство Москвы.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Петр Николаевич Аксенов родился в 1946 году в селе Павловское Липецкой области. Окончил Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт. Кандидат экономических наук.
Начинал работать каменщиком строительного управления. С 1986 года работал в органах исполнительной власти города Москвы: был председателем исполкома Советского района, заместителем префекта Юго-Западного округа. С 1993 г. – префект Юго-Западного округа.
В январе 2000 года назначен префектом Южного округа. В январе 2002 года назначен первым заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства правительства Москвы.
Заслуженный строитель Российской Федерации. Женат, имеет двоих детей. Любит классическую музыку, историческую литературу.

Татьяна Данилина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация