Строительство по рекомендации
В декабре 2002 года был принят федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот документ определяет новую систему стандартизации и сертификации. На ее разработку и внедрение отведен период с 2003 по 2010 год.
Отчего едет крыша?
Преобразования в строительной отрасли начались с принятием именно этого закона, который был разработан в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), куда наша страна так стремится на протяжении последних нескольких лет. После того, как документ вступил в силу, вся существующая на тот момент нормативно-правовая база в области стандартизации: Строительные нормы и правила (СНиПы), Государственные стандарты (ГОСТы), Отраслевые стандарты (ОСТы) и пр., – стала носить рекомендательный характер.
Напомним, что первоначально вокруг нововведения разгорелись жаркие споры. Многие посчитали отмену СНиПов большой ошибкой, поскольку они в течение долгого времени обеспечивали безопасность и контроль за строительным процессом. «Как может устареть «дважды два»? Максимум, что нужно сделать, – усовершенствовать существующую систему стандартов», – возмущались скептики.
Сторонники реформы возражали: СНиПы стали тормозом на пути технического прогресса, поскольку любое новшество по определению им противоречит, а каждый, кто хочет применить новую технологию, автоматически становится нарушителем.
По замыслу авторов реформы, разрозненные, а порой и противоречащие друг другу нормативы должна заменить более стройная система, применяемая в развитых странах.
Казалось бы, замечательно, что наконец-то старая система стандартов в строительстве, под одну гребенку обезличивавшая здания, отменена. Остались, правда, обязательные регламенты, но они не содержат необходимых расчетных данных и четких эксплуатационных требований, которые нужны проектировщикам и экспертам. Найти их специалисты могут только в СНиПах и ГОСТах. Круг замкнулся.
Положение усугубляет то обстоятельство, что на момент принятия закон «О техническом регулировании» противоречил положениям 112 других российских законов. В частности, он вступал в прямое противоречие со статьей 71 Конституции РФ, фактически выводя стандарты из федерального ведения и превращая их в документы добровольного применения. В том числе и охраняющие безопасность жизни и здоровья граждан. Требования к качеству продукции были заменены требованиями к ее безопасности, что совсем не одно и то же.
В советский период соответствие любой продукции стандартам было гарантировано законом, их несоблюдение считалось преступлением. Теперь же система добровольной стандартизации резко снизила эффективность государственного регулирования безопасности не только в строительстве, а вообще на потребительском рынке, в промышленности, энергетике, на транспорте, что при нарастающем износе основных производственных фондов привело к увеличению аварий и техногенных катастроф.
И как прикажете поступать надзорным органам, инспектирующим вводимые в строй объекты промышленного и жилого сектора, когда оказались замороженными все нормативные документы – ГОСТы, СНиПы и т.д.?
Ситуацию наглядно иллюстрирует полемика специалистов Госстройнадзора (ГСН) на прошедшем в середине мая 2008 года техническом семинаре «Современные энергосберегающие инженерно-технические решения для систем теплоснабжения и отопления зданий». Как отмечают участники семинара: «В строительстве процесс ввода технических регламентов идет очень трудно. Многое нуждается в корректировке и доработке. Сейчас происходит обсуждение предложенных изменений, конкретного результата пока нет».
А дальше что?
Все же государство не остается в стороне. Например, принят ряд поправок и дополнений к новому закону, в частности – федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании» от 01.05.2007, призванный способствовать ускорению реформы, привести российскую систему в соответствие с международной моделью, конкретизировать положения закона. Эксперты пришли к согласию, что необходимо разделить технические регламенты на общие и специальные. Общие регламенты устанавливают базовые требования, не зависящие от специфики вида деятельности или продукции. Специальные – учитывают технологические особенности производства. Они должны приниматься нормативными правовыми актами президента и правительства РФ.
Но пока совершенно непонятно, как сейчас регламентируется использование новых технологий и материалов, не предусмотренных СНиПами и ГОСТами. Ждать, пока разработчики новых стандартов придут к какому-то решению, и заморозить развитие отрасли на неопределенное время? Те, кто «работает на земле», не видят тут особой проблемы. Повсюду в мире существует определенная практика: новая технология проходит лабораторные испытания или экспертизу, на основе которых федеральным органом исполнительной власти выдаются технические свидетельства. Эти свидетельства являются достаточным основанием для повсеместного использования. Почему мы должны стоять на месте, если такой механизм существует и нет препятствий для движения вперед, говорят специалисты? И с ними нельзя не согласиться.