Солнце России рассыпалось на огоньки
На минувшей неделе Анатолий Чубайс завершил дело десяти лет своей жизни. РАО ЕЭС России прекратило свое существование. Бывшая единая система распалась более чем на два десятка компаний, при этом генерирующие предприятия вышли из ведения государства.
Организатор и вдохновитель реформы электроэнергетики, естественно, пытается убедить всех, что изъятие из рук государства и дробление отрасли пойдет ей только на пользу. Хотелось бы поверить Анатолию Борисовичу, да трудно. Он пугает обывателя тем, что альтернативой реформированию было бы единовременное двукратное увеличение тарифа. Но тариф и так вырос за последние три года вдвое. А Чубайс правил отраслью десятилетие. И в предыдущие годы тарифы росли еще быстрее.
В качестве преимущества новой организации электроэнергетики Анатолий Борисович называет конкуренцию и инвестиции. Теоретически это действительно должно быть так. А практически конкуренция, к примеру, между крупными торговыми сетями приводит к тому, что молоко у фермера покупается по шесть рублей за литр, а продается по 35. Если продавцы и соревнуются, то только за право первым повысить цену. Почему это не повторится в случае с крупными поставщиками электроэнергии? Эксперты вполне допускают возможность появления новых монополистов.
Теперь об инвестициях. Понятно, что для развития производства нужны деньги. У государства их вечно не хватает, а частные инвестиции могут прийти только на частное предприятие. И Чубайс рапортует: инвестиции в российскую энергетику уже составили 1 трлн. рублей.
Однако эта цифра сразу вызвала недоумение. К примеру, хорошо известно, что инвесторы с удовольствием вкладываются в строительство и продажу жилья, а вот вкладываться в доходные дома никак не желают. Объяснение простое: деньги от продажи квартиры получаешь сразу, а доходные дома окупаются через 10-20 лет. Но генерирующие станции окупаются примерно в те же сроки. Так почему такое разное отношение бизнеса? Возможно потому, что деньги деньгам рознь. Инвестиции, о которых говорит Чубайс, поступили от продажи акций. То есть речь опять идет о вложениях не в строительство конкретного объекта, не в реальную экономику, а в спекулятивные операции. По принципу: «деньги ваши станут наши».
И еще об инвестициях. Анатолий Чубайс пишет: «У рынка есть фундаментальное свойство – он позволяет справедливо распределить дополнительные затраты между потребителем и поставщиком». Великолепной иллюстрацией к этому тезису служит ставшая уже одиозной плата за подключение. Напомню, с некоторых пор со строителей жилья стали взимать громадные деньги за подключение к электрическим сетям. Не за электроэнергию, а просто за право подключиться к подводящим проводам. Берут от 50 тыс. до 150 тыс. руб. за каждый кВт мощности. Объясняют так: электричества не хватает, надо строить новые мощности, а на это необходимы деньги. Доля (только доля) логики в этом есть. Но спрашивается, почему тогда построенная электростанция не переходит в долевую собственность тех, кто оплатил ее строительство?
Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман поделился поступившей к нему спустя три дня после распада РАО информацией, что в одном из южных регионов лимит на подключение 135 кВт электроэнергии обошелся в половину сметной стоимости дома. По Чубайсу это справедливость. А вот заслуженный и почетный строитель Николай Кошман называет это «бандитизмом».