Любовь Мирошникова: «Должники стали культурнее»
Какие-то пять лет назад тема долгов населения перед предприятиями ЖКХ была у всех на устах. Теперь разговоры об этом поутихли. По крайней мере, в Москве, где процент сбора квартплаты – самый высокий в стране. Означает ли это, что проблем нет, и все мы – примерные плательщики? Об этом рассказала руководитель Инженерной службы Юго-Западного округа Любовь Мирошникова.
– Любовь Владимировна, снижение задолженности населения по квартплате связывалось с внедрением системы ЕИРЦ. Теперь этим занимаются ГУ ИСы. Какова сейчас реальная картина?
– Последние три года дисциплина платежей за жилищно-коммунальные услуги растет, и хорошими темпами. Три года назад вовремя платили чуть более тридцати процентов населения, сейчас – свыше семидесяти. Свою роль сыграл Жилищный кодекс РФ. В ст. 155 установлен срок расчета – 10 числа месяца, следующего за отчетным. И дело даже не в том, что жители боятся нарушить закон. Причина, на мой взгляд, в появлении культуры во взаимоотношениях между поставщиками услуг и потребителями в жилищно-коммунальном секторе. Чего, согласитесь, в них всегда не хватало.
– Как вы считаете должников – по головам?
– Нет, в отчетности фигурирует количество лицевых счетов. Прибегну к статистике. Сегодня общая задолженность населения составляет чуть больше месяца. То есть долг, равен сумме месячных начислений. Три года назад он был в 2,5 раза больше. Это средний показатель. Если разбить его на составляющие, то выходит, что с задержкой на месяц платят 9,8 процента владельцев лицевых счетов, на два месяца – 11 процентов, на три – 8 процентов, от четырех месяцев до полугода – 14 процентов, столько же тянут до 12 месяцев. Тридцать процентов общей месячной задолженности приходится на тех, кто должен более года. В общей сложности из 420 228 владельцев лицевых счетов более семидесяти процентов платят вовремя, остальные – тянут. При этом в число должников могут попасть и законопослушные плательщики. Поясню, как правило, после доставки ЕПД за текущий месяц доставляются долговые ЕПД и, если житель оплатил квитанцию 7 или 8-го числа, да еще перед выходными, оплата до поставщиков не дойдет до 10 числа (банковский пробег), а ему придет долговой ЕПД. Вот почему при обращении в ГУ ИС такому жителю ответят, что задолженности нет, так как деньги поступили 11-12 числа.
Уж лучше по-человечески
– Так сколько же в округе злостных неплательщиков?
– Три процента от всех владельцев лицевых счетов. Но их доля в общем долге – самая увесистая. Тридцать процентов! По ним имеется несколько судебных решений, начиная с 1995 года.
– Что это за люди?
– Среди должников встречаются неблагополучные семьи. Есть и малообеспеченные. Немало людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. К примеру, у женщины умер муж, и она осталась одна с детьми на руках. Мы даем им возможность погасить долг, привлекая к доставке ЕПД. В некоторых районах даже очередь расписана: один расплатился, передал эстафету следующему. Некоторые пишут заявления, вносят каждый месяц по 200-500 рублей, всеми силами стараются избавиться от «головной боли». И нам хочется таким людям помогать.
– Достаточно ли законодательных инструментов для борьбы с должниками?
– Сейчас отработан регламент взаимодействия с судебными приставами. Они могут приступать к работе после того, как выносится судебное решение, и к ним поступает исполнительный лист. Меры к должникам ужесточены. Уже были случаи, когда после сообщения о возможной конфискации автомобиля или о внесении в списки на закрытие доступа за границу, вопрос с долгом решался за пять минут, причем в суммах свыше 50 тысяч рублей. Встречаются «забывчивые», которые вспоминают о долге раз в году, скопом собирают все платежки, сразу выкладывая по сто тысяч.
– Законодательство дает право взыскивать пени за просрочку. Когда эта мера будет введена в Москве?
– При рассмотрении исковых заявлений судами не принимается решение о начислениях пени, ведь должник обязан оплатить не только сумму задолженности, но и госпошлину.
Впрочем, тот факт, что число дисциплинированных плательщиков увеличилось за последние три года в два с лишним раза, говорит о возросшей ответственности москвичей, улучшении их финансовых возможностей. К тому же, работает система социальной защиты, людям дают льготы, субсидии. Эта помощь оказывается вовремя без нарушений графиков, сбоев. Раз государство выполняет свои обязательства, это понуждает и граждан отвечать тем же.
Справки «липового цвета»
– В ГУ ИС есть специалисты, отвечающие за работу с должниками?
– Ими занимается оператор. За каждым закреплено несколько домов, каждый обслуживает около двух тысяч лицевых счетов. Своих должников они могут охарактеризовать абсолютно всех: этот не платит и платить не будет, у этого сейчас материальные трудности. Операторы сообщают о малообеспеченных гражданах, которым без помощи государства с долгами не справиться. Их списки мы направляем в управу, в органы социальной защиты.
– Уходя из дома, гасите свет. Уезжая на море, заплатите за квартиру. Стало ли это, второе, правило – нормой жизни?
– Увы… У нас есть и такой показатель, как динамика платежей. Среднегодовая цифра – около ста процентов. А по месяцам она раскладывается так. В октябре-декабре сбор платежей составляет более ста процентов, потому что люди к концу года стараются «подчистить» долги. В начале года собираем 85-90 процентов, жители не сразу привыкают к новым тарифам. Пока с ними разберутся! Летом процент и того меньше. Ведь как считают: съезжу в отпуск, потом приеду, разберусь. Однако при этом собственники (а их большинство!), мало задумываются вот о чем. Именно летом коммунальные службы готовят жилищный фонд к зиме. Нужны деньги на материалы, на проведение ремонтных работ. Чем качественнее они сделаны, тем надежнее будут функционировать зимой системы тепло- и водоснабжения дома. Каждому надо понять: не заплатил вовремя, значит, компании-поставщику не на что будет поменять ржавую трубу на подходе к дому. Значит, нет гарантии того, что зимой в квартире всегда будет тепло, и горячая вода будет литься из крана без перебоев. За три месяца организации недополучают примерно треть сумм. Когда жители расплатятся с долгами, лето закончится.
– Насколько дисциплинированы дачники, ведь это, в основном, пожилые люди?
– Считают как: привезу осенью справку об отсутствии, подожду перерасчет, а потом и заплачу за все летние месяцы. Многие не хотят переплачивать лишнее. Не понимая, что перерасчет им сделают только за горячую, холодную воду и газ. Остальные услуги, то же техническое обслуживание и отопление, останутся неоплаченными в самый ответственный для коммунальщиков период, когда у них максимальные траты на подготовку к зиме.
– Насколько массовое явление – эти дачные справки?
– Чем выше становится стоимость коммунальных услуг, тем больше справок. Представляют их в разное время в течение всей осени. Поэтому перерасчеты длятся чуть ли не до февраля следующего года. Жители, которые проводят лето дома, возмущаются – нагрузка на их кошельки в эти месяцы увеличивается до неприличия. Объясню, как делается перерасчет. Потребление воды распределяется следующим образом: из показания общедомового прибора учета отнимаются данные квартирных счетчиков, остальное делится на всех оставшихся жильцов. В том числе и на уехавших на дачи, ведь мы не знаем, дома человек или нет. Теперь представьте, один принес справку об отсутствии с середины мая до конца сентября. Все кубометры воды, причитавшиеся на его долю, распределятся и на тех, кто не уезжал, и на тех, кто еще не представил справки. Другой человек привезет справку через неделю, и опять идет перераспределение. И так после каждой справки. Поэтому полгода жители, которые никуда не уезжали, получают платежки с суммой перерасчета за горячую и холодную воду.
– Но мы-то знаем о том, что часть справок – липа. Какое «лекарство» можете предложить?
– Установить квартирные счетчики! Даже ради того, чтобы шесть месяцев в году не оплачивать долговые ЕПД. Это и в интересах граждан, и в интересах ГУ ИС, ведь все негодование падает на головы наших сотрудников. Проверить достоверность справки невозможно: их привозят не только из Московской области, но и из других регионов. Впрочем, право на это есть у управляющей организации, но где взять ДЕЗу такое количество сотрудников? К тому же доказывать то, что справка – липа, придется через суд. Что касается ГУ ИС… Законом установлен порядок перерасчетов, и мы обязаны его исполнять.
– А недостаточно сотруднику ДЕЗ обойти соседей дачников и поинтересоваться, не появлялись ли они в квартире летом?
– Обман порой виден, что называется, невооруженным глазом. К примеру, из справки следует, что с мая по ноябрь на даче проживали не только пенсионеры, но и работающие, студенты, школьники. Маловероятно, что они каждый день ездили в Москву на учебу за тридевять земель. Иногда наши диспетчеры обзванивают квартиры дачников и обнаруживают хозяев дома. Более совестливые забирают свои справки.