03:01:03
27 июля 2024 г.

Там, где нет проблем

ЖКХ«Ну и дуры», – сказал им знакомый, когда узнал, сколько времени и сил эти две женщины – Ольга Владимировна Кириллова и Любовь Михайловна Высоцкая – отдают своему дому. Они и в самом деле фанатички. Но не будь этого, ЖСК «Союз-3» не преобразился бы таким чудесным образом. И всего-то за один год!

Немного солнца…

Раньше как-то не обращала внимания. Возвращаясь поздно с работы (а Ольга Владимировна работала в самой высокой, какой можно вообразить, администрации), она пробегала ступеньки до лифта, мимо пьющих и ширяющихся молодых отморозков, только бы побыстрее очутиться в своей уютной квартире на 16-м этаже. А потом так получилось, что оставила по личным обстоятельствам работу и вдруг увидела дом заново. Господи, какая же это помойка! В подъезде грязные, обшарпанные стены, он пропах тошнотворными ароматами, свойственными всем жилым строениям, что находятся близ магистралей, разбитые лестницы, замусоренная площадка.

Написать в дирекцию? Обратиться к жильцам? Но она практически никого не знает в подъезде. Подозревала, что не одна она такая. Привыкла, что, входя в лифт, люди спрашивают: «Вам на какой?». Хотя живут вместе больше десятка лет. Что-то подсказало: не с жалоб и не с призывов надо начинать. И вот первое, что сделала: написала от руки поздравление с 8-м марта и вывесила внизу. Листок неожиданно был замечен. Не привыкли. Как будто немного солнца в холодной воде… А потому следующее обращение: «Как будем жить дальше?» уже не вызвало отторжения. Составили письмо в дирекцию, и тут вдруг нашлись союзники в других подъездах: «Мы тоже подпишем!». Короче, был сделан первый шаг. А за второй – заставить письмо работать – Ольга Владимировна взялась сама. У нее нашлась помощница – Любовь Михайловна, а еще через какое-то время обеих выбрали в новое правление ЖСК. Кириллова стала его председателем.

Приходите – поможем

Первый шаг – понять, что же им досталось в наследство? Случайно поднялись на крышу и увидели, что там вообще отсутствует кровля, остались лишь жалкие островки мягкого покрытия. Через щели в бетонных плитах хлестал дождь, заливая верхний этаж, проникая в нижние квартиры. Остался беззащитным не только потолок, но и стены: обнажились межпанельные швы, вода сочилась через них.

Поломанные почтовые ящики, порезанные стены лифтов, заваленный грязью подвал… Начать и кончить. Только кому этим заниматься? Дирекции уже не доверяли. Поездив по другим домам, решили: сами! Расторгнув договор с ДЕЗом, кооператив решил стать управляющей компанией. Смелый шаг! Но не слишком ли самонадеянный? Ведь надо было добиться, чтобы на счет ЖСК перевели субсидии. Для всех товариществ и кооперативов это сейчас острейшая проблема.

– Но почему? – чуть ли не возмущенно возражает Ольга Владимировна. – У дома нет проблем – только задачи. Не можешь их решать – отойди от руководства.
По тону, каким говорит, понятно: это вообще ее кредо.

В чем эти задачи – если говорить о субсидиях? Собрать множество документов, побывать в десятках организаций, открыть новый счет… Для многих кооперативов и товариществ задача невыполнимая. Легче вновь пойти в услужение к дирекции. Но тогда надо попрощаться и с самоуправлением. А здесь не отступили. Что – меньше бюрократических рогаток? Нет, трудности, как у всех. Но у «Союза-3», да и других кооперативов и товариществ Марьино было одно преимущество (по мнению их коллег в других районах – решающее): на их сторону встала управа. Достойная политика – она не держалась за собственную дирекцию. Хотите сами заниматься своим домом? Пожалуйста, мы только рады. Приходите – поможем.

Не бином…

Что же такое самоуправление? Жилищный кодекс так и не раскрыл его суть. ТСЖ и ЖСК названы там лишь как «способ управления». Но «способ» – это еще не управляющая компания. А жильцы ею стали. Как же им самостоятельно решать судьбы своего жилища? Но ведь решают! Как? Более убедительный пример, чем это делают в «Союзе-3», найти трудно.

Но прежде – о стиле работы. Вот мнение Любови Михайловны Высоцкой.

– Часто во главе правлений – что ЖСК, что ТСЖ – стоят либо пенсионеры, либо люди, работающие по совместительству. Непрофессионалы – ладно, ЖКХ, в конце концов, не бином Ньютона, можно освоить. Только одно замечание: коли взялся за эту работу, оставь все остальные дела. Дом поглощает все время. Мы, например, работаем 24 часа в сутки.

Расхожая метафора, но в данном случае она близка к истине, чуть позже расшифруем ее. А сейчас – только деловая часть. Что и как делается в доме.

Получив ясную картину, в каком состоянии находится строение, правление сразу определило – значительная часть работ относится к капремонту. Им занимается ГУП «Мосжилкооперация». Но ведь и там не все так просто, очередь. Однако «Союз-3» ждал ее недолго. Объяснение Ольги Кирилловой: «Исключительно потому, что грамотно и доказательно была составлена заявка». Всего-то? Нет, этому предшествовала серьезная работа. На руках правления была справка жилищной организации, что в доме все хорошо. Ну не совсем, конечно, однако никаких серьезных работ комиссия не усмотрела. И это – при отсутствующей кровле! «Понятно, – комментирует Ольга Владимировна, – ведь все данные давала прежняя дирекция. Не будет же она сечь саму себя». Кооператив добился, чтобы проверили еще раз, но уже с участием жильцов. Из нового заключения следовало: ждать нельзя, нужен немедленный ремонт. Оно и сыграло решающую роль. Ремонт был выполнен – кровля, швы, прочистка водостока.

Далее. Подписали более десятка договоров с различными организациями: МОЭК, Мосводоканал, аварийка, санитарная службы… Не забывали – рынок! Каждый норовит соблюсти свою выгоду. Здесь Ольге Владимировне пригодился прежний опыт. «Союз-3» не дал себя в обиду – все соглашения учитывают интересы дома. Но не менее важно и другое: дом никогда не полагался только на внешние организации, он еще и сам заботился о себе. Не удержусь и приведу один маленький штрих. Еще недавно большой начальник, а по внешности – голливудская звезда, Ольга Владимировна надевала сапоги и прыгала в мусорных баках, уминая пустые коробки из-под соков и молока. Меньше объем мусора – меньше ездок машин, меньше платить. Экономия! Мусор, кстати, уминают до сих пор – правда, делает это уже не председатель, а работник ДЕЗа.

Итак, один из договоров – с прежней дирекцией. Теперь из управляющей организации она стала просто подрядной, исполнительной. А из другой организации – Экосервиса – прислали уборщика – парня из Киргизии. Спросили: справится ли один с тремя подъездами? Пожал плечами – нет проблем. Более того: взялся не только мыть лестницы, но еще и убирать мусор, ухаживать за двором. Не могу не сказать: уборщиками и дворниками в Москве работают в основном таджики и киргизы. Поклонимся им в ноги: именно благодаря им стали чистыми и ухоженными наши дома и дворы.

В доме составлена программа тепло- и энергосбережения. Уже сейчас думают, как подготовиться к будущей зиме, какие привлечь организации. Жильцы управляют! И неплохо.

24 часа из жизни женщин

На постоянной работе – только они двое: Ольга Владимировна и Любовь Михайловна. Высоцкая объясняет: «Днем – работа с организациями, вечером – с жителями, ночью – с документами». Забота о доме – понятие круглосуточное. Иногда в 2-3 часа ночи, а то и в 5 утра обходят подъезды– все ли в порядке, никто не безобразит? Есть камеры видеонаблюдения (в связи с чем отказались от консьержек), в правлении установлен монитор, работая, женщины нет-нет, а поглядывают на него. Если что не успеют увидеть, прокрутят пленку. Бывает всякое. Однажды камера запечатлела душераздирающую сцену: молодой человек провожал ночью девушку, произошла, видимо, ссора, юноша в сердцах разломал сигнализационную систему, сорвал на ней зло. Уже на следующий день к девушке пришла Ольга Владимировна: «Или ваш горячий поклонник заплатит за ремонт (а это на минуточку – 20 тыс. руб.!), или мы обратимся в милицию». И показала раскадровку ночной сцены. Заплатил. Впрочем, главная цель камер – безопасность проживания людей. О наблюдении проведали, и теперь уже никто не собирается в подъездах, не зайдет сюда и недоброжелатель, жить стало спокойнее.

День расписан по минутам. Редко найдешь такую контору, где был бы столь напряженный график. Столько успеть! Разобраться в конфликтах с поставщиками, послать запросы в разные властные структуры, выслушать жильцов. Регулярно бывать на оперативках в управе и ГУ ИСе, не только затем, чтобы знать ситуацию в районе, здесь еще и полезные знакомства. Именно в управе встречаются руководители районных служб, нет-нет, а выбьешь какую-то помощь.

Дом теперь не узнать. В подъездах выровняли потолок, стены, положили на пол керамогранит. Забитые жестью витражи входных дверей заменили стеклопакетами, эффект неожиданный: стало не только светлее, но и теплее. Появились зеркала, часы. Стало столь уютно и красиво, что жильцы уже по своей инициативе выносят в холл и на площадки горшки с цветами, а дети – свои рисунки. А перила украшают игрушками, каждый день новыми.

Старые поломанные почтовые ящики заменили на металлические. Исчезли нахальные наклейки в лифтовых кабинах – беда многих домов.

Между подъездами, где был недавно пустырь, – зеленые площадки. Просто чудо, с какой фантазией и любовью они украшены. Срубили дерево, остался пень. Придумали: выдолбить в нем нишу и разместить там икебану. «Подождите, – говорила мне Ольга Владимировна, – мы еще вам ручеек наш покажем». Какой ручеек? Откуда и куда течет вода? Вышли во двор, и я увидел просто дорожку в траве, усыпанную голубой пластмассовой стружкой.

Но главные перемены – в психологии жильцов. Люди полюбили свой дом, стали ревниво относиться ко всем его проблемам и при этом заботятся не только о себе, но и соседях. Навещают в больнице одиноких старых людей. Восстановили – по своей инициативе! – вырубленные участки вентиляционных стволов, любимое место для холодильника, из-за чего лишались притока свежего воздуха все нижние квартиры. Каждое посаженное деревце привез и посадил кто-нибудь из них. На регулярные субботники выходят семьями, никого не упрашивают. Вот одна из работ: моют порошком – куда достанет рука – наружные стены. Нужны комментарии?

Что самое поразительное: все эти изменения – и с домом, и с людьми – случились всего за один год. Даже не верится. Но ведь факт. Понятно: кооперативу невероятно повезло. Бьющая через край энергия, беззаветная преданность дому, забвение ради него личных дел и, конечно же, профессиональная квалифицированность – это уникальные качества, и они именно у руководителей этого дома. Но невольно думаешь: даже десятой их части – если б такое наблюдалось у других – хватило, чтобы за судьбу реформы ЖКХ можно было не опасаться.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация