Больше прав – больше ответственность говорят участники собрания
Михаил Недайводов, начальник Управления Департамента в Центральном административном округе.За прошлый год нам удалось улучшить жилищные условия примерно трем тысячам семей. Если сравнить с прежним периодом, то объемы переселения увеличились буквально в несколько раз. Чтобы решить задачу этого года – а она еще более напряженная – мы сосредоточили усилия на трех важных направлениях.
Первое – поиски внутренних ресурсов. В частности, это представление муниципального жилья за счет освобождаемой площади, так называемых квартир «за выездом».
Второе. Размен квартир на первых этажах (которые, в свою очередь, используются под магазины, офисы), и за счет этого обеспечение жилплощадью большего числа очередников.
И, наконец, третье направление: более быстрое переселение тех семей, на которые уже полностью оформлена вся жилая площадь в новых домах, но которые по тем или иным причинам остаются жить в прежних своих квартирах. Здесь нужна, прежде всего, более тщательная работа с собственниками. Обычно переговоры с ними занимают до двух месяцев. В прошлом году мы сократили этот срок до трех недель.
Виталий Акимкин, начальник Управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда.
Городская программа по развитию самоуправления предусматривает два аспекта: формирование кондоминиумов и создание конкурентной среды в сфере жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время создано свыше тысячи имущественно-земельных комплексов, которые жильцы могли бы взять в управление. Но решилась на это только пятая часть домов, где такие кондоминиумы сформированы.
Одна из причин в том, что права жителей, которые хотели бы выбрать альтернативную обслуживающую компанию, сплошь и рядом нарушаются. Цены и тарифы на коммунальные услуги, которые оказывают в домах ТСЖ – по сравнению с муниципальными, – увеличиваются порой… в сотни раз! Это относится и к услугам диспетчерских, и к аварийным службам. А ведь эти службы выбираются на конкурсной основе управами районов, и те вправе воздействовать на них – хотя бы поставив одним из условий следование городской политике цен на коммунальные услуги. Но они этого не делают. Возникает невольная мысль: а легитимны ли сами конкурсы? Нет ли здесь сговора? Могут ли прорваться к обслуживанию жильцов те частные компании, которые предложат жильцам и хорошее качество услуг, и доступные цены?
Это вопрос недавно обсуждался на совещании у первого заместителя мэра Москвы, руководителя Комплекса городского хозяйства Петра Аксенова, куда были приглашены руководители двух десятков ТСЖ. Были даны соответствующие поручения городским организациям, и есть надежда, что с дискриминацией, которой подвергаются жильцы, решившиеся на самоуправление, будет покончено.
Галина Хованская, депутат Мосгордумы, председатель комиссии по жилищной политике.
Говорят: Москва бежит впереди паровоза. А может, так и надо? Если федеральный «паровоз», федеральные правовые акты отстают от требований времени, не поспевают за изменившимися социально-экономическими условиями, не отвечают требованиям граждан, кто, как не столица, должен показать пример оперативной, актуальной и полезной законотворческой деятельности? Так случилось, например, когда мы провели поправки в закон о приватизации, когда был дан старт институту коммерческого найма. Принят был и закон города о деприватизации, который тоже успешно работает. Обращений оказалось даже больше, чем мы ожидали.
Тема деприватизации станет еще более актуальной с принятием изменений в закон «Об основах федеральной жилищной политики». Я участвовала уже в восьми заседаниях соответствующего Комитета Госдумы.
Первые московские предложения были встречены настороженно, но сейчас к ним прислушиваются. Мы же выступили с очень серьезным блоком поправок в этот закон – в порядке законодательной инициативы.
К сожалению, решить удается не все. Если пройдет федеральный проект, то субсидии будут предоставляться, исходя из ставок, а не по факту предоставленных услуг, что в первую очередь ущемит товарищества собственников жилья. Вызывает беспокойство и такая норма: равные (в смысле оплаты) права с нанимателями будут иметь только собственники приватизированных квартир. А как же ЖСК, которые составляют 10 проц. от всего жилищного фонда Москвы? Как известно, в них живут те, кого всегда относили к интеллигенции столицы. Сейчас эти люди постарели, и если такая норма останется в силе, она больно ударит по тысячам москвичей. Между прочим, согласно нашему, городскому законодательству, эта проблема решена: жители кооперативов поставлены в равные условия с «муниципалами». Именно потому мы высказали решительные возражения против введения указанного положения.
Мы запустили и другие законодательные инициативы. Московские правовые нормы во многом удачнее, прогрессивнее федеральных, но примут ли федеральные законодатели их во внимание – сказать трудно.
Нам небезразлично, кто будет жить в Москве
Валерий Шанцев, вице-мэр, руководитель Комплекса экономической политики и развития.
Департамент сейчас называется по-новому, в его наименовании появились слова: «жилищная политика». Роль департамента существенно возросла, его возможности стали выше, ныне он находится на острие социальной политики города, во многом формируя и направляя ее жилищную составляющую.
У департамента появилось больше полномочий, безусловно, возросла и его ответственность. При этом условия его работы год от года легче не становятся. Возьмем, например, городскую программу создания жилищного самоуправления. Успех ее во многом зависит от работы ДЕЗов. Но последние находятся в двойном подчинении: юридически они относятся к Департаменту имущества, экономически же их работу определяет Комплекс городского хозяйства. В таких условиях вашему департаменту очень трудно повлиять на работу дирекций. Но ведь необходимо! Без этого жилищные товарищества – не только собственников, но и нанимателей – не смогут стать реальным фактором социальной жизни города. А не будет жилищного самоуправления – не сдвинем с места реформу ЖКХ.
Ответственная роль – формирование собственно жилищной политики города. Понятно, что цель – разрешение непростого жилищного вопроса, доставшегося нам в наследство от прошлых лет. Ведь никуда не годится, что до сих пор у нас есть очередники с начала 80-х, и даже с конца 70-х годов. К сожалению, жилищная политика города – и не по воле департамента – проводится далеко не в интересах основной массы москвичей.
Мы говорим: уже сейчас нам надо строить 5 млн. кв. м жилья в год. При этом для городских нужд количество муниципального жилья не растет уже десять лет. Объемы увеличиваются за счет коммерческих метров. Но это ведет к тому, что только перегревается рынок жилья. Некоторые элитные квартиры долгое время стоят непроданными. Но инвесторов это не очень волнует: цены на недвижимость, так или иначе, растут. Для них это выгодное вложение средств…
Нужен ли городу такой бизнес? Нам ведь важно не только то, кто будет покупать, но и кто будет жить в Москве. С этой точки зрения я всячески поддерживаю программу предоставления жилья военнослужащим. Если бы мы – с помощью сертификатов – строили бы для них больше, то это оптимизировало бы социальный состав города. Как правило, военные – это люди с хорошим образованием, а их жены – либо учителя, либо врачи. Нам вовсе небезразлично, кто будет жить в нашем городе.
Когда мы говорим о строительных планах города, будем помнить: приоритет все же – программа возведения муниципального жилья. Не скрою: атаки на нее постоянны. «Вот эти очередники, переселенцы… На них ли тратить дорогую московскую землю?» Были у меня беседы в Западном административном округе. Поинтересовался: «Сколько жилья вы строите для очередников?» А мне отвечают: «А мы для них и не строим! У нас полно инвесторов. Они сами что-то найдут для очередников. На выселках… А не поедут – переселим через суды». Такие настроения не редкость и в других округах. А результат? Сейчас рассматривается место новостройки в Кожухове. Те, кто бывал в Кожухове, скажут: «Туда только через суд и можно переселить москвичей. Причем не районный, а Верховный». Зачем нам там 200 тыс. кв. м муниципального жилья? Строителям, конечно же, легче строить в чистом поле, чем искать места в существующей застройке, либо вести реконструкцию города.
Именно потому мы определили: каждый округ должен быть самодостаточным, в первую очередь на своих площадях – снося пятиэтажки, ветхое жилье – освобождать места для возведения новых домов и переселять туда граждан – жителей этих же домов, очередников, военнослужащих, молодые семьи. Возможности для этого есть. Надо только выдержать прессинг строителей, инвесторов. Выдержим. Ваш департамент должен сыграть здесь решающую роль. Все основополагающие решения должны идти только от него. Правительство Москвы вас поддержит. Защита интересов москвичей – это и есть наша главная, в том числе, жилищная политика.
Город должен наращивать темпы строительства муниципального жилья, и если на это надо больше выделять денег – будет изыскивать их. Два десятка лет в очереди – это позор Москвы. Такую ситуацию надо менять.
Качество строительства. Этот вопрос стал особенно актуальным. В погоне за валом, деньгами строители нередко сдают дома с массой недоделок. И, естественно, люди не хотят переезжать в них. Такая информация есть, но о ней стараются не говорить. В одном из отчетов, которые были поданы в правительство Москвы, говорилось, что снесено 245 пятиэтажек. Но Департамент жилищной политики дал другие цифры: в 51 из них люди еще живут. Спрашивается: кого мы обманываем?
В вопросах качества строительства Департамент жилищной политики также должен сказать свое слово. И это слово должно быть решающим, окончательным. Именно его работники должны определять: готов дом к заселению или нет? Никаких компромиссов с бракоделами быть не должно. Ибо вы сегодня не просто департамент, но городской инвестор. Вам дают деньги. Сроки сдачи жилья – это тоже ваша забота. Нормально ли, когда строители говорят: «Мы в декабре еще не знаем, что будем сдавать… в декабре»? Такого быть не должно. И не будет.
Подготовка проектно-сметной документации, качество возведения объектов, снос домов, переселение граждан – все это одна взаимоувязанная цепочка. Спрашивать за надежность каждого звена будем именно с департамента. Строители – подрядчики. Заказчик – департамент. Исходя из этого, он обязан жестко определять жилищную политику города. Его позиция должна быть принципиальной, и он должен твердо следовать ей.
Выступления других участников собрания будут опубликованы в следующем номере газеты.