Южное Бутово: «заштормит» ли третья волна?
Прошли времена, когда тема переселения Бутова мелькала в каждом выпуске телевизионных новостей. На месте тех, первых «боев» уже выросли многоэтажные корпуса (Изюмская, 43 и 45, корп. 1, 2), в которых справляют новоселья жители поселка. Открылась школа, где будут учиться их дети. Тем не менее, процесс от завершения еще далек.
Третья волна отселения
Сейчас идет так называемая третья очередь отселения, в которую входят 89 частных владений на улицах Папанина, Коммунарской, Изюмской, Мценской, Краснолиманской, Богучарской… Только в первом полугодии нужно снести около 50 домов, чтобы освободить площадки под строительство шести жилых корпусов.
С основной массой жителей дело обходится без конфликтов: они получают в качестве компенсации за свою собственность новые квартиры в районе проживания, а с учетом того, что землепользователи терпят убытки из-за изъятия своих соток, – денежную компенсацию за зеленые насаждения и упущенную выгоду.
Цифры эти весьма разнятся: у кого всего три сотки земли, да и те в лопухах, а у кого на десяти сотках, скажем, редкие сорта тюльпанов выращивались. И с жильем еще много всякой путаницы. По закону при переселении квартиры должны быть равнозначными – по количеству комнат или общей площади. Но вдруг выясняется, что всякие светелки да утепленные верандочки, в которых десятилетиями люди жили, Бюро технической инвентаризации в качестве жилой площади никогда не оформляло, а стало быть, они таковой и не являются…
В общем, немало спорных вопросов возникает, и по возможности решить их стараются миром. Для чего и собираются по вторникам в жилищном управлении на Университетском проспекте, 6 для встреч с жителями Бутова люди, изучившие все нюансы переселенческой темы. Вот и этим вечером, уже после окончания рабочего дня, житейские истории рассматривали заместитель префекта Юго-Западного округа Любовь Финаева, заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Виталий Дорош, начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮЗАО Ольга Елисеева, начальник юридического отдела Кирилл Гавриков, начальник отдела переселения Наталья Угарова, ведущий специалист того же отдела Людмила Попова и представитель управы района Южное Бутово Вадим Юрченко. Фамилии же посетителей, сразу предупреждаем, изменены.
Строптивая невестка
Первый на жилкомиссии – Виктор Евгеньевич Никонов. Он представляет семью из девяти человек: сам Никонов, бывшая жена (разведены в 1993 году), сын с супругой и двумя детьми, столько же детей у второго сына. Жена младшего сына имеет в собственности маленькую «двушку» (37 кв. м) в Измайлове, где и зарегистрирована. У них в Бутове – три комнаты, кухня, коридор, две веранды. То есть официально жилых комнат три, а места для жилья, как ни крути, гораздо больше. Поэтому переселенцам предлагают две квартиры – двухкомнатную и однокомнатную. В свою очередь, Никоновы хотят получить четыре – трехкомнатную (на старшего сына с семьей), двухкомнатную (на младшего сына с детьми) и две «однушки» (на главу семьи и его бывшую жену). Безусловно, такое количество площади выходит за рамки закона.
– Вот если б вам очередником стать… – говорит Дорош.
– Еще есть квартира у жены сына, – уточняет Гавриков.
– И по малоимущности они не проходят, – добавляет Елисеева. – А так их бы на учет и без метража поставили – как проживающих в жилом помещении, не отвечающем стандартам благоустройства в Москве.
– Мы-то с женой сами пенсионеры, – вносит свою лепту в тему малоимущности Никонов. – У младшего сына большой заработок.
– У него и заработок, и жена с квартирой… Может, его выписать, чтобы поставить вас на учет? – приходит кому-то в голову свежая идея.
– Понимаете ли, дело в том, что мы даже не знаем, проходим мы как малоимущие или нет, – подает голос господин Никонов. – Младшая невестка уперлась: не хочу, говорит, быть малоимущей!
У присутствующих округляются глаза: новый виток проблемы!
– А сын на контакт пойдет?
– Сын-то пойдет…
– Ну, вот что: приходите с сыном и всеми документами, что у вас есть, в управу, – решает Дорош, – попробуем повлиять. Если не получится, ждем вас в следующий вторник – будем думать дальше. Иначе придется выходить с иском в суд с положенной вам по закону трехкомнатной квартирой и выплатой компенсации.
Все упирается в кухню
История следующая. Пожилые супруги давно разведены, и дом поделен пополам. Сегодня на приеме представители «женской» половины – 73-летней Михайловой Лидии Ивановны. Представляют ее дочь Анна Васильевна и внучка Людмила. Дом кирпичный, двухэтажный, добротный, общая площадь половины – 68,4 кв. м, две комнаты и светелка, 14 соток земли. Несмотря на то, что светелка «неофициальная», предлагают трехкомнатную квартиру или выкупную стоимость за половину дома (рыночная оценка – несколько миллионов рублей). Главная претензия у Михайловых к трехкомнатным квартирам (общая площадь – порядка 80 кв. м), которые они смотрели, – маленькая кухня (8-11 кв. м).
– Если дело только в кухне, проблема разрешима, – уточняет Дорош. – В районе Солнцево, например, есть кухни по 12 кв. м. Не хотите?
– Нет-нет-нет! – быстро реагирует Анна Васильевна. – Мы всю жизнь в Бутове прожили. А нельзя две квартиры?
– Нет, – обрубает дальнейшую дискуссию Дорош. – Где вы работаете?
– На Варшавском шоссе.
– Значит, Бутовская линия метро. Если мы найдем «трешку» с двумя балконами, 75-80 кв. м, и хорошей 12-метровой кухней с эркером в вашем районе, вы согласитесь?
Анна Ивановна уже готова кивнуть, но тут стремительно вмешивается внучка:
– А гараж?! Вы нам гараж можете предоставить?
– Это не входит в нашу компетенцию, вопрос с гаражом нужно решать в установленном городом порядке. Тем более, что вам будет выплачена денежная компенсация за убытки, ни много ни мало – несколько тысяч долларов.
– Обычный металлический нам никто поставить не позволит, а чтоб «нормальный» купить, нужно не меньше 15-20 тыс. долларов… – волнуется внучка-автомобилистка.
– Давайте мы вам сейчас смотровой ордер выпишем на квартиру с большой кухней и пришлем оценщика, чтоб еще раз проверить, все ли березы-липы у вас там учтены… – снимает напряжение Дорош.
Без компромиссов
Вот и последний на сегодня визитер – Гаврилов Геннадий Артемьевич, которому принадлежит 0,13 дома – около 20 кв. м по Коммунарской улице. Одна комната и светелка (соответственно 7,8 и 13 кв. м). Жена и двое детей. Хотел сначала двухкомнатную квартиру с улучшенной планировкой, непременно в монолитном доме. Пересмотрел вариантов восемь. Теперь претендует на «трешку».
– Учитывая, что в доме вы занимаете одну комнату плюс светелку, трехкомнатную квартиру предоставить не можем, – объясняет Финаева. – Мы готовы предложить вам посмотреть еще один вариант двухкомнатной квартиры. Но уже последний.
– Меня это не устраивает. И оценка не устраивает. Кстати, мотоблок и газонокосилку из гаража я тоже у себя в «двушке» поставлю?
Опять гаражный вопрос. Но, похоже, дело не только в нем. В воздухе веет агрессией.
– Так вы будете смотреть квартиру?
– Я уже все сказал.
Да, чувствуется, здесь стороны не договорятся.