Генпланов громадье
Столичный Комитет по архитектуре и градостроительству провел круглый стол на тему «Новый Генплан Москвы. Перспективы развития территорий столицы и создание комфортной городской среды».
Новые приоритеты
Как подчеркнул заместитель директора ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы» Олег Баевский, возможностей территориального роста у Первопрестольной нынче нет и в обозримом будущем не предвидится. Поэтому новый Генплан (он рассчитан до 2025 года) уделяет внимание прежде всего реновации, то есть замене жилищного фонда.
Олег Баевский сообщил также о содержащихся в актуализированном Генплане предложениях по охране окружающей среды, сохранению комплексов природных территорий, увеличению доли объектов культурно-исторического наследия, находящихся под охраной, развитию городского транспорта.
Если предыдущий план можно было считать Генпланом возможностей, то нынешний – Генпланом необходимости. А значит, вектор приоритетов меняется. Сегодня уже не нужно доказывать инвесторам преимущества той или иной территории, а нужно развивать возможности города за счет бюджетных средств. Создавать комфортные условия проживания, корректировать дисбалансы, возникшие в течение последних лет. Первый и самый очевидный – опережающие темпы развития жилищной сферы и отставание транспортной, социальной структур.
Социальное направление в новом Генплане является самым проработанным. Количественные показатели строительства определены в деталях. К примеру, объемы строительства школ возрастут в три раза, спортивных объектов – в пять раз.
Почти половина нового жилья (а до 2025-го его планируется ввести 90 млн. кв. метров) будет отводиться под социальные программы. Кроме того, обновление жилищного фонда будет в значительной мере вестись за счет реновации и реконструкции жилых кварталов. Всего, по данным Олега Баевского, реновация и реконструкция коснется 17,5 тыс. га столичных территорий.
Объемы сноса устаревшего жилья – 18 млн. кв. метров. Причем речь идет не только о пятиэтажках, на повестке дня – 9- и 12-этажные дома, снос которых частными инвесторами будет всячески приветствоваться. И в первую очередь тех, что размещаются на особо значимых городских территориях, в зонах так называемых общественных центров. К ним, напомним, отнесены рекреационные площади, прилегающие к транспортным узлам.
Про инкубаторы и парки
Новая застройка по понятным причинам будет вестись не столь масштабно, как это было до сих пор. Существенной новацией Генплана архитекторы считают, в частности, введение такого понятия, как визуальные панорамы. То есть речь идет о том, насколько хорошо тот или иной объект вписывается в окружающую застройку.
Разработчики актуализированного Генплана предлагают распространить понятие «историческая» на всю старую застройку Садового кольца и архитектурные ансамбли сталинского периода домостроения.
В плане мероприятий, направленных на улучшение экологии города, предлагается за счет самых разных мероприятий вывести из неблагоприятных зон 10 тыс. га земли, а также улучшить качество озелененных территорий. В городе должно появиться 69 новых рекреационных зон.
Производственные территории и промышленные зоны остаются основным резервом для развития города. Власти не отказываются от производственной сферы, но считают необходимым поддерживать лишь те предприятия, которые соответствуют понятию наукоемких и инновационных. Приоритетное внимание будет уделяться организации технопарков, бизнес-инкубаторов, производственных площадок высшей школы. На 15 тыс. га производства сохранятся, 4,5 тыс. га планируется освободить для других целей.
Еще раз о капремонте
Острейшая проблема – развитие транспортной системы. По словам Олега Баевского, пережив аналогичные периоды, другие мегаполисы мира решили вопрос в основном одним способом – развитием сферы общественного транспорта. Этим путем пойдет и Москва. Если сейчас на его долю приходится 50 процентов перевозок, то планируется, что она вырастет до 65. Этому поможет развитие городской железнодорожной сети, организация транспортно-пересадочных узлов.
В планах обновленного Генплана – создание Четвертого транспортного кольца, а также двух рокад – северной и южной, которые смогут стать главными транспортными артериями города. Таким образом, транспортная сеть увеличится в полтора раза. До 2025-го на карте столицы появится 220 новых транспортных сооружений.
Комплексная реконструкция, которая ведется с 2004 года, затронула уже 30 кварталов столицы. Сейчас специалисты Мосархитектуры разработали документы почти по ста кварталам. По прогнозам руководителя Департамента градостроительной политики г. Москвы Владимира Хайкина, перечисленные мероприятия добавят столице еще 3 млн. кв. метров комфортного жилья. Пока отцами города определены как первоочередные для проведения реконструкции Центральный, Северо-Западный и Восточный округа.
Как выяснилось в ходе встречи, неотрегулированной остается процедура проведения капремонта. А это важно, поскольку некоторые жители ремонтируемых домов сейчас боятся – последует ли за временным выселением возвращение назад? На вопрос корреспондента «КР» об этом Владимир Хайкин ответил, что мэр поручил выработать политику взаимодействия с жителями города. Общей же позицией является намерение максимально возвращать людей на старое место жительства.
И Молжаниново в резерве
На круглом столе были затронуты и аспекты освоения оставшихся свободных площадей. Весьма активно, по словам руководителя департамента, будет развиваться север столицы и в первую очередь – Молжаниновский район. Сейчас темпы работ отстают от возможных лишь потому, что не определены границы санитарной зоны аэропорта «Шереметьево».
Первый заместитель председателя Москомархитектуры Валерий Романенко рассказал о перспективах высотного строительства, отметив, что одновременно будет возводиться малоэтажное жилье для многодетных семей.
Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, говоря о процедуре законодательного оформления актуализированного Генплана, предположил, что он может быть окончательно утвержден к концу нынешнего года.