23:30:44
11 апреля 2021 г.

Владимир Ефимов: «Собственник – новое для нас состояние»

ЖКХМедленно, робко, но рынок все же начинает занимать последнюю нишу в нашем народном хозяйстве – жилищно-коммунальную. ЖКХ становится все более привлекательной сферой для бизнеса. О некоторых тенденциях и проблемах рассказал в беседе с нашим корреспондентом начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Владимир Ефимов.

Выбор сделан. В основном

–Владимир Владимирович, разговоры о необходимости развития конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве идут уже лет пятнадцать. Столько времени, сколько и сама реформа ЖКХ. Но предпосылки для нее появились лишь в последнее время. С чем связаны трудности?

– С особенностями самой отрасли. Нельзя говорить о конкуренции на рынке жилищно-коммунального хозяйства в целом. Этот рынок делится как бы на два сегмента. Первый, связанный с управлением многоквартирными домами, на наш взгляд, абсолютно конкурентен. Второй имеет отношение к поставке коммунальных ресурсов и является, по сути, естественно монопольным, где конкуренция между хозяйствующими субъектами возможна только «за право входа». С целью анализа развития рынка управления в настоящий момент мы проводим ежеквартальный мониторинг процесса выбора способа управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях с населением более 10 тыс. человек и с удовлетворением отмечаем, что реформа ЖКХ в этом секторе набирает обороты. По нашим данным, на конец 2007 года более половины собственников квартир в стране уже выбрали способ управления, при этом на ТСЖ остановилось 13,51 проц. владельцев квартир, непосредственное управление (как правило, это малоквартирные дома) привлекло 4,89 проц. населения. Остальные остановили свой выбор на управляющих компаниях.

– А в Москве?

– Жители Москвы оказались более активны. На конец 2007 года со способом управления не определилось лишь 1,25 процента собственников, а это всего 1103 многоквартирных дома. Собственники помещений только трех домов выбрали непосредственное управление, а на ТСЖ свой выбор остановили около 20 проц. Подавляющее же большинство – 79,53 проц. – предпочли управляющие организации.

Кто правит бал

– Известно, что это обычно бывшие дирекции единого заказчика. Сейчас, правда, они акционируются, но люди там остаются те же. Будут ли работать лучше? Иными словами, придут ли изменения в сферу ЖКХ? Сомнительно…

– Будут лучше работать ДЕЗы или нет, зависит исключительно от самих жителей. Дело в том, что жилищное законодательство наделило собственников правом определять условия и качество оказываемых услуг. Сами жильцы, например, диктуют, как часто должна осуществляться уборка в подъезде, придомовой территории и другое. При этом в случае, если управляющая организация, будь то ДЕЗ или иная, не выполнит взятые на себя обязательства, у собственников есть право в любой момент отказаться от нее, выбрать другую.

– Встречаются ли нарушения при осуществлении выбора способа управления?

– К нам, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), приходит немало жалоб на нарушения со стороны местных органов власти в части проведения общих собраний. Дело в том, что почти в каждом доме есть хотя бы одна муниципальная квартира, а это значит, что муниципалитет может выступить инициатором общего собрания. Вот он и правит бал… А бывает, что даже и нет таких квартир, но органы местного самоуправления, тем не менее, инициируют собрания и проводят их с грубейшими нарушениями жилищного законодательства, навязывают свою управляющую организацию (а это, как правило, действующие в настоящий момент МУПы и ГУПы). При проведении собраний в заочной форме (надо сказать – наиболее распространенной) не соблюдаются правила информационного оповещения собственников (например, люди не знают о начале и конце голосования), протоколы оформляются с нарушением, в самом голосовании принимают участие жильцы, не имеющие права собственности на квартиру.

– Как поступаете с нарушителями закона?

– Нарушения, связанные с соблюдением регламента общих собраний, не входят в компетенцию ФАСа, но это не значит, что они остаются безнаказанными. Если есть такие сигналы, мы направляем их в Генпрокуратуру, и там принимаются меры.

О монополии

– Вернемся к рынку ЖКХ – к тому, о чем вы сказали: о неконкурентных видах деятельности. Как я понимаю, речь идет о поставке разных видов ресурсов: воды, тепла, электроэнергии. Такая ли здесь непробиваемая монополия?

– Да, здесь конкуренция главным образом возможна «за право входа» на соответствующий рынок, и ФАС России обращает пристальное внимание на наличие конкурсных процедур при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры. Но в тоже время в такой сфере, как, например, тепло- и электроснабжение, возможна конкуренция и между производителями соответствующих ресурсов. Подобное есть в ряде западных стран. Мы еще к этому не совсем готовы, хотя в перспективе это вполне возможно и у нас. Сейчас в правительстве РФ обсуждается законопроект о теплоснабжении, который заложит основы для развития конкуренции в данной отрасли. А в сфере электроснабжения реформа идет уже полным ходом, и в ближайшее время можем увидеть ее результаты.

– А пока? Не грозит ли нынешнее существование монополий злоупотреблениями на рынке?

– Да, бывали случаи, когда по отношению к ТСЖ или частным управляющим компаниям применялись тарифы не такие, как для населения, а увеличенные: как для промышленных предприятий. А они почти в два раза выше. Но во всех подобных случаях ФАС России оперативно применяла меры антимонопольного реагирования, предписывая поставщикам исключить порочную практику. Тем не менее, боязнь у людей, что им могут завысить тариф, осталась. Кстати, слухи, что, мол, «выберете частников, создадите товарищество, будете больше платить», нередко распространяют сами ДЕЗы… Люди должны знать: тарифы устанавливаются региональной энергетической комиссией. Они едины для всех управляющих организаций, обслуживающих население, и если поставщик дискриминирует частную управляющую компанию или ТСЖ, то понесет за это наказание.

Потрудитесь к маю…

– Сейчас наиболее актуальная ситуация – создание рынка управляющих организаций. Их выбор должен быть завершен к 1 мая этого года. Какие бы отметили тенденции в проведении конкурсов?

– Как мы все знаем, если до первого января 2007-го года собственники самостоятельно не определились с выбором способа управления, то муниципалитет в силу закона получает право сделать это за них, проведя открытый конкурс. При этом сразу замечу, что 1 мая это не день начала их проведения, а срок, до которого конкурсы должны быть уже проведены – в домах, где собственники еще не определились с управленцами.

– Конечно, управа протолкнет родную дирекцию.

– Еще одно заблуждение. Процедура, установленная постановлением правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», абсолютно четкая и прозрачная, исключает любые подтасовки. Волевой подход полностью исключен.

– Кто может участвовать в конкурсе?

– Любая управляющая организация. А победит та, которая предложит наибольший объем услуг за установленный организатором размер платы по содержанию и ремонту 1 кв. м площади. Кроме того, по итогам конкурса победитель должен будет указать стоимость каждой предлагаемой услуги и то, как он ее будет оказывать (очередность и т.д.) Если какая либо услуга не будет оказана, то собственник имеет право за нее не платить.

Без головной боли

– Вот вы говорите: придет любая компания… Страшновато. Соберет деньги с жильцов и исчезнет. Кто вернет?

– Хотите сказать: и потому лучше старая, проверенная, та же дирекция? Обслуживает плохо, но мы ее знаем, не обманет. Нет, это не так. Тем же 75-м постановлением предусмотрен действенный механизм защиты интересов собственников в виде неукоснительного обеспечения исполнения обязательств по договору в форме банковской гарантии, страхования ответственности или залога депозита. Не заплатит компания деньги ресурсоснабжающей организации (собрав их с жильцов) или причинит ущерб дому – в каждом таком случае вступает в силу т.н. «обеспечение по договору», которое покроет все расходы и избавит собственников от головной боли.

– Пока весь наш разговор происходит с точки зрения субъекта – жильцов. А ведь нужны гарантии и для объекта – самих управляющих компаний. Вложат в дом значительные средства, а потом их не изберут. Прощай, денежки! Не потому ли так неохотно приходят частники на рынок ЖКХ? Не торговля ведь. И даже не строительство. Особо не разживешься.

– А кто вам сказал, что неохотно? Уверяю вас, жилищно-коммунальная отрасль не испытывает нехватки новых управляющих компаний. В мире, кстати, это одна из прибыльных и выгодных отраслей, не говоря уж о ее главном достоинстве – стабильности. Это начинают понимать и у нас.

– И все же какая-то гарантия у компаний есть?

– Главная – качество оказываемых услуг. По ЖК РФ управляющая организация выбирается на срок до пяти лет. Он достаточен для того, чтобы доказать свою надежность, стабильность и качественную работу. Чем на более короткий срок заключают договор, тем меньше возможности у компании проявить себя, и тем меньше у собственников возможности получить, например, качественный ремонт подъезда, так как это работа дорогостоящая и возможна только в рамках долгосрочных отношений.

– Легче всего отпугнуть людей, произнеся слово «дорогостоящая».

– Все работы, включая их объем и стоимость, согласовываются с собственниками. Да, общепринятые тарифы в данном случае не действуют. Все определяют договорные отношения. Но такой логичный и проверенный механизм заложен во всех инвестиционных проектах, люди к нему уже привыкли. А вот что касается вашего утверждения: а если не перевыберут? – это уже зависит от работы самой компании. Понравится обслуживание, устроят цены, найдут контакт с жильцами – те будут руками и ногами держаться за нее.

И еще хочу заметить. Управляющая организация – это всего лишь исполнитель пожеланий собственника, она выполняет те работы, которые ей поручают, и нужно осознано подходить к определению заданий для нее. Мы пока этому не научились… Собственник – новое для нас состояние. К нему еще надо привыкать.

О нашем собеседнике

Родился в 1981 году в Курске. В 2003 – с отличием закончил Московский институт международных отношений. С 2001 года работал в Экспертном совете в Государственной Думе ФС РФ. С мая 2004г. – заместитель начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России. С января 2007г. – начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация