09:09:25
24 июля 2024 г.

Сага о счетчиках

ЖКХЖилищно-коммунальные расходы – эта тема в последние месяцы стала одной из центральных в нашей общественной жизни. Понятно, почему: ежегодный рост цен на этот раз, кажется, побил все рекорды – почти 25%! Многочисленные требования снизить их (в том числе идущие из самых высоких сфер власти) никаких существенных изменений не принесли.

Совет один: ставьте счетчики, платите по фактическим расходам. Но бывают странные ситуации, когда эти приборы не только не экономят деньги, но даже грабят нас.

Когда рыдает трубка

Рассказала знакомая журналистка – так что за точность ручаюсь. Тем более что произошло это не только с ней, но и еще с десятками (если не сотнями!) жителей района. Пока не называю его – обстоятельства выясняются. Пока лишь скажем – район новый, сплошь новостройки.

Трехкомнатная квартира, не так дорого, тихое место, приятный вид из окна – что еще надо? А тут еще ежемесячные расходы нормальные, по зарплате, хоть и поднимались, но по-божески – не выше трех тысяч, даже после последней январской радости и сумасшедшей нынешней зимы. Но вот беда: знакомая – человек творческий, рассеянный, так вышло, что за февраль потеряла квиток, пришла в ЕИРЦ, повинилась, попросила дубликат. То ли так сошлось, то ли за все надо платить – в данном случае за рассеянность, но именно этот приход преподнес ей сюрприз в виде новой квитанции: там стояла какая-то несусветная цифра – 17 тыс.! Да еще с какими-то сотнями. Она посмотрела на нее и улыбнулась. До первого апреля еще было далеко, но, наверное, скучная контора время от времени позволяла себе розыгрыши. Понимаем.

– Вы знаете, я живу в самой обычной квартире – без бассейна и даже без сауны. Может, такие у олигархов. Но с ними даже не знакома,?– самым серьезным тоном сказала она, не сомневаясь, что у бухгалтера тоже есть чувство юмора.

Но та только нахмурилась – судя по всему, это был не первый подобный разговор. Чего это они все такие веселые? Сейчас поставим на место.

– Забудьте о прежней квитанции. Там ошибка. У вас ведь есть счетчик, да? Так вот, показания были ошибочны. В ДЕЗе уточнили и выписали новый счет. Все вопросы к ним.

Вот те раз. Но прежде чем отправиться в дирекцию, решила проверить сама, благо делов-то пустяки – посмотреть показания. Прежние расходы помнила – 3–4 куба в месяц. Не могли же они увеличиться стократ! Разве что какая-то пожарная команда подключилась к ее трубам… Но нет, счетчик был на ее стороне – знакомые три куба. Ничего не понимая, пошла в дирекцию.

– Как же вы мне надоели, – встретила ее техник-смотритель. – Я сама живу в этом районе, у меня такие же проблемы. Тоже пришел такой же невероятный счет. Вы со мной хотите спорить? А мне с кем? Сняла с книжки все деньги, и тут же отключила счетчик от автоматизированной системы. А заодно вообще заклеила скотчем крышку. Не нужен он мне. Вдруг и на следующий месяц придет такая сумма? Теперь плачу по тарифам. Что и вам советую.

В это время ей кто-то позвонил. Моей знакомой показалось, что из трубки послышались рыдания.

Интим для бабушки

По сути – все ясно. Показания прибора снимали не сами жильцы, те поступали в некий районный компьютерный центр, там подсчитывался и расход, и цена. Ничья рука в расчеты не вмешивалась, все делалось в автоматизированном режиме, так что претензии и в самом деле предъявлять некому. Вором был компьютер, но у него нервы железные (или титановые – кто знает?), не переспоришь, не докажешь. Единственное, что остается – техник была права – спрятаться от него и забыть как страшный сон.

Моя знакомая еще не закончила рассказ, как я вспомнила похожую ситуацию – шести-семилетней давности. Ее героиней была одна пенсионерка, она тоже как-то получила невероятный счет, правда из другого ведомства?– телефонной станции. Вынула квитанцию из почтового ящика и чуть не села на лестницу. Там стояло: сорок пять тысяч руб.

Первая мысль, понятно, была такая: кто-то наговорил по межгороду, а счет прислали ей. Но у нее и родственников в других городах нет! Пошла на телефонный узел, а в ответ услышала: «Нет, это не межгород, это услуги…» И тут сказала слово, от которого морщинистое лицо старушки залилось алой краской.

– Девушка, да вы хоть посмотрите на меня, в моем-то возрасте… – только и смогла выговорить она.

Но та не подняла головы.

– Данные нам выдал компьютер. Может, вы и не звонили. Но телефон ваш. Ничего не знаем.

Ситуация, в которую попала старушка, тогда была не нова. Время от времени москвичи получали счета за телефонные разговоры, о которых ведать не ведали. Понятно, о чем речь шла речь: об интимном обслуживании по телефону, которое иногда именовали «разговорами только для взрослых».

Сын старой женщины решил распутать историю и обратился к юристу. Совет, который тот дал, пригоден и для нашего времени: счет придется оплатить, равнодушная телефонистка, увы, была права, никому ничего не докажешь. Но сразу после того, как внесете деньги, подавайте в суд на телефонный узел. И подсказал, как написать исковое заявление.

Короче, суд старушка выиграла. Он принял во внимание возраст истицы, приобщил добрые характеристики соседей (как будто они были нужны!), отмел напрочь чужое подключение, и в результате счел пенсионерку потерпевшей стороной, обязав телефонную станцию вернуть ей деньги.

Вот эту историю я и поведала рассеянной журналистке. Можно, конечно, предположить, что к ней приехали гости, и в ее отсутствие принимали ванну по десять раз на дню. Но получается, что такие же бессовестные родственники побывали еще у сотни семей? В общем, только суд, исходя из здравого смысла и предыдущих плат, мог восстановить истину. Обратиться туда я и посоветовала ей. Воспользуется или нет этой рекомендацией, не знаю. А что делать? Или раскошеливайся, или плачь в трубку. Другого выхода нет.

Тепловая вертикаль

А теперь – дабы не кинуть тень сомнения в целом на водосчетчики и не ввести в соблазн читателей заклеить скотчем крышку – мне хочется выступить все же в их защиту. Тем более что основания для этого, к сожалению, есть. Общедомовые приборы стоят почти во всех домах, квартирные – меньше чем у 10% москвичей. Зачем, кстати, приборы на дом? Кто ими пользуется? До сих пор для меня загадка. Я могу, конечно, закрывать кран, когда чищу зубы, но зачем, если сосед, чтобы охладить бутылку пива, наливает ванну? Что же касается квартирных – даже без всякой экономии, только по факту установки, они дают выгоду. Тарифы рассчитаны на 40–50 ведер воды человека в день, кто ж столько выпивает? Или выливает? Говорят – лестницы моют. В моем подъезде – раз в месяц. Это что – расход? Цифры явно взяты с потолка. Основная причина: дорога установка, четыре тысячи рублей, а то и больше. Но ведь окупаются уже через три-четыре месяца! Потом – сплошная экономия. Для убедительности приведу собственный пример (хотя цифры экономии называть не буду, они ничего не скажут, все зависит от количества жильцов) – плачу за коммунальные услуги раза в полтора меньше. Разница по нынешним резвым временам – в смысле цен на жилищно-коммунальные услуги – весьма ощутимая.

Полагаю, не надо ждать милостей от кого-то, позаботиться самим. Адреса фирм вам обязаны предоставить в ГУ ИСе или районной управе. А то – если чувствуете в себе талант слесаря – врезайте сами, тоже не бином Ньютона. Важно только, чтобы прибор был внесен в государственный реестр.

Что дальше? Никаких компьютеров! Вы платите, вы и диктуете, что для вас лучше. Снимайте показания сами и передавайте по телефону в ЕИРЦ. Проблем возникнуть не должно, там обязаны принять. Со временем, возможно, наладится и другая связь: по Интернету или с помощью эсэмэсок. В ТСЖ и ЖСК совсем просто – там свой бухгалтер, надо только договориться в правлении, когда приходить. Правда, приготовьтесь к тому, что время от времени вас будут проверять, хотя лично я считаю это ненужным: разве все мы не законопослушные люди?

Выгодно – слов нет. Но ведь могли бы сэкономить еще больше! Посмотрела свою квитанцию за март. Из почти трех тысяч чуть ли не полторы – за отопление. Понятно: начало весны было холодным. Но вот какая там оговорка: «по общедомовым приборам». Оттого и сумма большая. Квартирных-то теплосчетчиков нет. Были бы – следили за калориями, регулировали нагрев батарей, платили меньше.

Почему в других странах есть, а у нас нет? Говорят: старая однотрубная разводка, пресловутый вертикальный стояк, который проходит через все этажи. Если бы обеспечили индивидуальный вход в каждую квартиру, тогда и счетчики бы появились. Неубедительно. Во-первых, есть уже разработки, как и при такой схеме поставить приборы учета, а во-вторых, в новых-то домах уже новая система подачи тепла, там-то что мешает установить приборы? Ответ есть, но не скажу. Такие счетчики выгодны не только нам, жильцам, но и бюджету. Он ведь тоже заинтересован в экономии. Будь счетчики – люди не оставляли бы худыми рамы, утепляли бы двери, и уж, конечно, не выступали с протестами, когда при капремонте предлагали поставить наружные теплозащитные панели. Были и такие случаи. Не нужны, мол, они нам, вдруг загорятся? Ерунда это, конечно, пожарная безопасность панелей абсолютно надежная. Просто мы не знаем, сколько тратим, а значит, за что платим. А потому совершенно безразличны к теплопотерям.

Ирэна Грецкая

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация