Николай Евтихиев: «Пирамида переворачивается»
Одна из самых актуальных проблем Востока Москвы – ветхий жилищный фонд. По его количеству округ находится на втором месте в городе. Поэтому вопросы сноса пятиэтажек, реконструкции кварталов, капитального ремонта жилых домов были в центре беседы корреспондентов «КР» с префектом Восточного округа Николаем Евтихиевым.
На подступах к кварталам
– Николай Николаевич, в округе приступили к программе реконструкции и реновации кварталов?
– Она уже идет. Минувший год стал для нас знаковым, подготовительным к большой и сложной работе по обновлению жилищного фонда. В декабре вышло сразу несколько постановлений правительства Москвы о реконструкции кварталов: 40-го в Новогиреево, 8Б в Богородском, 47-го и 80-го в Северном Измайлове. Готовятся проекты планировок поселка Восточный, двух кварталов Перово, трех – Северного Измайлова. Сегодня мы вошли в квартал 1-2 района Гольяново, там очень большой снос – порядка двух десятков пятиэтажек первого периода промышленного домостроения, и уже снесли первые пять. Но программа включает не только снос ветхого и строительство нового жилья. Нам нужно делать кварталы, соответствующие современным требованиям по всему комплексу – по социальной сфере, детским садам, школам, магазинам, спортивным сооружениям.
– В городе принята программа капитального ремонта. Как она согласуется с планами реконструкции?
– Программа практически не подразумевает капремонт пятиэтажного фонда. Сформулирована задача, в соответствии с которой большая часть пятиэтажек в городе должна быть снесена. По трем причинам. Первая – достаточно дорого капитально ремонтировать дома, которые стоят по 40-50 лет. Вторая – при капремонте мы ничего не можем сделать внутри с планировками. Как была кухня пяти «квадратов», так она и останется. И третья – проведя капремонт пятиэтажек, мы кварталы, застроенные ими, не сможем насытить инфраструктурой, необходимой по современным требованиям. Дома стоят близко друг к другу, очень плотная застройка.
Пятиэтажек век недолог?
– Сколько еще простоят «хрущевки» в Москве? Имеем в виду и те, что не сносимых серий.
– По моим оценкам, в городе – 44-45 млн. кв. м пятиэтажного жилищного фонда. В год сносится примерно один миллион. А где-то через два-три года будет сноситься три миллиона, потому что свободных площадок почти не осталось. Но даже при таком темпе лет через 15, если не больше, разберемся с пятиэтажками. Так вот, мы затеяли очень большую работу, которую планируем провести в течение полугода, по инвентаризации практически всего пятиэтажного фонда в округе и принятия решения, что с ним делать. Причем, речь идет и о домах ниже пяти этажей.
– Есть какие-то результаты?
– Мы начали работу по районам, прошли уже два. Первый – Косино-Ухтомский. Там пятиэтажки остались в Ухтомке и Старом Косино. Реконструкция поселка Ухтомский ведется в соответствии с проектом планировки, вопрос решен. А вот проект планировки, утвержденный по Старому Косино, не предусматривал сноса всех пятиэтажек. Мы все внимательно просчитали, провели полную инвентаризацию и сегодня прекрасно понимаем, что вполне можно запустить реконструкцию этого поселка по старому проекту и параллельно его модернизировать. Так что через пять-шесть лет придем к тому, что в Старом Косино не останется жилых домов пяти и ниже этажей вообще. Причем всю реконструкцию можно провести с переселением внутри этой территории – достаточное количество резервов есть. И уже получено согласие мэра Юрия Лужкова на подготовку отдельного постановления по Старому Косино.
Второй пример – Метрогородок. Здесь тоже хорошие стартовые условия. Сейчас строится большой дом по Открытому шоссе, 24, корп. 1, который предназначен для переселения жителей двух так называемых фенольных домов с улицы Николая Химушина. На их месте будет построен еще один жилой комплекс, куда переедут люди из оставшихся двух корпусов по Открытому шоссе, относящихся к этой же категории. И в 2010 году, в крайнем случае – в начале 2011-го, мы должны получить около 30 тыс. кв. м муниципальной жилой площади в Метрогородке. Это позволит снести сразу шесть пятиэтажек и запустить «волну». Мало того, воспользовавшись этой ситуацией, можно затем реконструировать весь Метрогородок. И за четыре-пять лет снести все пятиэтажные дома.
– Пятиэтажки будут сноситься во всех районах?
– Там, где они есть. В Новокосино, скажем, вообще нет ни одной пятиэтажки. А по другим районам… В поселке Восточный не должно остаться ветхих домов – мы провели публичные слушания, скоро будет утвержден проект планировки. Два-три десятка пятиэтажек в Ивановском уберем совершенно реально, поскольку сейчас начинается реконструкция 42-го квартала, ее будет вести ДСК-1. На очереди – Богородское, Перово, Новогиреево, Соколиная гора, где все сложнее. Нам придется фактически переделывать проекты планировок, которые были сделаны, с учетом сноса увеличенного количества пятиэтажного фонда.
Превратить в доходные
– Нас ожидает тотальное уничтожение «хрущевок»?
– Пятиэтажки пятиэтажкам рознь. На Потешной улице, например, трехметровые потолки, большие кухни и квартиры. Конечно, нет смысла убирать такие дома. Их надо капитально ремонтировать, это хорошее, добротное жилье. А есть панель с очень плохой планировкой, перспектива которой понятна – снос.
– Но и на панельное, малогабаритное жилье сегодня большой спрос…
– На самом деле пятиэтажки можно было бы оставить в некотором количестве, даже с той же пятиметровой кухней. Просто надо перевести эту проблему в несколько иную плоскость. В прошлом году вышло постановление правительства Москвы по доходным домам. Малогабаритное жилье могло бы сыграть свою роль.
Давайте посмотрим на мировую практику. В той же Германии более 60% арендного жилья. Причем сдается оно, как правило, на несколько лет. Появилась молодая семья, которая хочет жить отдельно. Она должна иметь возможность снять жилплощадь, отдельную квартиру за разумные деньги – чем дешевле, тем лучше. А что может быть дешевле вот этих малогабариток?! Да и на двоих та же «двушка» с маленькой кухней вполне подходит. Потом семья растет, рождаются дети, увеличивается благосостояние, люди снимают другую квартиру, переезжают в более подходящую. Да и оставшимся родителям, когда взрослые дети разъедутся, большая площадь не нужна, им вполне подойдет небольшая квартира, но высокого качества.
У нас пока рынок арендного жилья не развит. Мы зачастую рождаемся, живем и умираем в одной и той же квартире. Но когда такой рынок разовьется, можно было бы какое-то количество пятиэтажек расселить, отремонтировать и отдать под доходные дома как малосемейки. Во всяком случае еще есть время – снос пятиэтажного фонда в Москве займет не один десяток лет. И в этих рамках откорректировать программу можно всегда.
Муниципальное и коммерческое
– В чем сложность программы реконструкции и реновации?
– Одно дело – застраивать свободную поляну. Лишь бы были коммуникации, а так ставь дома и ставь. Чего проще? А здесь очень сложное переселение, как правило, в несколько этапов. Мы от безысходности, конечно, но загоняем людей лет на пять в стройку. Попробуйте поживите, когда рядом реконструируются дома. Но деваться некуда, надо приводить в порядок кварталы.
– За счет инвесторов?
– А кто вам сказал, что этим будут заниматься только инвесторы? Городской бюджет уже перевалил за один триллион сто миллиардов рублей. И если в 1990-х – начале 2000-х годов в бюджете не хватало денег, и мы вынуждены были идти на строительство большого количества коммерческого жилья с долей города в виде квадратных метров, то сейчас это не нужно. Пирамида переворачивается. Если лет пять назад в Москве строили ежегодно четверть муниципального жилья и три четверти коммерческого, то года через два будет наоборот: 75% муниципального и 25% – коммерческого. Но коммерческое жилье совсем убирать нельзя. Москвичи-не очередники тоже хотят покупать квартиры.
Сегодня для того, чтобы ликвидировать очередь, нам в общей сложности нужно построить два миллиона квадратных метров жилья. А есть еще общежития, аварийные дома, которые надо расселять. Как ни крути, мы уже по реконструкции кварталов должны строить по 700-800 тыс. кв. м в год. Только для решения окружных проблем.
Реконструкция с коэффициентом
– Сейчас стоит задача уменьшить срок ожидания жилья очередниками до 10 лет. На Востоке динамика сокращения очереди положительная?
– Да, очередь у нас рассасывается. В 1999 году в округе было 40 с лишним тысяч семей очередников, а сегодня – примерно 26 тысяч. Значит, полтора десятка тысяч семей за эти годы расселили с помощью разных программ – муниципального жилья и ипотеки, купли-продажи и субсидий. И хочу сказать, что сейчас происходит очень любопытная вещь. Как только проходит 10 лет стояния в очереди, тут же начинается поток заявлений на субсидии. Такой вот психологический барьер.
Несмотря на положительную динамику, очередь остается достаточно большой. Но если будем строить в таких объемах, о которых я говорил, то лет через пять она уменьшится раза в два. Поэтому останавливаться мы не можем. На встречах с жителями, при проведении публичных слушаний по проектам планировки кварталов меня спрашивают: «Зачем при реконструкции вы увеличиваете численность жителей микрорайона, для нашего переселения достаточен коэффициент 1,5 – больше не надо». Я отвечаю: «Извините, а другие?! У нас есть очередники в Новокосино, Ивановском, в относительно новых районах, где нет реконструкции. И им тоже нужно предоставлять жилье».
В данной ситуации понимаю и поддерживаю руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Петра Сапрыкина, который ратует за введение коэффициента 2. То есть объем нового строительства при реконструкции должен быть вдвое больше сноса. Чтобы решать проблемы не только переселенцев, но и очередников.