12:25:15
25 ноября 2024 г.

Город будущего

В наших городах не все устроено так, как бы хотелось. Транспорт, качество воды, работа коммунальных служб, экология – вот лишь часть вопросов, волнующих жителей больших городов. Но проблемы на то и существуют, чтобы искать способы их решения.

День пешехода?

Транспортный вопрос отравляет (и в прямом, и в переносном смысле) жизнь всем горожанам. Пробки на дорогах – проблема номер один современного мегаполиса. От этой напасти в ближайшие лет …дцать так просто не избавиться: города растут, автомобилей становится больше, пешеходов тоже. В метро точно такие же пробки, как на автодорогах, только не из машин, а из людей.

Умные головы предлагают начинать рабочий день в разное время: одним – с семи, другим – с девяти, третьим – с полудня. Еще есть идея создавать больше рабочих мест в «спальных» районах, тогда людям не придется ездить на службу в другой конец города. Многие вообще могут трудиться на дому и приезжать на работу по мере необходимости, общаясь с «мозговым центром» по телефону и электронной почте… Народу в общественном транспорте и автомобилей на дорогах стало бы чуть меньше.

Мер, которые помогут хотя бы немного облегчить жизнь автовладельцам, предлагается масса. Например, планируется создавать перехватывающие парковки на подъезде к центру города. Там можно оставить машину и двигаться дальше пешком, на метро или наземным общественным транспортом. В Лондоне это сейчас обычная практика. А в центре Парижа на автодорогах выделены две полосы для общественного транспорта и лишь одна – для частного. Так что парижане предпочитают ездить на метро или в автобусе.

В Израиле каждый водитель на один день в неделю обязан отказаться от поездок на своем автомобиле. Какой день объявить пешим, он устанавливает себе сам. Власти Милана вообще запретили пользоваться личным автотранспортом в черте города.

Историческим центрам древних российских городов решение проблемы по-милански пошло бы на пользу. Только автовладельцы вряд ли одобрят подобную инициативу…

Пробки и шум – не единственная сторона транспортной проблемы. Известно, что 87% вредных атмосферных выбросов в крупных городах приходится на автотранспорт. Значит, нужны новые экологически безопасные способы получения энергии. Разговоры про солнечные батареи идут уже давно. Но до реальной жизни автомобили, «питающиеся» солнечным светом, так и не доехали – слишком дорого их производить. К тому же был найден еще более простой источник энергии для машин – вода, вернее, водород, из нее получаемый. Пока создать да и обслужить автомобиль на водороде стоит в несколько раз дороже, чем машину с двигателем внутреннего сгорания. Но автогигант General Motors обещает начать серийное производство водородных авто уже к 2010 году, а правительство США надеется через 20 лет сделать такую машину народной.

Существуют и автомобили на газовом топливе. В газе содержится гораздо меньше примесей, чем в бензине. В нем нет свинца и серы. Да и вообще он безопасней.

Посеребрим водичку!

Жители крупных городов давным-давно распрощались с мечтами о чистом воздухе и вкусной, безопасной воде. Наименьшая неприятность – если водопроводная вода пахнет хлором. А ведь водица из-под крана может быть не только неприятна на вкус или запах, но и попросту опасна.

По данным Минздравсоцразвития, водопроводная «аш два о» в Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове, Екатеринбурге, Таганроге и ряде других городов признана не слишком пригодной для питья. А в московской воде повышено содержание железа, кроме того, она излишне жесткая.

К счастью, есть способы справиться с этим в домашних условиях. Во-первых, это всевозможные аквафильтры. Во-вторых – бутиллированная вода. Правда, нет гарантии, что она действительно берется из чистейшего ключа, о чем крупными буквами написано на этикетке.

Есть варианты проще. Можно по старинке ограничиться кипячением. Оно «выгоняет» из воды вредные примеси, но в то же время и лишает ее полезных свойств. Очистить воду помогает также ее отстаивание. Достаточно в воду, налитую из-под крана, бросить серебряную монетку или любое украшение из этого металла, и через сутки влага станет несколько чище.

Стыдно перед правнуками

Мы стараемся экономить деньги, время. Но есть более значимые вещи, которые тоже необходимо расходовать более разумно. Речь идет о бережном отношении к природным ресурсам.

Не секрет, что при переработке в топливо нефть, природный газ, уголь выделяют двуокись углерода и другие вредные вещества, которые загрязняют атмосферу и медленно отравляют жителей планеты. Но есть еще одна причина экономить. 86% энергии сегодня получают из истощающихся невосполнимых источников. Получается, как ни банально это звучит, что мы оставляем своих внуков и правнуков без наследства…

По данным статистики, 40% всей добываемой энергии уходит на обслуживание зданий. Европейские ученые подсчитали: сократить эти расходы можно на 70–90%. И предложили решение проблемы – энергоэффективные здания.

Что же такое энергоэффективный (или «пассивный») дом? Он не только не зависит от внешних коммуникаций, но в принципе может и сам служить источником энергии. При его строительстве используются современные энергосберегающие технологии и высокоэффективные теплоизоляционные материалы – как правило, из каменной ваты. Аварийное отопление (на случай длительных морозов), система горячего водоснабжения, электропитание «пассивного» дома осуществляются за счет энергии природных источников. Кроме того, по максимуму используются тепло от бытовых приборов, стоков, естественное тепло обитателей дома. Наиболее совершенные проекты учитывают даже ориентацию по сторонам света и розе ветров.

Стоит отметить, что на Западе такое жилье уже строится. Возможно, мы тоже придем к этому. Тем более что в России с ее морозными зимами проблема сохранения энергии стоит особенно остро. Мы тратим огромные средства на обогрев помещений: работает отопление, на полную мощность включены обогревательные приборы. И все равно отапливается не только жилище, но и улица. Выходом может стать качественная теплоизоляции зданий и труб – с помощью, например, каменной ваты.

Конечно, на своем кармане ощутить экономию, которую дает утепление, в полной мере сможет лишь тот, кто оплачивает коммунальные услуги по факту, исходя из показаний счетчиков. Хотя минимум средств сохранить получится: вы уже не станете тратиться на обогреватель и платить за электричество, «съедаемое» им зимой.

…Идеальный город, где будет легко и радостно жить каждому, – пока утопия. Но от нас зависит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Татьяна Смирнова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация