23:30:44
11 апреля 2021 г.

Николай Федосеев: «Главное – грамотно и чутко работать с людьми»

ЖКХСобрание хозяйственно-экономического актива Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подвело итоги прошлого года и наметило задачи на нынешний. С докладом выступил первый заместитель руководителя департамента Николай Федосеев.

Ежегодно возрастают объемы жилья, направляемого городом на выполнение социальных программ, благодаря внедрению возмездных форм улучшения жилищных условий москвичей.

Еще недавно граждане могли лишь робко интересоваться у наших работников, когда же им выпадет счастье получить жилье.

Теперь наоборот – работники департамента должны искать среди очередников желающих активно участвовать в решении жилищных проблем, предлагать им наиболее выгодные варианты приобретения жилья, помогать в оформлении документов. Такая работа требует от сотрудников глубокого понимания юридических и финансовых механизмов жилищных программ, умения общаться с людьми, не допускать конфликтов.

Не менее важно умело и тактично работать с людьми при их переселении, при подготовке и проведении общих собраний собственников, при заключении договоров пользования жилыми помещениями, при приватизации жилья, то есть практически по всем направлениям нашей деятельности.

Формирование нового стиля и качества работы с гражданами крайне важно для выполнения поставленных задач. Любой заявитель имеет право рассчитывать на индивидуальный и неравнодушный подход профессионалов-жилищников.

Кратко об итогах года. Решения предыдущего хозяйственно-экономического актива выполнены в полном объеме. Вся работа департамента была сосредоточена на выполнении задач национального проекта. Она велась в рамках комплекса городских жилищных программ, в том числе среднесрочной программы «Москвичам – доступное жилье» и мероприятий Года ребенка.

Условия были крайне неблагоприятными. Более 60% жилой площади поступило в последнем квартале. Значительный объем жилья для предоставления очередникам по возмездным формам был расположен вне границ города, в Подмосковье. Ситуация усложнилась еще и тем, что был установлен барьер на участие в программах семей, поставленных на жилищный учет после 1 января 2000 года. Здесь проявились качества наших сотрудников по умению работать с очередниками. К счастью, у нас есть сотрудники, особенно в Центральном и Юго-Восточном округах, умеющие предложить наиболее выгодные варианты улучшения жилищных условий и оказать помощь в оформлении необходимых документов.

Опыт показал, что возмездными формами улучшения жилищных условий должны заниматься закрепленные на данном участке специалисты, прошедшие специальный отбор и обучение. Найти, подготовить, создать стимулы для их работы – важнейшая задача предстоящего года.

Есть и резервы улучшения работы. Речь идет предоставлении очереднику субсидии в сочетании с ипотечным кредитованием. Этот механизм пока слабо освоен работниками департамента.

Закрепляется социальная направленность городской жилищной политики развитием нормативной базы. Разработан и внесен в городскую Думу проект закона города Москвы «Основы жилищной политики», он уже принят в первом чтении. На рассмотрении в МГД находятся поправки в закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Они призваны ввести новую категорию – «граждане, нуждающиеся в содействии города в приобретении жилых помещений» – и дать возможность немалоимущим москвичам, проживающим в стесненных условиях, приобрести жилье с использованием возмездных форм.

Всего в 2007 году подготовлены департаментом и приняты правительством Москвы 84 нормативных акта, в том числе 4 распоряжения мэра, 59 постановлений и 21 распоряжение правительства города.

Мы активно участвуем в организации работы с гражданами в режиме «одного окна». В минувшем году через «одно окно» поступило почти в 1,5 раза больше заявлений с просьбой о предоставлении различных документов. Прямым следствием интереса граждан к реализации национального проекта и программы «Москвичам – доступное жилье» является и рост числа их обращений в департамент. В течение года поступило около 54 тысяч писем, требующих рассмотрения. Крайне важно не просто отвечать на эти обращения, а давать развернутые, юридически аргументированные рекомендации по решению проблем граждан.

Теперь о задачах 2008 года.

На выполнение городских жилищных программ будет направлено 2,5 млн. кв. метров жилья. Предстоит освоить принципиально новый механизм – приобретение городом жилья у инвесторов, в том числе в Подмосковье. Соответствующие решения приняты. Они позволят сохранить темпы обеспечения очередников жильем в условиях обострившегося дефицита земельных участков, пригодных для жилищного строительства.

Да, предоставление такого жилья очередникам часто вызывает у них непонимание. Далеко не все москвичи готовы менять привычную среду обитания. Необходимо уже сейчас разъяснять очередникам, в том числе молодым семьям, преимущества приобретения в собственность такого жилья. Основным контингентом таких очередников должны стать граждане с ранними годами постановки на жилищный учет, имеющие право на максимальную скидку выкупной цены. При этом необходимо совершенствовать механизм ценообразования на жилье с учетом его удаленности от города.

Будет продолжена поддержка социально незащищенных семей с детьми. С опережением намечено обеспечивать жильем семьи с детьми-инвалидами и многодетные семьи с пятью и более детьми. Мэром Москвы принято решение о строительстве в каждом из округов малоэтажных жилых домов для многодетных семей. Первые из таких домов должны поступить уже в текущем году. Жилье будет предоставляться по договорам безвозмездного пользования. В течение года предстоит построить не менее 60 тыс. кв. метров малоэтажного жилья для многодетных семей.

Принципиально новая задача – формирование цивилизованного рынка найма жилых помещений. Начинается практическая работа в данной сфере.

Во-первых, это частичное возмещение расходов крайне нуждающимся в обособленном проживании гражданам в составе семей очередников. Уже в 2008 году мы планируем компенсировать наем жилья в частном или поднаем в государственном жилищном фонде около 850 семьям. Сейчас разрабатываются механизмы предоставления таких компенсаций.

Во-вторых, это начало формирования в городе сети жилых домов коммерческого использования. Их создание призвано составить конкуренцию приобретению гражданами жилья в собственность и повысить мобильность населения. Вопрос о концепции создания сети таких жилых домов будет рассмотрен правительством Москвы в ближайшее время.

Недавно в связи с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс, у нас появился дополнительный источник поступления жилья для выполнения социальных программ. Речь идет о выморочном имуществе. Крайне важно в кратчайшие сроки создать работоспособные механизмы получения такого жилья в собственность города и обеспечить непрерывность его оформления.

Необходимо также организовать заключение договоров социального найма с гражданами, которым жилье было предоставлено по ордерам. В течение года договоры должны быть заключены со 160 тыс. семей. Надо не только найти такие семьи, но и пригласить их явиться в соответствующее подразделение, собрать данные об основаниях пользования гражданами жилым помещением, сверить эти данные, подготовить и подписать договоры с членами семьи. Это очень кропотливая работа. Ее успех во многом определяется разъяснительной работой с гражданами.

Доклад публикуется в изложении

Из выступлений участников собрания

Укреплять нормативную базу

Степан Орлов, депутат Мосгордумы, председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике:

– В прошлом году на рассмотрение Думы был внесен ряд законопроектов, и среди них такой важный, как «Основы жилищной политики» города. Фактически это городской Жилищный кодекс. Он уже прошел второе чтение и в ближайшее время должен быть принят.

Подготовлены поправки в закон «Об обеспечении права жителей города на жилые помещения». Суть изменений – внести в городское жилищное законодательство новую категорию граждан: «нуждающиеся в содействии города в приобретении жилых помещений». И тогда еще больше московских семей смогут встать на учет для получения жилья.

Инициировано внесение поправок в ЖК РФ о защите прав несовершеннолетних детей при прекращении права пользования жилым помещением в результате распада семьи.

А буквально на днях мэром Юрием Лужковым представлен проект постановления городской Думы, касающийся изменений в ЖК РФ. Речь идет о формировании земельных участков под многоквартирными домами.

Сервис для ТСЖ

Виталий Акимкин, начальник управления координации деятельности по управлению многоквартирными домами и паспортизации жилищного фонда департамента:

– Мы организовали обучение председателей товариществ, и только в прошлом году дипломы «руководителя ТСЖ» получили свыше 900 москвичей. Но главное, конечно, – практическая помощь товариществам. В столичных округах начинают создаваться специальные сервисные центры, где такая помощь будет оказана в максимально возможном объеме.

Сейчас важно определиться с границами жилищного самоуправления. Думаю, что самостоятельность не должна исчерпываться установлением договорных отношений с поставщиками ресурсов или, скажем, решением вопроса уборки территории. ТСЖ может принимать решения, касающиеся всей социальной сферы своего комплекса. Имеется в виду санитарно-эпидемиологическая и криминогенная безопасность для жителей; облегчение финансовой нагрузки на многодетные семьи и пожилых москвичей в части оплаты ими услуг ЖКХ; формирование благоприятной экологической среды и многое другое.

Понятно, что самоуправление – это не только ТСЖ и ЖСК. В последние годы активно заявляют о себе домкомы. Так, в микрорайоне Кожухово в восьми домах, заселенных участниками программы «Молодым семьям – доступное жилье», энтузиасты разместили в нежилых помещениях детский и медицинский центры, кабинет семейной психологической помощи, салон красоты, прачечную, химчистку. А ведь на этих площадях собирались открыть казино! Молодые люди настояли на том, чтобы в их домах были только социально значимые учреждения.

В нынешнем году (а он, как известно, объявлен в столице Годом семьи) представляется особенно важным всемерное содействие органов местной власти социальным инициативам, которые рождаются в товариществах или домовых комитетах.

Когда не спасает «одно окно»

Денис Потяркин, начальник отдела ревизий и проверок:

– Ни одно из писем граждан не остается без ответа, каждое рассматривается по существу. Стараемся дать гражданам максимальную информацию – куда обратиться, какие при этом необходимо подготовить документы, что предусмотрено законодательством.

Метод «одного окна» предполагает четкий алгоритм действий всех сотрудников органов исполнительной власти, и в итоге – ускоренное рассмотрение заявлений граждан, максимальное соблюдение их интересов.

К сожалению, так получается не всегда. В качестве примера мог бы назвать согласованное со всеми инстанциями вселение в помещение. Коллизия часто бывает непростая, ведь надо соблюсти баланс интересов и города, и гражданина. Согласно правилам регистрации по месту жительства, «добро» на такое вселение дает наш департамент. Но люди сейчас юридически грамотные, а потому понимают: согласие – это заключение договора. Однако добиться заключения как раз и не могут – нет то одних, то других документов. В конечном счете, вопрос выносится на жилищную комиссию префектуры. Этот пример я привел к тому, что необходима большая ясность в решении тех или иных процедурных проблем. Пока по ряду позиций она отсутствует.

Опять двойка…

Елена Башмачникова, заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северо-Восточном округе:

– До 2010 года нам предстоит отселить людей из 140 пятиэтажек. Задача непростая, учитывая, что в последние три года динамика поступления жилья на такие цели снижается. Мешает также дефицит «трешек». В последнем квартале 2007 года в наше распоряжение поступили три корпуса, в которых не было ни одной трехкомнатной квартиры!

Мало также «однушек». К примеру, в доме (Алтуфьевский район), который скоро должен поступить в наше распоряжение, однокомнатные квартиры проектом не предусмотрены вовсе.

Думается, при планировании городского заказа нужно более строго подходить к согласованию проектов.

И еще. Практически вся жилплощадь, поступающая на эти цели, находится в стадии строительства. Либо другой вариант – в ней не устранены недоделки, отмеченные госкомиссией. В результате ни собственники, ни будущие наниматели посмотреть свои квартиры не могут. Это порождает жалобы, обращения в суд и серьезно затягивает переселение.

Платить может, но не хочет

Александр Ухаров, заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Юго-Восточном округе:

– Мы решили проанализировать: кто такие неплательщики? Картина оказалась неожиданной. Меньше всего среди них малоимущих граждан: пенсионеры – два процента, многодетные семьи – полтора, инвалиды – десять. Остальные же – более 86 процентов – вполне платежеспособные граждане. Правда, они живут своеобразно: скандалят, выпивают, не дают покоя соседям, собирают в квартире бездомных собак. А то, бывает, устраивают в ней мастерскую…

В нашу задачу входит контроль над использованием жилья по назначению, во всяком случае, того, собственником которого является город. В соответствии со ст. 90 ЖК РФ, если наниматель в течение шести месяцев не вносит плату за проживание в квартире, он может быть выселен в другое помещение по нормам общежития. Для этого нужно решение суда. Согласно законодательству, иск должен подать наш департамент. Но ведь в аккуратных платежах заинтересованы и ГУ ИСы, и ДЕЗы. Причем даже больше, чем Департамент жилищной политики.

На совместном заседании в префектуре округа было принято решение – выдать юристам управляющих компаний доверенность департамента по искам о принудительном выселении неплательщиков. В прошлом году подготовили 2400 обращений в суды от таких компаний. Более чем в 1600 случаях иски были удовлетворены, отказов всего девять. Но вот что примечательно: сам факт обращения в суд (либо первые прошедшие заседания) быстро перевоспитал неплательщиков – погасили задолженность более 800 человек. И только трое были выселены.

Самые насущные вопросы

Олег Ежов, заведующий приемной департамента:

– В прошлом году в нашу приемную с устными обращениями пришло почти три тысячи человек. Самые распространенные вопросы: можно ли ускорить получение новой квартиры, будут ли переселять? Затем идут вопросы, касающиеся приватизации, субсидий, постановки на учет, наследования.

С учетом этого мы расширили круг специалистов департамента, которых приглашаем в приемную для ответа гражданам. Целесообразно приглашать на такие приемы и работников окружных управлений. В этом случае посетители смогут получить информацию, что называется, из первых рук.

Для более оперативного информирования приходящих к нам граждан приемная будет оборудована электронной сенсорной системой. Считаю полезным также создать телефонную справочную службу в департаменте.

Выполнять обещанное

Кирилл Гавриков, начальник юридического отдела Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Юго-Западном округе:

– Число граждан, переселенных из сносимых домов, по отношению ко всем претендентам на городские квартиры весьма незначительно. Однако проблемы, возникающие при этом, как правило, самые острые.

Между тем существуют нормативы, согласно которым люди обязаны выехать из дома. Они определяются и ЖК РФ, и рядом постановлений правительства Москвы. Легче всего вопросы решаются с нанимателями. Здесь главное – это равнозначность занимаемой и предоставляемой площади. Ни семейное положение, ни число проживающих в расчет не берутся. Иски, поданные в этом случае гражданами, на 100 процентов решаются в пользу города.

Сложнее с собственниками. Особенно если учесть, что именно в нашем округе находится поселок Южное Бутово, ситуация в котором на разные лады (и часто в противоречии с юридическими нормами) трактовалась многими СМИ. Сложность вопроса была связана не столько с жилыми помещениями, сколько с изъятием земли. Был принят ряд решений о выселении граждан с возмещением им выкупной стоимости и без предоставления другого жилого помещения. Но еще не все они выполнены.

Никаких секретов!

Наталья Макеева, начальник отдела координации деятельности в жилищной сфере Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Центральном округе:

– В нашем округе, как известно, больше всего товариществ собственников жилья. И число их растет. При этом никогда не ставилась задача «загонять» жильцов в ТСЖ, люди добровольно стремятся создавать объединения собственников, понимая все их преимущества.

Тем не менее, вопросы остаются. Я имею в виду использование нежилых помещений, получение в собственность земельного участка, капремонт. К примеру, жильцы домов, где есть деревянные перекрытия, боятся, что этот ремонт переложат на них. Последнее обстоятельство особенно отпугивает людей от создания ТСЖ.

Нужно лучше информировать жителей в части программы капитального ремонта, и мы начали этим заниматься. Уже готовятся документы для общих собраний жильцов, где им будет подробно изложена информация о ремонте или реконструкции ветхих и старых зданий за счет бюджета. Думаю, после этого работа по организации ТСЖ в домах центра заметно активизируется.

Подготовил Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация