19:44:08
14 июля 2024 г.

Трудности перевода

В Москве в районе Тропарево-Никулино идет эксперимент: функции ДЕЗа передаются частной управляющей компании.

Скажем откровенно: несколько запоздалый эксперимент. Ведь к 1 января следующего года – согласно федеральному постановлению № 75 от 6 февраля 2006 года – должна быть завершена вся подготовка передачи ДЕЗов частникам. Но, видимо, не учли всех нюансов. Сначала надо попробовать. 17 августа этого года появилось распоряжение правительства Москвы «О реализации пилотного проекта по отработке механизмов эффективного управления многоквартирными домами в городе Москве». Эксперимент пройдет на территории района Тропарево-Никулино при участии ООО «Миракс Сервис». О том, как воплощается пилотный проект, рассказывает генеральный директор компании Константин Борисов.

Вехи реформы

Сегодня жилищно-коммунальная сфера оказалась единственной в народном хозяйстве, где все еще действуют административно-командные методы, заложенные в 60-х годах: никакой конкуренции, такое же, как и прежде, пренебрежение интересами заказчика – то есть жильцов. Со всем этим надо расставаться, отдавать ЖКХ малому и среднему бизнесу. Готовились к проекту мы тщательно. К 1 ноября о том, что сделано, будет доложено московскому правительству и Мосгордуме.

Какие же задачи мы ставили перед пилотным проектом?

– Отработать механизм взаимодействия между управляющей компанией и жителями.

– Провести общие собрания жителей.

– Изменить само понятие «заказ услуг». Раньше заказ исходил от государства, теперь эти функции переходят к населению.

Здесь надо учесть, что государство определяет размеры дотаций. Сразу замечу: дотации – явление временное, конечная цель – переход к 100-процентной плате за обслуживание. Но пока они есть, государство должно адекватно реагировать на них и по возможности увеличивать эти дотации.

Понятно и то, что господдержка коммунального обслуживания не должна осуществляться чисто механически – как сейчас это делается в отношении дирекций. Иными словами, сумма может варьироваться в зависимости от качества обслуживания. Но какие критерии? Как оценивать работу той или иной компании? Все это должен определить пилотный проект.

Особый разговор – о надежности компаний. Несложно предвидеть, что могут появиться фирмы-однодневки, фирмы-мошенники, которые, сорвав определенный финансовый куш, исчезнут с рынка ЖКХ. Каковы критерии их надежности?

Капитальный ремонт. Мы собираемся провести тщательное обследование зданий, выяснить, какие капитальные работы были уже сделаны, что в первую очередь требует восстановления. На такое дело в бюджете всегда не хватает средств. Будет ли создан фонд такого ремонта у управляющей компании, увеличит ли на эти цели расходы казна, переложит ли их на плечи собственников – через систему кредитования, задействует ли механизм страхования – все эти рекомендации также должны появиться в результате эксперимента.

Между оптимистами и скептиками

Наш пилотный проект (как определила префектура ЗАО) проводится в тринадцати домах. В каждом по 14–16 этажей. Для начала людей надо собрать. А это – проблема. Активных жителей оказалась всего пятая часть – 20 процентов. Из них половина – настроенные на то, чтобы в доме было все тип-топ, а другая часть – вечные скептики: что бы ни предлагалось для улучшения их же благоустройства, они всегда и всем недовольны.

Внимательно выслушали обе стороны, записали замечания. Но для того, чтобы собрание считалось легитимным, нужно присутствие не менее половины жильцов. Мы сразу поняли: столько не придет. А значит, единственно возможный путь – заочное голосование жильцов, то есть придется обойти жильцов поквартирно.

По рекомендации Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы мы составили анкету, которую жильцам предстояло заполнить. Она должна была пояснить, каково отношение людей к таким переменам. Хотя сначала засомневались: придем, позвоним в дверь, а человек даже не откроет. Но опасения оказались напрасны, заочное голосование все-таки состоялось. А «сарафанное радио» донесло информацию и до других жителей дома.

Мы даже выпустили газету «Ответственный домовладелец», отпечатанную типографским способом, где сообщили о нашей компании, о ее возможностях, призвали людей к сотрудничеству. Эту газету разложили по почтовым ящикам. Собираемся издавать и дальше в том случае, если нас выберут.

Заочное голосование было проведено во всех домах, его результаты сейчас обрабатываются. И в случае нашей победы с каждым собственником мы подпишем договор. Его форма предложена Департаментом жилищной политики и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы. Но при этом было учтено немало и наших замечаний. Так что договор – плод совместных усилий.

Познакомимся поближе

Многие дирекции препятствуют приходу частных компаний, отказывая им в необходимой техдокументации – мол, «работайте, как хотите». У нас же – счастливое исключение. И со стороны самой дирекции, и управы, и префектуры встречаем полное понимание, готовность к сотрудничеству.

В дирекции нам сразу предоставили всю необходимую техдокументацию. Как мы сумели понять, общий материальный достаток наших «клиентов» оказался средним. Интересно было узнать, хотят ли жители получать дополнительные услуги, сколько готовы платить. Социологический опрос показал: 42 процента жильцов готово доплачивать до 100 руб., 29 процентов – до 200 руб. Была еще крайняя цифра, предложенная нами, – 500 руб. Ее согласились вносить 14 процентов.

Все это мы сейчас анализируем, чтобы учесть в работе.

В одних руках

Казалось бы, частный вопрос, у кого будет документация на дом? Пока она дублируется, есть и у управляющей компании, и у «коммунальщиков». Но компании меняются, а значит, сбор документов надо каждый раз начинать снова… Необходимо, чтобы весь комплект хранился у «коммунальщиков», постоянно обслуживающих дом.

Мы сейчас находимся с ними в стадии неких преддоговорных отношений, выясняем обязательства и ответственность каждой из сторон. Но кое-что уже ясно: качество услуг будет оценивать не дирекция (либо какая другая управляющая компания), а сами жители. Если в квартирах холодно, нет горячей воды или случаются перебои с напряжением – люди вправе рассчитывать, что квартплата будет снижена. Причем без привлечения посредников (различных комиссий, которые составляют акты и т.д.), а непосредственно – после звонка диспетчеру.

Цена вопроса

И наконец – тарифная политика. Она особенно волнует малообеспеченных жителей: не повлекут ли новшества за собой увеличение квартирных трат? Нет. По условиям пилотного проекта, все расценки останутся прежними. Те дотации города, которые предусмотрены бюджетом для дирекций, в полной мере получат и частные компании. Но это до тех пор, пока город сам не перейдет к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг. А пока часть расходов (и немалую – более 60 процентов) берет на себя казна, будут получать дотации и жители домов, которые обслуживаются частными компаниями. Эти дотации уже заложены в бюджете.

Сохранятся в полной мере и субсидии. Для жителей не изменится ровным счетом ничего: и сумма, и механизм оплаты (через ЕИРЦ) останутся теми же.

Со своей стороны, мы дали твердое слово: ни при каких условиях цены поднимать не будем. Просто постараемся доказать, что за те же деньги (жилищно-коммунальные платежи граждан плюс городские дотации) можно обслуживать людей более качественно, более эффективно, чем это делалось раньше.

Илья Гордон

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация