Что на новенького?
Какие новые действия на жилищном поприще планирует правительство, каких шагов в их обеспечение можно ждать от законодателей? Об этом мы попросили рассказать председателя комиссии СФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олега Толкачева. Сенатор выделил четыре направления, заслуживающие, по его мнению, особого внимания.
Строить, строить и еще раз строить
Главной задачей остается вполне банальная вещь – больше строить. В середине января во время поездки по Тюмени первый вице-премьер Дмитрий Медведев озвучил основной и очень достойный итог жилищного строительства в 2007 году – 66 млн. кв. м жилья. Это неплохо. Такой результат позволяет твердо и ясно говорить, что на уровень 80 млн. кв. м строительства, как ожидаем, страна выйдет к концу 2008 года. Ну, может быть, в начале 2009 года – не берусь сейчас все заранее предвосхищать (исходно ставилась задача добиться этого результата в 2010 году. – Прим. ред.). По крайней мере, база для этого есть.
Но 80 млн. кв. м – это цифра, которая лишь повторяет советский период. А нам реально надо выходить на уровень 140–142 млн. кв. м и постараться сделать это примерно до 2011–2012 годов. То есть, грубо говоря, за пятилетку вдвое увеличить объем строительства. Это заставляет посмотреть на узкие места и определить, что нас сдерживает.
На первый план сейчас выходит промышленность стройматериалов. И, конечно, беспокоят цены на строительные материалы. Цены сейчас очень высокие, иногда запредельно высокие. Можно долго спорить – обоснованно или необоснованно. А нужно законодательно бороться с монополизмом в отрасли.
Наибольшее внимание привлекает цемент, наблюдается заурядная нехватка этого материала. Сейчас в стране строятся 14 новых заводов. Производство оснащается новейшими технологиями. Но реальная отдача будет только через два-три года. Видимо, придется говорить о мерах господдержки этой отрасли. Без них быстро удвоить нынешний объем производства непросто. Здесь же следует упомянуть панель. Как бы ее ни клеймили и ни ругали, достичь уже обозначенных высоких темпов строительства без панели невозможно. Поэтому нужно срочно восстанавливать все комбинаты панельного домостроения.
Медленно решается проблема земельных отношений. О ней очень жестко, с нажимом, говорил Владимир Путин на встрече с сенаторами. По его словам, только восемь регионов РФ добровольно и в полном объеме выполняют свои обязательства по выделению земельных участков под строительство. Остальные стараются земельку придержать, «прикопать». Получение участка под застройку, что на федеральном, что на региональном уровнях, превращается не только в длительную, но и весьма затратную процедуру. А эти затраты перекладываются в конечном счете на покупателя.
Курс на социальную поддержку
Кроме того, что жилье должно наличествовать физически, оно должно еще быть доступным. При ценах в несколько тысяч у.е. за кв. метр даже с помощью ипотеки большинство граждан его никак не укусит. Об этом тоже подробно говорил Дмитрий Медведев в Тюмени. В частности, о том, что у нас достаточное количество элитного жилья. Но мало строится жилья бюджетного, рассчитывать на которое могла бы, к примеру, молодая семья.
За скромную квартиру в 70 кв. м даже при ставке в 11% и средней стоимости кв. метра (заявленной МЭРТом) в 58 тыс. руб. семья должна ежемесячно выкладывать из своего бюджета по 1,5–2 тыс. у.е. И еще попробуйте найти такое жилье, по 58 тыс. руб. И требования к заемщикам выросли в связи с потрясениями на банковском рынке. Не стану оспаривать цифру 11%, но обращаю внимание на дополнительные расходы и комиссии, которые доводят ставку до 14–18%. Поэтому только банковская ипотека, одна, не приемлема для многих семей.
В этих условиях социальный подход к оплате жилья становится не просто важным, а фундаментальным. Речь идет о государственном субсидировании приобретения жилья, о так называемой социальной ипотеке. Дмитрий Медведев обозначил приемлемый размер жилищной субсидии – 40% стоимости жилья. Отдельные примеры есть, они работают в Москве, Татарстане, Тюмени. Но должны стать доминирующими.
Проблема доступности имеет еще один, специфический для России, аспект.
Мы почему-то все время упираемся в покупку, в приобретение жилья в собственность. Хотя мировой опыт намного шире. В частности, он предполагает социальную аренду. За рубежом существуют мощные акционерные общества, которые, как правило, на 100% принадлежат муниципалитету или региону, имеют в собственности бюджетное жилье и сдают его. Сдают не всем подряд, а тем, кто в этом нуждается. Ожидание в очереди составляет 1,5–2 года. Сдают тем, у кого суммарный доход ниже определенной планки. Я ознакомился с этим опытом в Канаде, там рубеж составлял 1,5 тыс. канадских долларов в месяц. Сдают по 300–400 долларов, что примерно в десять раз ниже рыночных цен. Если же семья начинает зарабатывать больше, то следящие за этим власти начинают повышать плату за аренду вплоть до рыночной. Таких квартир десятки тысяч в каждой провинции.
Нам тоже надо решительнее отказываться от мысли «только в собственность». Не обязательно копировать один в один канадский опыт, но стоило бы задуматься о его воспроизведении с учетом нашей специфики. Первым шагом должна стать подготовка соответствующего закона. Именно закона! Закон должен организационно выстроить всю схему. Уверен, что обсуждение проекта будет бурным. Тот, кто хорошо видит себя в нынешней ситуации, найдет любые аргументы, чтобы воспрепятствовать такому нововведению. Ведь появится конкурентный механизм, который сразу будет сбивать цены. Но в любом случае президент уже дал поручение подготовить соответствующий проект для правительства.
Напомню также, что московское правительство уже предприняло первые шаги в этом направлении.
Ответственность регионов
Президент также обратил внимание на тот не очень отрадный факт, что ввод жилья в 2006 году был на 85% обеспечен двенадцатью регионами: Москва, Московская область, Санкт-Петербург… Схожая картина и в минувшем году. А где остальные? Ведь субъектов Федерации больше 80-ти. Это означает, что необходима ответственность региональных лидеров.
В частности, Владимир Путин отметил успех реализации программы «15+15» для военных. Мне кажется, это произошло потому, что были поименные списки очередников, выверенные по каждому из пяти регионов-участников. Были понятны необходимые расходы: 15 млрд. руб. выделяет федеральный бюджет и столько же добавляют субъекты Федерации. И была еще одна очень важная деталь: каждый губернатор расписался перед президентом за свои обязательства на два года. Схема совершенно понятная – по ответственности. Если бы такая схема у нас была по всем 140 млн. кв. м, которые мы хотим строить ежегодно, то, скорее всего, дело пошло бы увереннее.
Зависть – двигатель прогресса
И, наконец, – ЖКХ. Главное сейчас – поддерживать всеми способами работу Фонда содействия реформированию ЖКХ. Многие регионы выходят с идеями поменять закон, вписать в него одно, убрать другое. Можно заниматься улучшениями бесконечно. А нужно поработать в рамках имеющегося закона год, а лучше два. Дальше можно говорить об изменениях, а пока надо хотя бы получить деньги из этого Фонда. Эти деньги должны сыграть роль спускового крючка в процессе.
Мы договорились сейчас с Минрегионом, что будет несколько пилотных регионов, на примере которых покажем работу денег Фонда. Для их получения важно иметь региональную программу ремонта. Надо не просто взять деньги и сделать что получится. Нет, надо иметь четкую картину по каждому региону: сколько домов требуют ремонта, в каком они состоянии и в каком году с каким домом что можно сделать. А что касается страшилок, рождаемых на местах, то у нас умеют выбить слезу, если надо. Изменения в законе будут. Важно другое – начать. Если хотя бы несколько регионов сейчас возьмут деньги и начнут с ними работать, это станет предметом зависти для других.