Один за всех или против?
Накал страстей в некоммерческих объединениях садоводов и огородников с каждым годом все усиливается. Виной тому и несовершенные законы, не способные пока предусмотреть все нюансы реальной жизни, и разрастающаяся пропасть между богатыми и бедными, и, конечно же, желание кое-кого прибрать к рукам то общественное, что плохо лежит или само идет в руки.
И если повлиять на первые два фактора простой гражданин не в силах, то устроить «коммунизм» в отдельно взятом товариществе может вполне. Было бы желание и умение. Ведь в то время как одни объединения всю свою «творческую энергию» тратят в борьбе за власть (или же проявляют полное равнодушие к общественным делам), другие без склок и обвинений дружно решают финансовые проблемы всех своих членов одновременно. Например, сдавая земли общего пользования в аренду.
Злоупотребления и самоуправство появляются именно там, где граждане плохо знакомы с законом. Хотя бы с так называемой «библией некоммерческих объединений» – законом «о садоводстве». И изучить его не помешало бы. Ведь проблемы – типичны. Итак…
Да будет он!
…свет. Один из краеугольных камней всех товарищеских «разборок». То, что за электричество приходится платить больше, чем показывает личный счетчик, возмущает многих. Да и со сбором пеней за просроченную уплату мало кто согласен. Это незаконно – считают многие.
Вот как прокомментировал ситуацию наш постоянный консультант по аграрным вопросам Николай Калинин: «Дело в том, что энергоснабжающая организация заключает договор не с отдельным садоводом, а с товариществом как юридическим лицом, которое обязано рассчитываться за потраченные киловатты ежемесячно, точно так же, как это делает каждый собственник квартиры. Поэтому в итоге поставщика энергии интересуют только показания общего счетчика, а то, что происходит за его пределами – то есть кто из садоводов заплатил, а кто нет, – дело самого товарищества. Тем более, что электролинии строятся за членские взносы и являются собственностью товарищества. А показания общего счетчика всегда будут превышать сумму показаний всех индивидуальных счетчиков товарищества. И вот почему.
Во-первых, это закон физики. Передача энергии по проводам предполагает ее потерю: чем сеть длиннее, тем потери больше. Во-вторых, общее освещение – уличные фонари. И, в-третьих, во многих товариществах есть сторож, обогревающий сторожку за общий счет. К тому же не стоит забывать и о самом обычном воровстве. Не перевелись у нас «умельцы»: одни заставят крутиться колесико в обратную сторону, другие – подключают энергоемкие агрегаты в обход своего счетчика. Вот вам и разница между суммой индивидуальных счетчиков и реальным коллективным потреблением энергии».
Энергоснабжающие организации обычно очень жестко ставят вопрос перед товариществами и за задержку оплаты. Могут прекратить подачу электричества. Председателю придется покрывать недостачу всеми доступными ему способами. И один из таких – заставить несознательных «товарищей» регулярно платить штрафы.
В главе 21 закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» такая мера предусмотрена. Теперь общее собрание (это должно быть отражено в уставе) вправе установить размеры пеней. Вправе оно и изменить сроки внесения взносов малообеспеченными членами объединения или же вообще освободить их от уплаты.
Отрезать или подождать
Другой вопрос. Имеет ли право правление за неуплату «отрезать» должников от линии? Вокруг этого кипят нешуточные страсти.
Понятно, что над товариществом висит «дамоклов меч» отключения, и, чтобы хоть как-то оправдать действия председателя, «отрезающего» должников от энергии, общее собрание вносит соответствующий пункт в устав. Но это нарушение Гражданского кодекса РФ, согласно которому таким правом обладает лишь энергоснабжающая организации.
Правда, если она воспользуется возможностью переноса прав кредитора другому лицу, предусмотренной в 24 граве Гражданского кодекса РФ и, заключив специальный договор, переуступит свое право отключения подачи электроэнергии правлению товарищества, председатель сможет «отрезать» должников на вполне законном основании.
Хотя адвокат Людмила Трифонова считает, что и в этом случае должны быть соблюдены все формальности: предъявлены результаты проверок и выслано письменное уведомление о намерении применить крайние меры. Адвокат советует председателям: не превышайте своих полномочий, отключая у строптивых членов товарищества энергию, долги нужно взыскивать через суд. Хотя бы для того, чтобы не получать встречные иски с требованием возместить материальные убытки от испорченного в обесточенном морозильнике урожая.
Местное самодержавие
«Куда уходят наши взносы?» и «Председателя – на мыло!» – вечные темы для пересудов в большинстве садоводческих объединений. Вот только докопаться до истины и переизбрать руководство оказывается под силу далеко не всем. В обоих случаях причина кроется в инертности большинства, да и в незнании своих законных прав. Вот почему некоторые председатели, окружив себя послушным правлением, превращаются в местных царьков. Одни получают «откаты» от подрядчиков, нанятых для выполнения работ по благоустройству, другие продают (или тайно прикупают) общественные земли и заброшенные участки, а третьи неплохо наживаются, требуя с членов товарищества деньги за выписку какой-нибудь справки. О том, что это существует, нужно знать хотя бы для того, чтобы знать, как дать отпор зарвавшемуся начальству и иметь возможность оперативно реагировать на те ситуации, что требуют решения общего собрания.
Нет кворума – есть варианты
Ни для кого не секрет, что в некоторых объединениях общих собраний не бывает годами. Что уже само по себе – нарушение закона. Понятно, что председатель, если в воздухе «запахнет керосином», будет всячески препятствовать созыву общего собрания. Ведь по закону его могут и переизбрать.
Проведения внеочередного собрания может потребовать как правление, так и ревизионная комиссия, а также органы местного самоуправления. Не менее одной пятой из общего числа членов объединения имеют те же полномочия. Правлению дается неделя для принятия решения – собирать собрание или же нет. В случае положительного решения закон требует провести собрание не позднее чем через тридцать дней.
Но даже если собрание состоится, это вовсе не означает, что оно будет правомочно принимать какие-либо решения. В крупных товариществах кворум порой набрать почти невозможно. А потому принятие решения будет отложено на неопределенный срок. В связи с этим закон предусмотрел другие формы проведения собрания: собрание уполномоченных и заочное голосование (опросным путем).
Однако в обоих случаях в устав придется внести соответствующий пункт. Что касается опросной формы, она неприемлема лишь в том случае, когда в повестку дня включены вопросы утверждения приходно-расходной сметы, а также отчеты правления и ревизионной комиссии.
Передача документов от экс-председателя вновь избранному должна проходить четко. И хотя в законе эта процедура не прописана, необходимо составить описи переданных документов, квитанций и заверить их обеими сторонами.
Стой! Кто идет?
Еще один предмет споров в садоводческих товариществах – дорога. Кому-то достаточно грунтовки, а собрание решает: положим асфальт! И тогда для тех, кто воспротивился, могут наступить «черные» дни: товарищество устанавливает шлагбаум и запирает его на ключ. Теперь неплательщики вынуждены бросать машину за пределами товарищества и идти к дому пешком. Конечно, кто владеет дорогой, тот и диктует свои правила. Но как же в таком случае быть с аварийными службами? «Чтобы обеспечить беспрепятственный проезд скорой помощи, пожарной, аварийной газовой службы, милиции, – напомнил Николай Калинин, – к шлагбауму круглосуточно должен быть приставлен дежурный, который мог бы при необходимости мгновенно его открыть».