Найти быстро и не обжечься
Сдача квартиры в аренду – тоже бизнес. А потому, как и в любом бизнесе, прежде чем браться за дело, стоит разобраться в тех сюрпризах, с которыми можно столкнуться.
Звонить – так звонить!
Итак, представим, что под Новый год некто Иван Иванович узнал о доставшейся в наследство от двоюродной тетки однокомнатной квартире в «спальном» районе. Не долго думая, решил сдавать «лишние» квадратные метры, чтобы ежемесячно пополнять семейный бюджет энной суммой. Казалось бы, найти квартирантов – пара пустяков. Но события стали разворачиваться не совсем так, как мечталось Ивану Ивановичу.
«Чем больше выбор клиентов, тем лучше! – подумал наследник. – Обзвоню-ка я десяток агентств. Пусть позаботятся о том, чтобы у меня был выбор».
Он снял трубку и предложил квартиру сразу нескольким агентствам. Результат не заставил себя ждать. Уже через несколько минут телефон разрывался от звонков. Ему предлагали клиентов и просили немедленно показать квартиру. Прямо сейчас срываться с работы и ехать показывать Иван Иванович не мог, поэтому ему пришлось остаток трудового дня, ловя на себе косые взгляды начальника и сослуживцев, отвечать на телефонные звонки и вести переговоры с агентами.
Наконец, вечером он поехал на показ. И тут оказалось, что из звонивших ста агентов до его квартиры доехали… лишь двое. Квартиру он в этот вечер, понятно, не сдал. Одному клиенту не понравилась скромная бабушкина обстановка, другой своим видом и отсутствием регистрации основательно напугал хозяина квартиры.
На следующий день Ивана Ивановича звонками прямо-таки замучили. Причем он вел список компаний, в которые обратился и прорекламировал свою квартиру. Но теперь ему звонили уже из совершенно незнакомых фирм!
В итоге пришлось ездить показывать квартиру неделю подряд. То агенты не являлись. То, наоборот, являлись одновременно из нескольких компаний и скандалили между собой. То потенциальные квартиранты устраивали хозяина, но их не устраивала квартира. Бывало и наоборот. Абсолютно покладистые клиенты без претензий, как правило, оказывались бригадой гастарбайтеров без регистрации. Их пускать Иван Иванович побаивался.
В результате квартиру он все-таки сдал, и за неплохую сумму, но потратил время и нервы на поездки, показы и многочасовые переговоры по телефону.
Однако самое неприятное началось потом. Ивану Ивановичу пришлось поменять номер мобильного телефона, так как интерес агентов к давно сданной квартире не ослабевал. По неопытности он оставил в риэлторской базе и мобильный, и домашний телефоны. Городской номер поменять весьма проблематично, и ему приходится теперь частенько отключать телефон, так как наиболее безумные агенты звонят ранним утром и поздним вечером…
На вкус и цвет денег нет
Зададимся вопросом: можно ли было организовать процесс сдачи квартиры по-другому – чтобы и времени меньше потерять, и телефон не менять?
Руководитель отдела аренды одной из компаний Юлия Владимирцева считает, что наш герой совершил несколько ошибок.
Он сделал звонки сразу в несколько агентств. Как правило, большинство агентств обмениваются информацией, некоторые продают ее. Поэтому вполне объяснимо, почему Ивану Ивановичу стали звонить агенты из всех столичных компаний, занимающихся арендой недвижимости. Причем в практике агентов прозванивать и новую, и старую архивную информацию.
Чтобы не менять потом номер мобильного телефона, Ивану Ивановичу достаточно было оставить информацию о квартире в одном, не обязательно крупном агентстве, не торгующем и не обменивающемся своей информацией. Для этого надо было предварительно обзвонить компании и поговорить с людьми на другом конце провода на эту тему. Как правило, диспетчер либо сразу объясняет, что для сдачи квартиры придется смириться с некоторыми неудобствами, либо пообещает, что с человеком будет работать конкретный агент, кроме него никто звонить не будет.
Что касается показов, то надо четко понимать, кого хочется видеть в качестве арендаторов. Одним будет достаточно бабушкиной мебели, другим – нужен современный ремонт, хорошая сантехника, стиральная машина. Проблема в том, что некоторые владельцы сдаваемых квартир не хотят вкладываться в ремонт, в покупку мебели, но надо понимать, что арендаторы – тоже люди и, платя немалые деньги, хотят жить в человеческих условиях.
Себе дешевле – заплатить
Бывают ситуации, когда собственник не может сдать квартиру не то что за неделю, а и в течение нескольких месяцев.
Анна Петровна – собственница большой квартиры с антиквариатом и картинами. Квартира в центре столицы. Сама Анна Петровна вот уже несколько лет живет в загородном доме на деньги, получаемые от сдачи в аренду городской квартиры. Несколько лет у нее арендовал квартиру иностранец. Потом съехал. И вот уже в течение трех месяцев дама не может найти новых арендаторов.
Ее квартира – из разряда дорогих. Ежедневно на протяжении всех этих месяцев обзвон агентств и напоминание о своей квартире для Анны Петровны – работа. Она и рада бы ездить на показы каждый день, как Иван Иванович, но за все это время ей удалось показать квартиру только одним клиентам.
В чем дело? Может ли сдача в аренду дорогой квартиры тянуться до бесконечности?
– Подход риэлторов к работе с дорогими квартирами несколько иной, чем к работе с типовыми, – продолжает рассказ Юлия Владимирцева. – Безусловно, чем дороже жилье, тем взыскательнее клиенты. И тем меньше их по столице. Для Анны Петровны выход – заключить эксклюзивный договор на сдачу квартиры с агентством. В этом случае все проблемы по рекламе, поиску клиентов, иногда и по показам ложатся на плечи агентов. Можно поработать с квартирой и ускорить процесс сдачи, но для этого собственнице квартиры с антиквариатом надо работать только с одним агентством. У риэлторов есть свои маленькие тайны. Но агент должен быть уверен, что его труд будет оплачен. Поэтому, сдавая дорогую квартиру, лучше не экономить, а заплатить комиссионные за работу агента. Как правило, они составят от 50 до 80 процентов арендной платы за первый месяц. Но зато сократится время простоя квартиры.