Сотая сделка
В Москве многие пытаются найти свое счастье. Уже и не счесть, сколько людей приезжает сюда на заработки, какие таланты стремятся покорить ее сердце. Но не для всех столица, как известно, гостеприимна.
Айда за счастьем!
Елена после пединститута работала в школе, родственники подкинули деньжат на первый взнос в строящемся ЖСК. Приданое получилось что надо – двухкомнатная квартира. Вышла замуж, родила ребенка. Все бы ничего, да настали в конце 90-х годов тяжелые времена. Единственный в провинциальном городке завод развалился, муж остался без работы. Да и Лене возвращаться в школу было не резон – платили копейки.
Помыкавшись без денег, Лена решила: в родном городе делать нечего. Подала на развод, по-честному разделила нажитое за десять лет.
За собой с дочкой оставила квартиру. Быстро и выгодно ее продала. Супруг получил машину, гараж и старенькую дачу в придачу. Позвонила двоюродной тетке-москвичке, купила билеты на поезд, взяла ребенка – и рванула в Москву, в столицу.
Здравствуйте, тетя!
Когда Лена вышла на перрон Казанского вокзала, глаза ее сияли: конечно, молодая, красивая, обязательно найдет себе умного и обеспеченного. И непременно с квартирой.
Вот только где же тетка?
Стоя на перроне и отмахиваясь от назойливых носильщиков, она все оглядывалась по сторонам – почему никто не встречает? Никто не ответил и по телефону – длинные гудки вызывали у Елены тревогу и недоумение: неужели тетушка о ней забыла?
Перрон через полчаса опустел. Перетащив вещи в камеру хранения, Лена с дочкой нырнули в подземку.
Найти теткин дом оказалось несложно. Как и объяснила родственница, от станции метро идти пришлось минут десять.
На долгие звонки в дверь никто не отзывался. Лена уже потеряла терпение, как вдруг открылась соседняя дверь и заспанная женщина, с удивлением разглядывая провинциалок, пробурчала:
– Так она ж на даче! Уже неделю как…
Где эта дача, не знали ни Лена, ни соседка…
Уборщицей тоже неплохо
Кое-как устроившись в гостинице «подешевле», Елена, обложившись газетами, начала «осваивать» рынок столичной недвижимости. Но уже через несколько дней поняла: денег, полученных за квартиру в родном городке, хватает лишь на треть однокомнатной. Туго в столице получалось и с работой. Не сразу отыскалась фирма, где хозяин, пообещав небольшие деньги, не требовал ни «прописки», ни трудовой книжки. Елена согласилась – пусть и за небольшие деньги.
Местом ее работы оказалась обычная трехкомнатная квартира в пятиэтажке. Работа заключалась в том, что нужно было печатать листочки с предложением о сотрудничестве и рассылать их по адресам.
Скоро Лена узнала, что таких, как она, работников в фирму набирали часто, но, не получив первой зарплаты, те тут же уходили ни с чем. Конечно же, это настораживало, но не до жиру было Елене – надо было удержаться, и потому она исполняла все требования начальника.
А когда однажды поведала ему о своем житье-бытье, хозяин предложил: оставайся с дочкой в одной из комнат офиса, сто баксов плати, убирай здесь и охраняй помещение.
Елену это устраивало. В распоряжении были кухня, диван, небольшой телевизор… И хотя зарплата с вычетом за аренду выходила всего в шесть тысяч рублей, зато – не на улице!
А пачка «зеленых» за когда-то проданное жилье становилась все тоньше и тоньше.
Удача привалила
Мечту о покупке квартиры Елена давно уже похоронила, но мысль о своем жилье не давала покоя. Каждый свободный вечер штудировала она газеты с объявлениями о недвижимости.
Как выяснялось, денег уже хватало лишь на комнату где-нибудь в дальнем Подмосковье. И тут…
Всего за пять тысяч долларов в одной из газет предлагалась комната в трехкомнатной квартире. В десяти минутах на маршрутке от станции метро «Выхино». Созвонившись с риэлторской фирмой в Люберцах, договорилась с маклером о встрече.
Риэлтор Александр был весьма любезен. Нахваливал товар – комнату в четырнадцать кв. метров в «свежем», как сказал он, доме. И школа рядом, и автобусная остановка за углом, да и рынок неподалеку.
Поехали смотреть.
Будущих соседей дома не оказалось. Лена сразу отметила: в доме чисто, порядок. И хотя коммунальная кухня показалось ей маловатой, риэлтор успокоил: треть – ваша.
Да и комната показалась славной – светлая и просторная. Лена быстро прикинула, как расставит здесь мебель, как уютно будет им тут вдвоем с дочкой.
– Беру, когда платить?
– Да хоть завтра, – заверил ее риэлтор.
По дороге до станции метро Александр коротко рассказал об обитателях квартиры. Муж с женой, два взрослых сына. Под одной крышей не уживаются, вот и решил один из парней продать свою комнату.
– Все бы ничего, – признался риэлтор, – да только вот мужик попивает немножко.
– Ничего, – согласилась Елена. – С кем не бывает…
Подписали в офисе договор, Лена внесла задаток, договорилась, когда нужно будет явиться на сделку.
Всю ночь в своей комнатке не могла сомкнуть глаз. Не спалось, все думала, где бы подешевле купить мебель в новое жилье. Как комнату сделать красивой и уютной.
Знакомство с соседями
В тот вечер на правах собственницы она не стала звонить в дверь, открыла своим ключом – и обомлела. В прихожей стоял почти голый, в одних трусах мужчина.
– Пошла отсюда! – закричал он на нее. – Не пущу!! Су…и!!!
– Вы здесь жить не будете, – услышала Елена чей-то тихий голос. – Пойдемте.
Только сейчас жиличка рассмотрела в сумерках квартиры силуэт женщины. Та, прижавшись к косяку, тихо всхлипывала.
– Ну, пошли, – наконец показала она рукой в сторону Лениной комнаты. – Да, туда…
– Садитесь, – предложила хозяйка, – а теперь послушайте.
Чувствуя неловкость, Елена присела на краешек дивана.
– Всю жизнь пахала я на фабрике за эту квартиру, – начала рассказ хозяйка. – А сын, он – негодяй! Превратил ее в коммуналку. Видели моего мужа? Он же психически больной, у него справка есть. А к тому же у него… у него туберкулез. Открытая форма.
Брызги шампанского
На следующий же день Елена была у риэлторов.
Из-за двери в кабинет, где несколько дней назад она подписывала договор, раздавались смех и звон бокалов.
– Верните деньги, – тихо попросила она, приоткрыв дверь.
– Подождите в приемной, – произнес кто-то из присутствующих. – Вы что, не видите, у нас праздник? Саша наш сотую сделку отмечает. А что у вас? Что-то срочное?
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– В поисках крыши над головой героиня рассказа Елена пошла на риск. Отчаявшаяся найти жилье женщина без лишних раздумий согласилась купить комнату в трехкомнатной квартире. Разумеется, ей не стоило доверять словам риэлтора Александра.
Проверка на «юридическую чистоту» необходима при покупке любой недвижимости, да и своими глазами увидеть соседей по квартире или даче нужно обязательно. Тем более, если речь идет о покупке комнаты в квартире, – кто поручится, что соседями не окажутся агрессивные люди, злоупотребляющие алкоголем и страдающие тяжелыми болезнями?
Судя по всему, квартира была приватизирована родителями и двумя сыновьями. При продаже комнаты сын, в соответствии с правилами ст. 250 Гражданского кодекса, должен был известить о сделке родителей и брата, которые имеют преимущественное право покупки.
Если родственники отказались бы от покупки или не ответили на предложение в течение месяца, комната могла быть продана постороннему человеку. Возможно, мужчина не исполнил эту обязанность либо опустившиеся родственники не смогли выкупить комнату.
Так или иначе, но Елена оказалась в тяжелой ситуации: опрометчиво приобрела комнату, отдала деньги. Что же делать женщине в такой ситуации? Признаться, особых вариантов нет. Ей остается только обратиться в суд, потребовав признать сделку недействительной по ст. 179 Гражданского кодекса, как совершенную под влиянием обмана.