ЖКХ: живи, как хочешь
Выбор управляющих компаний подходит к концу. По данным столичного Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, почти 80 процентов московских домов предпочли все те же ДЕЗы.
Почему так вяло и неохотно приходят на рынок ЖКХ альтернативные структуры?
Государство уходит по-английски
Понятно – дирекции будут уже не те. И не все из них останутся на рынке. Идет процесс их акционирования, и, по некоторым сведениям, лишь 70 процентов из них сохранят статус управляющей организации. Значит ли это, что на рынок ЖКХ придут лишь лучшие, а уровень сервиса в домах станет выше? Не хочу забегать вперед: многолетние традиции весьма посредственного обслуживания, а также сохранившийся штат работников – все это не внушает оптимизма.
Правда, на Первом Всероссийском совещании по вопросам управления жилищным фондом новый глава Минрегиона РФ Дмитрий Козак был настроен более мажорно и акцент сделал на вовлечении граждан в управление жилищным фондом. Честно признаться – надежда слабая. Согласно ЖК РФ, заказчиком услуг становится собственник, и это – по идее министра – коренным образом изменит ситуацию: плохих просто не выберут. Все так. Но где вы видели собственников в домах? В квартирах – да. Но многие ли из них чувствуют ответственность за состояние лифта и подвала? Собственники мы еще никакие.
Наиболее частое объяснение (оно же – оправдание): наследие прошлых времен. Глубоко въевшаяся надежда на государство: оно, мол, позаботится. Это так и не так. Заказчик (в данном случае услуг) – он ведь немножко и предприниматель. Человек, обладающий определенной хозяйственной активностью. Но даже по мировой статистике таких активистов среди граждан не более пяти процентов. Остальные – не только у нас, но и «за бугром» – прекрасно чувствуют себя в роли «наемных рабочих». К тому же человек, возвратившийся после трудового дня домой, мало склонен не то что заниматься, а просто думать о ремонте инженерных систем или состоянии придомовой территории (если только там не стоит его машина).
Согласно недавним опросам ВЦИОМа, более 72 процентов россиян располагают достаточным свободным временем, но большая их часть предпочитает проводить его у телевизора либо заниматься собственной квартирой. Не случайно столь трудно, несмотря на обещанные льготы, идет процесс создания товариществ: не очень-то стремятся к ним москвичи. А отток председателей будущих и существующих ТСЖ стал массовым явлением: не хотят люди нести груз ответственности – даже за приличные деньги. Дом все-таки для отдыха…
И потому главные надежды – на «революцию сверху», на качественные коммерческие компании, которые еще называют «саморегулируемыми». Именно с ними связывают надежды на значительное изменение домового сервиса, на коренные меры продления жизни жилого фонда.
Пока без жертв
Анализом сложившейся ситуации занимаются сейчас и в научных учреждениях, и в городских административных структурах, республиканских министерствах, и в законодательных органах разных уровней. О своих выводах специалисты рассказывают на различных совещаниях по вопросам ЖКХ, которых только за нынешний год прошло больше, чем за предыдущие десять. Вот некоторые из этих выводов.
Прежде всего, нет четкого разделения ответственности саморегулируемых организаций и государства за состояние жилищного фонда. Показатели такого состояния приближаются к критической отметке. Если говорить о Москве, то 25–35 процентов жилых домов требуют немедленного капремонта. Само понятие – «аварийное жилье», где люди живут с риском для жизни, – вообще можно назвать национальным позором. Капитальный ремонт, от которого отмахивались в течение многих лет, сейчас становится заботой государства. При этом в ст. 165 ЖК РФ сказано, что бюджетные средства могут предоставляться управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам. Прекрасно. Но покроют ли они потребности? Вряд ли. По строительным нормативам ежегодный капремонт должен делаться в пяти процентах жилищного фонда.
Цена вопроса
Но давайте смотреть правде в глаза – управление домами малоприбыльный бизнес, и вряд ли компании, которые придут на рынок ЖКХ, позволят себе крупные траты. Основная финансовая тяжесть ляжет все же на самих обитателей домов. Только согласятся ли они на это? Не говоря уже о том – смогут ли? Особенно с учетом того факта, что в «плохих» домах живут, как правило, люди с наименьшим достатком.
Некоторые из граждан, наверное, вспомнят старый закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», где сказано, что наймодатель (на тот момент им было государство) обязан осуществлять ремонт тех жилых домов, где квартиры переходят в собственность граждан. Где же он? Государство обязано – и никаких гвоздей!
В разных регионах страны сейчас делаются попытки включить расходы на капремонт в ежемесячные платежные документы, но суммы (дабы избежать социального взрыва) проставляются столь незначительные, что погоды не делают. Надежда на управляющие компании. Либо им надо будет выбивать деньги из собственников – и тогда страну накроет новая волна неплательщиков, либо тратиться самим. Легко сказать… А ну как не изберут на следующий год? Кто вернет инвестиции? Нет ответа…
Как ни крути – все сводится к деньгам, к «цене вопроса». Президент России подписал федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». На эти цели выделено 250 млрд. руб. Сумма беспрецедентная для ЖКХ. Но ведь она – на всю страну. На Москву же – по оценкам специалистов – придется не более двух млрд. Сравните: городской бюджет на капремонт и эксплуатацию жилищного фонда в нынешнем году выделил более 45 млрд. руб., из них собственно на ремонт – около 17 млрд. Требуется же ежегодно порядка 40 млрд. руб. – с тем, чтобы в течение пяти лет выполнить необходимые объемы.
Без серьезных федеральных поступлений не обойтись. Необходим и новый механизм их распределения – надо отказаться от «валового» метода, а ввести систему индивидуальных субсидий. Иными словами, бедные должны платить меньше (а может быть, вообще не платить), основная нагрузка должна лечь на обеспеченных людей. Но, так или иначе, потребуется значительное увеличение «Фонда содействия…». По сути, это те средства, которые государство задолжало жилищно-коммунальному хозяйству. Государственный долг.
Будем откровенны: все реформы, которые проводились в стране, шли за счет этого хозяйства. Нашли источник – сэкономили на ремонте домов. Не случайно аббревиатуру «ЖКХ» понимают так: живи, как хочешь. Но ведь это до поры до времени. Для России, которая, по словам президента, вот-вот войдет в пятерку самых развитых стран, такая ситуация не приемлема. Пора возвращать долги.
Кто научит?
Надо расчистить завалы, которые образовывались девять десятков лет, когда ЖКХ даже не считалось отраслью экономики, а его финансирование шло по остаточному принципу.
В настоящее время в России работает около двух тыс. частных управляющих компаний, в Москве – несколько десятков. Капля в море! Только столице их надо не менее пятисот. Объяснить дефицит одними лишь финансовыми моментами или сопротивлением местных властей – вряд ли будет верно. Это лишь часть проблемы.
Представьте, что вмиг исчезнут более ста ДЕЗов. Кто займет их место? Некому. Опытных компаний, которые грамотно возьмутся за управление жилищным фондом, – единицы. А обучиться данной профессии непросто. Как пример, можно вспомнить одну из них, которая несколько лет (!) работала в паре с дирекцией, взяв поначалу на себя лишь часть ее функций (юридические вопросы), но заодно перенимала опыт собственно управления. И лишь сочтя, что накопленный багаж достаточен, отправилась в самостоятельное плавание. Сейчас под ее началом уже около десяти московских зданий. Для одного из них компания, кстати, выбила землю в собственность. Снилось ли подобное дирекциям?
В настоящее время существует немало курсов, где готовят председателей ТСЖ. Но хорошими специалистами они не станут никогда. Сегодня избрали, завтра – нет. Какой стимул у человека грызть гранит весьма непростой науки?
Несомненно одно: управлять домами должны профессионалы. В некоторых институтах есть факультеты по таким специальностям, но не садиться же опытным бизнесменам снова за парту. Поэтому представляется весьма ценной инициатива Ассоциации управляющих компаний «Жилищная стратегия». Одна из задач этой организации – подготовка жилищных управленцев из среды деловых людей.
Возможны варианты
Руководителем может стать и один человек – если он суперграмотный хозяйственник, знает и бухгалтерию, и право. Во многих развитых странах дело именно так и поставлено: управляет домом «мастерхауз». Причем справляется со всем: контролирует обслуживающий персонал, заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями, ведет книгу учета финансовых поступлений от жильцов. Много и других забот. Но ведь – успевает!
Есть и еще путь – та компания, которая строит, она же и берет дом на обслуживание. Такие примеры в Москве есть, но среди них, к сожалению, больше провальных: новые управленцы начинают в первую очередь заботиться о своей выгоде. А сама идея неплохая, она апробирована в ряде стран.
Одним словом, нужны разные способы управления. А какой приживется – выявит конкуренция. Та самая, о которой так много говорится в связи с ЖКХ, но которая в эту отрасль еще и не заглядывала.
До мая следующего года должен быть принят закон о саморегулируемых организациях, подготовленный Минрегионом. Очень важный документ. Ведь лицензий на вид деятельности, о котором идет речь, как известно, не требуется. Нужно лишь, чтобы люди хорошо делали дело. И чтобы граждане им доверяли. Были защищены от недобросовестных подрядчиков. Так вот, требования к таким организациям, критерии деловой честности, гарантии надежной работы, гарантии самим бизнесменам с тем, чтобы уменьшить их риски, механизм госконтроля над их деятельностью – все это как раз и должен определить закон.
Еще один и, может быть, самый важный шаг на пути к реформе отрасли. Наберемся терпения. По уверениям специалистов, она продлится не один год.