Сумка в багажнике
Роман продавал квартиру в одном из городов ближнего Подмосковья. Продавал не сам, а через небольшое агентство недвижимости. Единственное, что смущало его в этой сделке, – передача денег не через банковскую ячейку, а непосредственно в фирме. На этом настоял покупатель.
Живые деньги
Свою позицию убеленный сединой, степенный Николай Кузьмич объяснил так: мол, деньги у него лежат на депозите, и ему не хотелось бы терять проценты, снимая их досрочно. Покупатель был настолько убедителен в своих рассуждениях, что Роман только согласно кивал. Работники компании также не настаивали на ячейке. Им было все равно. Для них главное – собственное вознаграждение.
Когда агент принес с регистрации договор купли-продажи, продавец и покупатель, уединившись в комнате, пересчитали деньги. Затем вместе с агентом сходили в банк, где проверили купюры. Когда вернулись в компанию и подписали передаточный акт на квартиру, менеджер предложила обмыть сделку бокалом шампанского. Все кивнули в знак согласия, только Роман отказался, сославшись, что он за рулем. Да и жена, которая должна была подойти с минуты на минуту, дескать, этому не обрадуется.
Может быть, услышав такие слова, кто-то и улыбнулся в душе, но едва только в комнату вошла супруга Романа, все притихли, устремив взгляды на даму. «Такая не только коня на скаку остановит, – грустно подумал Николай Кузьмич. – Да, не сладко придется ребятам».
Покупатель вышел проводить Романа с женой до машины. По дороге будущий хозяин еще раз поблагодарил Романа за то, что тот продал ему отличную квартиру, сказал пару комплиментов грозной жене, отчего у той слегка зарумянились щеки, похвалил и машину, заметив, что такие раритеты нынче в моде.
Затем они, пожав друг другу руки, расстались. Но, удаляясь, Николай Кузьмич еще раз внимательно посмотрел на номера автомобиля. А когда машина скрылась за поворотом, достал блокнот, сделал там пометку, затем по мобильному телефону быстро сказал: «Бежевая «Волга», номер…» – и поспешил в фирму пить шампанское.
Остановка по требованию
Роман с женой поехали в свой загородный дом. Они были уже почти на выезде из города, когда жене позвонили с работы и попросили срочно приехать. Не надолго.
Чтобы не мозолить глаза ее сослуживцам, Роман решил съездить заправиться. Сумку же с деньгами супруга сначала хотела взять с собой, но потом передумала и, бросив ее в багажник, прикрыла сверху пустой коробкой.
Заправочная станция находилась на окраине города. От близлежащих домов ее отделял небольшой лесок. Вот в нем-то Романа и остановили.
– Нарушаем, – подошедший человек в милицейской форме был настроен сурово. – Пройдемте в машину, составим протокол.
– На каком основании? – недоуменно спросил Роман, но человек в форме грубо дернул дверцу машины, всем видом показывая, что не намерен шутить.
Роман стушевался и, протянув стражу порядка стодолларовую купюру, предложил разойтись мирно. Но тот деньги не взял, поэтому пришлось повиноваться. Роман заблокировал двери машины и пошел вслед за сержантом.
Милицейская машина стояла не на обочине, а примерно метрах в пятнадцати от дороги, в кустах. Подходя к ней, Роман подумал о том, что какая-то она странная… Далее его мысли прервал удар сзади по голове чем-то тяжелым, и Роман провалился в пустоту.
Мнимые милиционеры его быстро обыскали, забрали газовый пистолет, мобильник и ключи. Сумку с деньгами они нашли быстро. После чего сделали Роману укол и, влив в рот водки, посадили обратно в машину, которую выгнали на середину дороги.
В вытрезвителе
Очнулся Роман от холода. Никак не мог понять, где находится. Поначалу подумал – больница. Когда же осознал, что это за заведение, похолодел. Он вскочил, подбежал к двери и начал громко стучать по железу. Сонный голос из угла глухо прорычал: «Ты мне еще потарабань. Ложись, гнида! Не ляжешь сам, встану и помогу». Этот грубый окрик охладил пыл Романа.
Поняв, что можно нарваться на еще большие неприятности, покорился судьбе и отправился на свою койку. Во рту было сухо, хотелось плакать от обиды и горечи. И от злости на себя, на жену, на покупателя, на риэлторов, одним словом, на весь мир. Но сделанного не вернешь, и Роман, окончательно протрезвев, сидел на кровати и пытался восстановить в памяти картину происшедшего. Он подумал: если деньги забрали менты, то это с концами. Скажут, что был пьян и потерял. Но откуда они могли узнать, что он везет деньги? А может, это были совсем не сотрудники ГАИ? С такими мыслями он и промаялся еще часа два.
Уже брезжил рассвет, когда дверь раскрылась и в камеру ворвалась жена Романа. Она схватила его за шиворот, выволокла во двор, где с раскрытыми дверями стояла их машина, ткнула лицом в промасленную ветошь и грозно спросила: «Где деньги?». Роман ничего не ответил, сел на землю и тихо заплакал. От обиды, горечи и злости…
В поисках врага
Когда Роман немного пришел в себя, они с женой пошли в отделение милиции и написали заявление о краже у них денег. Следователь сначала пожурил супругов за такую неосмотрительность, но потом внимательно их выслушал, все тщательно запротоколировав.
Работники фирмы ничего нового добавить не могли, а мобильник покупателя не отвечал. Не было его и в квартире, которую он недавно приобрел. Тогда следователь взял в фирме документы, которые держал в руках Николай Кузьмич, снял с них отпечатки пальцев и отослал запрос в область.
Вскоре пришел ответ, что Николай Кузьмич Дрягин проходил как свидетель по нескольким делам, которые были связаны с покупкой квартир и загородных домов. Запрос по линии МВД в регистрационные палаты области показал, что за два последних года Дрягиным в пяти районах были совершены сделки, связанные с покупкой недвижимости. И что характерно, все продавцы квартир или дач вскоре были ограблены. А купленные Дрягиным квартиры очень быстро продавались или дарились. И хотя его каждый раз приглашали для дачи показаний по этим делам, никаких зацепок у следователей не было. Так и пылились собранные тома уголовных дел в архивах районных отделений милиции.
Ловушка для афериста
Следователь Комков все же вызвал Дрягина на допрос. Но как он и предполагал, у того было алиби. Он почти до вечера сидел в агентстве недвижимости, пил с его сотрудниками шампанское и обсуждал предстоящую покупку дачи в их районе.
А вскоре продал квартиру и пропал из поля зрения милиции. Только Роман продолжал следить за всеми передвижениями Дрягина. Делать это его заставила жена. Вскоре в соседнем районе Николай Кузьмич присмотрел себе приличную дачу. Пока шла сделка, следователь Комков с коллегами из РОВД того района разрабатывали операцию.
Все шло по накатанному сценарию: деньги только в руки, шампанское на фирме и проводы продавца до машины. А по дороге ограбление продавца… Грабителей взяли с поличным.
Подельникам Николая Кузьмича не было никакого смысла его покрывать. Денег они имели от нападения мало, а срок могли получить приличный. Так что тут же сдали наводчика с потрохами. Дрягин, когда его вызвали на допрос, сначала искренне возмущался и негодовал. Кричал, что его оговорили, что совсем не знает этих людей. И если бы не мобильник Романа со следами пальчиков Дрягина, который нашли в их логове, то, наверное, и на этот раз ловкому старичку Николаю Кузьмичу удалось бы отвертеться.
Вениамин Вылегжанин
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Передача денег по договору купли-продажи квартиры обычно пугает как покупателя, так и продавца. Каждый участник сделки опасается иметь дело с крупными денежными суммами. И, как показывает пример героя рассказа, эти опасения не напрасны.
Выбирая риэлторскую фирму, стоит внимательно изучить перечень предлагаемых ею услуг и отзывы о ее работе. Предпочтительнее обращаться в фирмы, которые не только подбирают варианты покупки и продажи недвижимости, но и советуют, как с наименьшим риском совершить сделку.
Способ передачи денег, на который согласился Роман, был неудобным и небезопасным. Деньги пересчитывались прямо в помещении фирмы, потом пришлось проверять их в банке. Наконец, Роман получил на руки крупную сумму. Ему следовало настоять на другом способе расчетов. Согласно ст. 5 федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1, банк вправе предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей. За аренду в зависимости от банка придется заплатить 700–3000 рублей.
Банковскую ячейку арендуют покупатель и продавец, составляя договор с банком. В договоре фиксируются условия, при которых продавец может получить деньги из ячейки. Операции с ячейкой производятся после того, как сделка купли-продажи проходит определенные этапы. У этого варианта расчетов тоже есть свои недостатки: покупатель должен будет привезти деньги в банк, а продавец – забрать, то есть участники сделки опять будут иметь дело с крупными суммами.
Этот способ расчетов не удастся использовать и в том случае, если вы совершаете сделку с недвижимостью в несколько этапов, – например, несколько раз обмениваете квартиру (забрать деньги на промежуточном этапе не получится). С другой стороны, в банке проверят купюры, а полученные из сейфа наличные вы сможете тут же поместить на счет или переложить в другой, индивидуальный сейф.
Если вы арендуете целый зал для расчетов, банк предоставит изолированное охраняемое помещение, в котором участники сделки передадут деньги. Можно также провести расчеты безналичным способом, по аккредитиву. В этом случае покупатель переведет деньги, а продавец сможет снять их со счета только в том случае, если предъявит документы о проведенной сделке.
Таким образом, при расчетах по договору купли-продажи все денежные операции лучше проводить через банк. Сотрудники банка помогут выбрать приемлемый способ расчетов, посоветуют, как сохранить деньги на время сделки и в какой момент их забрать.