Мониторинга отец родной
В правительстве Москвы готовят целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» на 2008–2014 годы. В ее проекте Мосжилинспекции поручается формировать адресные списки на основе данных мониторинга.
Словечко это свеженькое, в переводе с заморского означает «наблюдение». Но оказалось, что мониторингом в столице начали заниматься еще в 70-х годах прошлого столетия! Основатель его – экс-начальник Мосжилинспекции, а ныне научный руководитель научно-производственной фирмы ООО «Жилище-XXI», д.т.н., профессор Александр Стражников.
– Александр Матвеевич, как все начиналось?
– Идея создания системы, которая бы в автоматизированном режиме учитывала техническое состояние домов, родилась в 1973 году. В то время как раз начался бум по внедрению авто-матизированных систем управления – АСУ. Не обошел он стороной и жилищное хозяйство. Весь фонд, включая ведомственные дома и ЖСК, в те годы находился в ведении Главного управления жилищного хозяйства Мосгорисполкома. По своему статусу оно приравнивалось к республиканскому министерству. Не меньше. Контролировало подготовку к зиме, выделяло ресурсы, формировало ЖСК, работало с министерствами и ведомствами. Так вот, в этом управлении и создали информационно-вычислительный центр. И ваш покорный слуга возглавил его.
– Чем занимался центр?
– Идеологией сохранности жилых домов было проведение планово-предупредительных ремонтов (ППР) в каждом доме: каждые 3–5 лет – текущий, 9–15 лет – капитальный ремонт. Система ППР была концепцией, политикой города по содержанию зданий. Существовали нормативы по периодичности замены ванн, систем отопления, полов в квартирах, кровли в зависимости от материала, из которого она сделана, и т.д.
Мы накапливали информацию о техническом состоянии домов, составляли проекты капитального, комплексного ремонта. Но жизнь требовала другого. Зачастую дома ремонтировали с учетом политических моментов.
– Это когда, например, к празднику 1 Мая надо было покрасить все фасады вдоль трассы движения колонн?
– Совершенно точно! Нас запрашивали, сколько понадобится флагодержателей, материала для знамен. Мы говорили – надо отремонтировать этот дом, а нам: нет, возьметесь за другой, потому что в нем живет ответственный руководитель. Политбюро КПСС поставило задачу – превратить Москву в образцовый коммунистический город. И мы составляли план. Ведь что такое образцовый коммунистический город: ремонт фасадов, кровель, дорог, причем своевременный и в нужных объемах.
При всех недостатках того времени до 90-х годов прошлого столетия не только планировались, но и выполнялись очень приличные объемы капитального ремонта. И пример с домом ответственного руководителя, скорее, исключение из правил. Планово-предупредительные ремонты проводились в строго определенных количествах квадратных метров, отдельно предусматривалось, сколько нужно привести в порядок кровель, фасадов, стыков.
– Но настали бурные 90-е, и…
– После дефолта резко ухудшилось техническое состояние домов, недоремонт возрастал угрожающими темпами. В те годы вообще вопросы капитального ремонта решать стало невозможно. Накопления ЖСК превратились в ничто. Дефолт коснулся практически каждого человека и каждой организации. В тот период как раз и появился новый подход – ремонтировать только то, что необходимо. Вкладывать деньги туда, куда надо. Для этого нужно было знать техническое состояние домов. Это стало политикой города.
Жилищная инспекция взяла на себя задачу выработки стратегии на уровне города. Помогла в создании научно-производственной фирмы ООО «Жилище-XXI», которая по договору с инспекцией осуществляет организацию процесса мониторинга: обследование, автоматизированный учет и выработку предложений – что, когда и как надо ремонтировать.
Организация мониторинга технического состояния домов потребовала привлечения большого числа опытных проектировщиков и строителей. Основной костяк фирмы составили специалисты институтов МосжилНИИпроект, Мособлжилпроект, строители Н. В. Нечаев, А. Г. Ройтман, В. Б. Грызлов. Вместе мы написали закон о мониторинге технического состояния жилищного фонда. Его приняла Мосгордума в 1994 году. С одной стороны, все начинали с нуля, но с другой – накопленный в советское время опыт позволил быстро поставить дело на ноги. Наконец, в проекте городской целевой программы «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» я прочитал: все натуральные показатели программы определяются исключительно на основе базы данных технического состояния домов жилищной инспекции. Это уже не просто политика, а стратегия города.
– Что же собой представляет мониторинг на практике?
– Мониторинг как система наблюдения всегда имеет конкретную цель – обследование технического состояния зданий, анализ и обобщение полученных данных и их оценку по вполне определенным критериям. Выясняется остаточный эксплуатационный ресурс конкретной конструкции или инженерной системы. На основе этой оценки принимается решение о необходимости включения объектов в планы капитальных ремонтов, устанавливаются очередность и приоритеты. Система мониторинга позволяет рационально и экономно расходовать финансовые ресурсы городского бюджета.
Так, например, московское правительство поручило Мосжил-инспекции обследование и создание системы мониторинга большепролетных сооружений с целью обеспечения их безопасности, исключения непредвиденных, аварийных ситуаций.
Должен сказать, что по Жилищному кодексу жители домов должны создавать ТСЖ и участвовать в расходах на капитальный ремонт. Но авторы кодекса не учли, что наших граждан можно обмануть только один раз. Я имею в виду бесплатную приватизацию, в результате которой жильцы стали собственниками квартир в домах с дырявыми крышами, затопленными подвалами и ржавыми системами отопления. При этом амортизационные отчисления на капитальный ремонт, которые ежегодно начисляло, накапливало государство, бесследно исчезли. И совершенно правильно люди поставили вопрос: пусть сначала государство выполнит свои обязательства, капитально отремонтирует наши дома, а после этого мы (жильцы) объединимся в ТСЖ и будем его содержать.
Я полностью согласен с позицией мэра и правительства Москвы: на программу капитального ремонта выделение средств было многократно увеличено. Серьезным аргументом при принятии этого решения стали данные Мосжилинспекции по потребностям жилых домов в финансовых средствах на капитальный ремонт.
– Много ли людей занято в мониторинге?
– В этой работе занято примерно 200 специалистов – инженеров-строителей. Наша фирма организует обследование, принимает и анализирует результаты, затем выдает рекомендации. Первый этап мониторинга проводился с 1995 по 2000 годы, второй – с 2001 по 2005 годы. Сейчас проводим уже третий этап. За это время количество зданий выросло с 30 до 33 тысяч. Каждое из них раз в пять лет проходит комплексную диспансеризацию. Стопроцентный охват, понимаете?!
Беседовала Лилия Позднякова