00:11:17
22 ноября 2024 г.

Город, дай порулить

ЖКХВ настоящее время в столице около 700 ТСЖ. Мало, конечно, по отношению к общему числу жилых строений в городе (а их порядка 40 тыс.). Но даже из этих нескольких сотен по-настоящему управляют своим жилищным фондом лишь несколько десятков товариществ. А в результате даже такой простой вопрос, как ремонт лифта, решать приходится у мэра.Такой случай приводил на недавно прошедшем Координационном совете по вопросам жилищного самоуправления мэр Москвы Юрий Лужков. На том заседании изрядно критиковались темпы создания объединений жителей. И вот очередное совещание – у первого заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой.
Почему не идет самоуправление? Видимо, единственно правильный ответ: невыгодно оно людям. Квартплата в ТСЖ намного выше, чем в муниципальном доме, и каким арканом прикажете тащить в товариществаѕ Что уж здесь говорить о городской программе развития жилищного самоуправления? Она для чиновников, а не для горожан. «Переломим жителей через колено, а заставим создавать ТСЖ!» – заявил как-то один московский префект.
Основной – он же вечный – вопрос: деньги. На те небольшие средства, которые состоят из наших скромных квартплат и мизерных дотаций города, много в доме не сделаешь. Дому нужны дополнительные источники дохода. Многочисленные правительственные постановления, законы, которые регулируют общественные инициативы жильцов, как раз и предлагают их жильцам. Только объединяйтесьѕ И вот люди объединяются. Но ничего, кроме дополнительных забот, не получают.
Не помогаете – хотя бы не мешайте. Но в том-то и дело, что мешают. Каждый шаг товариществам дается с кровью. С одной стороны, сама затратная система, какой и является ЖКХ, всячески сопротивляется реформированию (значит, она кому-то и выгодна?). С другой – ряд городских структур, которые не хотят делиться своими полномочиями с жителями и желают по-прежнему рулить сами.
Несколько примеров. Товарищество решается (речь идет об известном ТСЖ «Эйдетика») напрямую – без дирекции – иметь дело с обслуживающими организациями. Но аварийная служба немедленно повышает расценкиѕв триста раз! «Ничего не знаем – вы теперь юрлицо». А с «юриками» (как на профессиональном сленге называют организации) разговор короткий. Именно как с «юриков» берут с товарищества и налоги: стоит только создать его, как они неизмеримо вырастают – земельный, НДС, единый социальныйѕ
Можно ли компенсировать траты заработками дома? А вы попробуйте. Первая же попытка отобьет всякую охоту объединяться в союзы.
Один из путей, как известно, – сдача нежилых помещений. Но Департамент государственного и муниципального имущества не хочет расставаться ни с одним из них. Более того, он сдает даже то, что в принципе не может быть объектом коммерции: технические подвалы, электрощитовые, подъезды, – нарушая тем самым не только безопасность домов (прорвет трубу – охранник какого-нибудь склада с оружием в руках не допустит туда слесаря), но и Гражданский кодекс. Тот же подвал – общее долевое имущество, принадлежит собственникам дома, и никто, кроме них, распоряжаться им не имеет права.
Реклама. В законе о ней сказано, что доходы от нее получает домовладелец. Если ТСЖ берет дом в управление, то оно и есть этот самый владелец. Но все равно деньги за рекламу не получит – на них наложит железную длань префектура.
Не дают товариществам и землю, хотя в федеральном законе о ТСЖ это предусмотрено. Не перечисляют им городские дотации, те по-прежнему идут в ДЕЗы. А ведь еще в 1998 году было принято постановление московского правительства, само название которого звучало, как музыка: «О развитии инициативы жителей Центрального административного округа по передаче им в управление жилых домов, финансовых средств и ответственности за эксплуатацию жилищного фонда». Финансовых средств! Прошло более трех лет, но так и не передали, и о самой инициативе постарались забыть: в префектуре ЦАО ликвидируется сейчас структура, которая занималась жилищным самоуправлением.
Многие из замечаний, которые были высказаны на совещании, вошли в новый проект решения Координационного совета. Там есть слова и в отношении прямых бюджетных дотаций в адрес ТСЖ, и о передаче им нежилых помещений, и контроле жильцов за деятельностью обслуживающих организацийѕ Очень хорошие слова. У них только один недостаток: все они говорились уже сотни раз. Одни и те же положения, рекомендации, указания переходят из решения в решение.
Не иначе, как с отчаяния на совещании прозвучала мысль: необходимо создать еще одну городскую структуру – надведомственную, вневедомственную – которая бы занималась вопросами исключительно жилищно-коммунальной реформы и подчинялась непосредственно мэру Москвы. Ей и надо отдать вопросы жилищного самоуправления – как важнейшее и совершенно необходимое звено такой реформы. Резон вроде бы есть. Ибо если с одной стороны власти обещают отдать жителям нежилые посещения, а с другой устанавливают имущественному департаменту план по их сдаче в аренду, толку не будет. Нужна структура, которая встала бы на защиту жителей.
Но здесь же приходит на память выстраданная и не раз подтвержденная практикой российская максима: «Чтобы завалить какое-нибудь дело, надо создать комиссию».
Рано или поздно придется перераспределить полномочия между властями и гражданами, дав последним неизмеримо больше прав, чем они имеют сейчас. Иначе все слова о реформировании ЖКХ – пустой звук. Если не доверять людям, если ничего не менять в этой самой сложной сфере городского хозяйства, тогда никакие «комиссии» не помогут.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация