Город, дай порулить
В настоящее время в столице около 700 ТСЖ. Мало, конечно, по отношению к общему числу жилых строений в городе (а их порядка 40 тыс.). Но даже из этих нескольких сотен по-настоящему управляют своим жилищным фондом лишь несколько десятков товариществ. А в результате даже такой простой вопрос, как ремонт лифта, решать приходится у мэра.Такой случай приводил на недавно прошедшем Координационном совете по вопросам жилищного самоуправления мэр Москвы Юрий Лужков. На том заседании изрядно критиковались темпы создания объединений жителей. И вот очередное совещание – у первого заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой.
Почему не идет самоуправление? Видимо, единственно правильный ответ: невыгодно оно людям. Квартплата в ТСЖ намного выше, чем в муниципальном доме, и каким арканом прикажете тащить в товариществаѕ Что уж здесь говорить о городской программе развития жилищного самоуправления? Она для чиновников, а не для горожан. «Переломим жителей через колено, а заставим создавать ТСЖ!» – заявил как-то один московский префект.
Основной – он же вечный – вопрос: деньги. На те небольшие средства, которые состоят из наших скромных квартплат и мизерных дотаций города, много в доме не сделаешь. Дому нужны дополнительные источники дохода. Многочисленные правительственные постановления, законы, которые регулируют общественные инициативы жильцов, как раз и предлагают их жильцам. Только объединяйтесьѕ И вот люди объединяются. Но ничего, кроме дополнительных забот, не получают.
Не помогаете – хотя бы не мешайте. Но в том-то и дело, что мешают. Каждый шаг товариществам дается с кровью. С одной стороны, сама затратная система, какой и является ЖКХ, всячески сопротивляется реформированию (значит, она кому-то и выгодна?). С другой – ряд городских структур, которые не хотят делиться своими полномочиями с жителями и желают по-прежнему рулить сами.
Несколько примеров. Товарищество решается (речь идет об известном ТСЖ «Эйдетика») напрямую – без дирекции – иметь дело с обслуживающими организациями. Но аварийная служба немедленно повышает расценкиѕв триста раз! «Ничего не знаем – вы теперь юрлицо». А с «юриками» (как на профессиональном сленге называют организации) разговор короткий. Именно как с «юриков» берут с товарищества и налоги: стоит только создать его, как они неизмеримо вырастают – земельный, НДС, единый социальныйѕ
Можно ли компенсировать траты заработками дома? А вы попробуйте. Первая же попытка отобьет всякую охоту объединяться в союзы.
Один из путей, как известно, – сдача нежилых помещений. Но Департамент государственного и муниципального имущества не хочет расставаться ни с одним из них. Более того, он сдает даже то, что в принципе не может быть объектом коммерции: технические подвалы, электрощитовые, подъезды, – нарушая тем самым не только безопасность домов (прорвет трубу – охранник какого-нибудь склада с оружием в руках не допустит туда слесаря), но и Гражданский кодекс. Тот же подвал – общее долевое имущество, принадлежит собственникам дома, и никто, кроме них, распоряжаться им не имеет права.
Реклама. В законе о ней сказано, что доходы от нее получает домовладелец. Если ТСЖ берет дом в управление, то оно и есть этот самый владелец. Но все равно деньги за рекламу не получит – на них наложит железную длань префектура.
Не дают товариществам и землю, хотя в федеральном законе о ТСЖ это предусмотрено. Не перечисляют им городские дотации, те по-прежнему идут в ДЕЗы. А ведь еще в 1998 году было принято постановление московского правительства, само название которого звучало, как музыка: «О развитии инициативы жителей Центрального административного округа по передаче им в управление жилых домов, финансовых средств и ответственности за эксплуатацию жилищного фонда». Финансовых средств! Прошло более трех лет, но так и не передали, и о самой инициативе постарались забыть: в префектуре ЦАО ликвидируется сейчас структура, которая занималась жилищным самоуправлением.
Многие из замечаний, которые были высказаны на совещании, вошли в новый проект решения Координационного совета. Там есть слова и в отношении прямых бюджетных дотаций в адрес ТСЖ, и о передаче им нежилых помещений, и контроле жильцов за деятельностью обслуживающих организацийѕ Очень хорошие слова. У них только один недостаток: все они говорились уже сотни раз. Одни и те же положения, рекомендации, указания переходят из решения в решение.
Не иначе, как с отчаяния на совещании прозвучала мысль: необходимо создать еще одну городскую структуру – надведомственную, вневедомственную – которая бы занималась вопросами исключительно жилищно-коммунальной реформы и подчинялась непосредственно мэру Москвы. Ей и надо отдать вопросы жилищного самоуправления – как важнейшее и совершенно необходимое звено такой реформы. Резон вроде бы есть. Ибо если с одной стороны власти обещают отдать жителям нежилые посещения, а с другой устанавливают имущественному департаменту план по их сдаче в аренду, толку не будет. Нужна структура, которая встала бы на защиту жителей.
Но здесь же приходит на память выстраданная и не раз подтвержденная практикой российская максима: «Чтобы завалить какое-нибудь дело, надо создать комиссию».
Рано или поздно придется перераспределить полномочия между властями и гражданами, дав последним неизмеримо больше прав, чем они имеют сейчас. Иначе все слова о реформировании ЖКХ – пустой звук. Если не доверять людям, если ничего не менять в этой самой сложной сфере городского хозяйства, тогда никакие «комиссии» не помогут.