Вето на приоритеты пока не преодолевали
Последнее заседание городской Думы оказалось богато новостями на нашу жилищную тему. Законодатели вновь спорят с исполнительной властью по поводу некоторых очень важных норм.Но все по порядку. Во-первых, депутаты приняли закон «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы». Этот закон когда-то был ничем иным как Положением о постановке на учет, которое устанавливалось постановлением городской Думы. Затем оно стало называться Положением «О порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве». В 2001 году некоторые нормы положения вызвали замечания городской прокуратуры, которая обратилась даже в Верховный суд РФ и тот обязал городских законодателей поправить документ.
Правда, уже в Конституционном суде РФ Москва отыграла назад самую главную норму, из-за которой, собственно, и разгорелся сыр-бор: обязательный десятилетний стаж московской жизни, требующийся для постановки на учет. Но остальные замечания законодателями были учтены, документ обрел более солидный статус закона, в нем появились новые нормы.
Многие из них улучшили положение очередников. Например, кадровым работникам бюджетной сферы, учителям и врачам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Когда-то, еще в советские времена они стояли в «ведомственных» очередях по месту работы. Но эти очереди исчезли вслед за Советским Союзом, тем не менее люди до 1998 года не имели возможности встать на учет по месту жительства. И уже тогда у многих из них стаж очередников исчислялся 15 годами. Нетрудно подсчитать, что теперь уже он составляет два десятка лет. Согласно норме принятого закона сегодня им, вставшим на учет по месту жительства и ранее принятым на учет по месту работы, необходимо учитывать год постановки на учет именно по месту работы.
Тем не менее две нормы, попавшие в закон, не могут не вызвать вопросов. Напомним, что перед третьим чтением документа в Думе, мэр забрал его на заключение и затем вернул с рядом поправок. Часть из них депутаты приняли сразу пакетом, но с частью согласиться не могли и отклонили. Однако две из них все же оказались в законе.
Согласно первой поправке можно теперь вселять в одну комнату взрослых отца и сына, мать и дочь (на чиновничьем и биологическом языке – «однополых»). Авторы поправки мотивировали такую «новацию» стремлением соответствовать 41-й статье Жилищного кодекса РСФСР. Однако, как заметила депутат Галина Хованская, норма, не позволяющая делать подобное, работает уже четыре года в интересах москвичей. А ее отмена означает не что иное, как ухудшение положения граждан по сравнению с действующим законодательством.
Принята также и поправка, которая лишила возможности очередников приобрести квартиру чуть менее нормы (не 18, а до 16 квадратных метров на человека). Такая норма позволяла людям, например, воспользовавшись субсидией, купить квартиру «на вторичке» в своем районе, а не уезжать на окраину. Теперь они этого сделать не смогут.
Поскольку Конституцией не допускается принятие законов, умаляющих или нарушающих права граждан, на заседании прозвучало предложение – закон с такими поправками не принимать. Но он был принят, хотя дальнейшая его судьба может быть и не безоблачной. Если Конституция действительно нарушена, то вполне вероятны очередные замечания следящих за законностью инстанций.
Ситуация с другим жилищным проектом – вносящим изменения в закон «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах» оказалась не менее конфликтной. Мэр наложил вето на этот документ.
Напомним, что «Приоритеты» принимаются каждые два года, и каждый год уточняются. Это оперативный документ, на который ориентируются жилищники, предоставляя квартиры очередникам, и в котором четко указывается, кто из них имеет право на получение жилья уже сейчас.
Так вот яблоком раздора, которое и вызвало вето мэра на этот проект, стала норма, определяющая сроки ожидания жилья для очередников. Вопрос: как считать года? Мэр предложил не изменять в законе дату, используемую для исчисления сроков при предоставлении жилья, с 1 января 2002 года на 1 января 2003 года. Что это означает? Что ряду категорий очередников-льготников (долгожителям коммуналок, имеющим в семье тяжелобольных, долгожителям коммуналок, имеющим в семье детей-инвалидов и пр.), рассчитывающим на получение жилья, придется ждать еще год. Исполнительная власть посчитала, что для того, чтобы выполнить норму, записанную депутатами и позволяющую льготникам не ждать квартиры лишний год, дополнительно потребуется около 160 тысяч квадратных метров жилой площади. На строительство этого жилья необходимо выделить около 2 млрд. рублей из бюджета. Но таких денег в бюджете никто не планировал. Нет, естественно, площадок, нет и технической документации.
За счет других очередников –1982-83 года постановки на учет, а их около четырех с половиной тысяч семей, – жилье предоставлять тоже не «комильфо».
Однако спор из-за сроков возник неслучайно. Норму, позволяющую исчислять сроки на начало года, в котором предоставляется жилье, 26 депутатов внесли, предварительно согласовав это с исполнительной властью. Причем, ранее – в предыдущие годы – сроки ожидания, о которых идет речь, соблюдались. Льготники получали жилье без задержек. Теперь же оказалось, что эти сроки соблюсти невозможно. Почему? Депутаты запросили дополнительные материалы. Когда они их получат, рассмотрение вето мэра будет продолжено.