Дело о заборе
Началось все вроде бы с заурядных денежных дел: чета Богочаровых – Любовь и Владимир – не согласились с решением правления ТСЖ «Вавилова, 97» платить за магнитную карточку по 5500 рублей (каждому).
Секьюрити новой волны
Они сочли, что красная цена ей 2500. Сама же карточка была необходима для прохода в дом.
Товарищество расположено на углу больших оживленных улиц – Гарибальди и Вавилова. Что стоит недоброму человеку проникнуть в квартиру? А потому здание обнесли забором и наняли охранников из ЧОПа «Глобал-Секьюрити», которые и следили за территорией. Их будки – по периметру забора. Человеческий фактор – это, конечно, прекрасно. Но электронный лучше. Так появился магнитный пропуск. Неплохая защита для дома.
Но это еще не все. В доме – шесть подъездов. В каждом из них консьержка. Помещение для нее также оборудовано охранными системами. Перед скромной труженицей – монитор, на экране которого она видит всех, кто приближается к подъезду. Прежде чем пропустить человека – звонит хозяевам: ждете? И пустит только после их согласия. Да еще спросит паспорт и запишет фамилию в журнал.
Такая же селекторная связь у консьержки с охраной. Подъезжает машина с неизвестными номерами, и ЧОПовец звонит: пропускать? Процедура повторяется. В общем, упаковались, как говорится, по полной программе. Безопасность дома – на высшем уровне!
Кому от этого плохо? Не возражала и семья Богочаровых. Только вот цена смущала. Дороговато… Но правление не отступало. Цифра взята не с потолка. Дом потратил на охранную систему, страшно сказать, почти 900 тысяч. За такие деньги у каждого подъезда можно было поставить человека с ружьем. Но, как уже сказано, остановились на электронике. Если разложить на всех жильцов – столько и получится: 5500.
Так возник конфликт. Конечно, пытались решить его мирным путем. Ведь не пустить людей в их же квартиру правление не сможет. И тогда оно пошло на компромисс: не хотите магнитные карточки – не надо. Но в этом случае каждый раз предъявляйте охране паспорт либо свидетельство собственности на квартиру. Тогда вас признают за своих. Только не забудьте! Если не будет этих документов да еще карточки, в дом не пустят вообще. Такой пункт тоже есть в решении правления.
Тут чета возмутилась еще больше. Что касается свидетельства – это вообще абсурд. Кто же такой важный документ носит с собой? А паспорт можно просто забыть. И тогда что – ночевать на улице?
В общем, не договорились. И Богочаровы подали на правление в суд.
Рассматривался иск в Гагаринском районном суде. Председатель – Б. Удов. Дело, казалось бы, выеденного яйца не стоит. Какие разговоры? Правление решило, собрание подтвердило… А собрание ТСЖ – его высший исполнительный орган. Его решение может кому-то не понравиться (даже, скорее всего, не понравится). Деньги все-таки немалые. Но подобные ситуации то и дело возникают в ТСЖ. Ничего не попишешь: большинство подчиняется меньшинству. Надо платить. Это и должен был подтвердить суд.
Где суд – там и сюрпризы
И вдруг – полная неожиданность. Судья повел себя явно не по сценарию. Он отошел от всяких финансовых разногласий и задался совсем другим вопросом: «А насколько вообще законен забор вокруг дома? С охраной по его углам? Да и консьержки – не превышают ли они свои права? Нет ли здесь противоречий с законом?».
Впрочем, прежде – о некоторых общих предпочтениях жителей города. По опросу москвичей, безопасность проживания они ставят на первое место – среди всех возможных жилищных услуг. А поскольку наиболее рачительные хозяева все-таки живут в товариществах и кооперативах, именно в этих домах поставили заборы, а если позволяли средства – наняли еще и охрану. Плюс к этому наделили консьержек специальными функциями.
По некоторым подсчетам, заборы окружают более половины всех ТСЖ. Члены товариществ гордятся сим фактом, считая забор одним из преимуществ этой формы объединения жильцов.
И вот эту благородную акцию «товарищей» судья поставил под сомнение.
Какой же все-таки закон нарушили ТСЖ и ЖСК? Оказалось – ни много, ни мало – Конституцию РФ! Все эти стальные решетки вокруг домов, все эти дотошные требования консьержек к приходящим в дом гостям противоречат основному закону страны!
Аргумент № 1. Действия ТСЖ «Вавилова, 97» входят в противоречие с частью 1 статьи 27 основного закона. Цитируем: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».
Нетрудно предвидеть возражения (пусть даже это относится к Конституции): как это – свободно? Для воров тоже? На этот вопрос наш главный документ ответа не дает. Хотите как-то защититься – ваше право. Способы сейчас разные. Хотя бы видеонаблюдение. Но гулять по двору никому запретить нельзя.
Понятно: несмотря на (казалось бы!) полную свободу передвижений, разгуливать везде, где нам хочется, мы не можем. Но на этот счет есть разъяснение (пункт 2 статьи 1 ГК РФ): «Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Понятно, что случай четы Богочаровых к ним не относится. Стремление попасть в свою квартиру покушением на безопасность рубежей родины никак не назовешь.
Аргумент № 2. Но ведь это наш двор! Что хотим – то и делаем. Это как посмотреть: наш – не наш. Во всяком случае, ни одно ТСЖ, ни один ЖСК еще не получили права на землю в общую долевую собственность. Почему – об этом особый разговор. Но факт остается фактом: не случайно ведь исключили слово «кондоминиум» и заменили его на «многоквартирный дом» (кондоминиум – это еще и земля). Так или иначе, но распоряжаться придомовой территорией ни товарищества, ни кооперативы не могут. Правда, некоторым из них землю все-таки отдали в аренду. Но что такое аренда? Сегодня она есть, завтра нет. А потому никаких самостийных действий собственники (в данном случае – не земли, а только своих квартир) предпринять не могут.
И уж совсем отчаянный голос: а если мы решили поставить забор вокруг детской площадки? Обезопасить игры (а то и жизнь) наших детей? Это что? Преступление? Ответ: забор поставить можно – но только с разрешения властей района. И в том лишь случае, если он предусмотрен генпланом территории.
«Вы чьих будете?»
Итак, с заборами и ЧОПами разобрались. Перейдем к консьержкам.
Прямо о них в решении суда ничего не сказано, тем не менее, судья Б. Удов косвенно и их имеет в виду, обращая внимание на несвойственные им функции. И также приводит основной закон, статью 23, пункт 1. Цитируем: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени».
Может ли страж подъезда требовать паспорт у гостя (гостей)? А вдруг – позволим немножко улыбнуться – в гости пришла пара, у которой в паспорте нет отметки о бракосочетании? С какой стати посвящать в это консьержку? Нет у той права на чужие секреты. Все, что в ее власти, – позвонить по домофону в квартиру и спросить у хозяев: вы ждете гостей? И на утвердительный ответ – пропустить их, не задавая лишних вопросов.
А теперь – решение Гагаринского суда, уже вступившее в силу: «Признать недействительным решение правления ТСЖ «Вавилова, 97»… в части пропуска собственников жилых помещений на территорию жилого комплекса… Признать недействительным Положение ТСЖ о внутриобъектовом режиме на территории жилого комплекса в части программирования и считывающего устройства времени прихода и ухода жильцов» (есть, оказывается, и такое!). Отменить «…отметку в рабочем журнале фамилии, имени и отчества прибывшего и номера квартиры». «Взыскать с ТСЖ «Вавилова, 97» солидарно в пользу В. И. Богочарова и Л. С. Богочаровой госпошлину в размере 100 руб.»
Теперь они смело могут приглашать гостей: «Приходите, у нас все просто. Ведь не режимный же объект…».
Хотя слова «объект» и «режимный» по отношению к жилому дому нет-нет, да и попадаются в документах правлений некоторых товариществ.
Ирма Георгадзе