Московская жилищная газета

Строительство

Опубликовано на сайте: 18 октября 2007 г. 19:26
Публикация в газете: №42 (665) от 18 октября 2007 г.

Евгений Бунимович: «Город со щитом»

Евгений Бунимович: «Город со щитом»

Газету откроешь – реклама. Телевизор или радио включишь – реклама. На улицу выйдешь – она, родимая... Причем здесь ее «выключить» при всем желании невозможно. Этим огорчительным обстоятельством мы поделились с Евгением Бунимовичем, депутатом Мосгордумы и коренным москвичом.

«Праздник», который всегда с тобой

– Евгений Абрамович, скажите честно, мы когда-нибудь придем к стандартам европейской рекламы? Когда исторические здания избавятся от безвкусных и вычурных щитов?

– Вы хотите спросить, станет ли в Москве уличная реклама цивилизованной? В правовом плане для этого делается немало, но не все зависит от законодателей. Есть еще городская власть, есть собственники жилья, которые также вправе принимать решения о размещении рекламы. Есть, наконец, рекламодатели и рекламные агентства с их вкусами и приоритетами. В какой-то мере все понятно: реклама дает городу приличные деньги.

– По официальным сводкам, объем московского рынка наружной рекламы в этом году перевалит за $500 млн. Общая площадь рекламных конструкций составляет уже почти 750 000 кв. метров...

– А кто-нибудь подсчитывал, сколько Москва потеряла туристов, которые, к примеру, увидев затянутую в щиты и растяжки Тверскую, рассказали об этом друзьям и знакомым? А те в свою очередь отказались от поездок в столицу России. И тем самым лишили выручки гостиничное хозяйство, туристические и экскурсионные бюро, театры, музеи, рестораны, магазины... Думаю, деньги, которые мог бы принести туристический бизнес, несоизмеримы с выручкой, получаемой от наружной рекламы. А уж о моральной стороне дела и говорить нечего.

– Вы противник «наружки»?

– Отнюдь. Я – за чувство меры. В свое время наружная реклама сыграла важную роль в перемене облика Москвы. Именно она на первых порах привнесла в картину города приятное оживление. Даже ночная жизнь с помощью рекламных подсветок стала праздничной. Но повторяю: любой рекламы должно быть в меру!

– От специалистов неоднократно приходилось слышать, будто рекламные конструкции наносят вред архитектурным памятникам – разрушают и без того ветхие стены.

– Стены рушатся и портятся не только из-за того, что в них вбиваются крюки, удерживающие рекламные щиты и растяжки. Те же крюки и кронштейны навешиваются для укрепления троллейбусных проводов, электрических кабелей, дорожных знаков и других необходимых конструкций. К слову сказать, об этом есть специальная статья в городском законодательстве.

С другой стороны, мы же не можем в одночасье взять и отменить все транспортные маршруты, проложенные в черте исторического центра. Точно так же никто не отменит дорожные знаки... А вот количество рекламных щитов на фасадах домов сократить не только можно, но и нужно. По этому вопросу готовится новый закон.

С «наружки» снимут стружку?

– Надеюсь, в нем найдется место пункту о невозможности размещения коммерческой рекламы в исторических местах города?

– Мало того, существует еще и такое понятие как «исторический вид». Смогут ли горожане или гости столицы во всей красе увидеть монастыри и храмы, а также другие уникальные памятники архитектуры, если вид на них со всех сторон будет перекрыт различными щитами, баннерами, растяжками?

Нисколько не сомневаюсь, что на выездных магистралях растяжки и придорожные щиты оправданы. Но только не на Тверской, Воздвиженке, Никольской, в Замоскворечье и других центральных районах, где что ни дом, то памятник архитектуры.

Если Госдумой документ будет принят, то с 1 января 2009 года вступит в силу положение о полном запрете установки рекламных конструкций – как на памятниках культуры, так и на территориях, прилегающих к ним. По оценкам экспертов, такая мера позволит вывести из оборота почти 15 процентов «наружки» и почти в полной мере освободит центр от коммерческих рекламных щитов и транспарантов.

Кроме этого, мы, московские депутаты, предлагаем выделить в столице специальные зоны, где вообще не было бы наружной рекламы. Для всех остальных территорий – установить предельный размер рекламных щитов.

– Бывает, что реклама просто шокирует. Не так давно в Москве были развешены растяжки на тему экологически чистых гробов...

– Случается, что даже патриотические растяжки могут вызвать гнев горожан. Например, в период празднования Дня Победы в городе висела растяжка с двумя грамматическими ошибками. Также хотелось бы поскорее забыть уличные щиты огромных размеров, с которых Саши и Паши поздравляли своих Маш и Наташ. Как-то по дороге в Думу в районе Нового Арбата мне попался щит с обращением Вована к своей возлюбленной... Пришлось звонить в мэрию. Щит сразу демонтировали.

Эти примеры лишний раз говорят о том, что все формы наружной рекламы, прежде чем занять место на улице, должны проходить филологическую и лингвистическую экспертизы.

– Высказываются мнения, что нужен единый закон, касающийся цветового оформления города...

– Мы над ним работаем. Даже есть условное название: закон о художественном оформлении города. Это не должны быть отдельные указы по каким-то цветовым решениям, проблемам уличной рекламы. Или о том, на каких стенах и в каких подворотнях неформальным художникам можно заниматься граффити, а где это категорически запрещается. Хотим разработать и принять закон о комплексном оформлении, в статьях которого будет оговорено все.

– Хотите регулировать творчество?

– Управлять искусством еще никому не удавалось. Но внести кое-какие коррективы, чтобы защитить общество от безвкусицы, необходимо.

– Если бы еще защитить москвичей от вычурных магазинных вывесок.

– Простой пример. Только-только открыли станцию метро «Трубная» на одноименной площади. Уникальное, историческое место, где сходятся четыре бульвара, о котором писал еще дядя Гиляй. Долгое время площадь находилась в жутком состоянии. А сегодня преобразилась. Вы, наверное, видели, что окружают ее и старинные отреставрированные дома, и современные здания, построенные в стиле позапрошлого века. Все делалось для того, чтобы сохранить исторический антураж. И это удалось, если бы не одно «но». Я прогулялся по Трубной и увидел нагромождение нелепых магазинных вывесок. Одни кричаще яркие, другие вычурные, третьи блеклые. Пришлось оформить депутатский запрос в Москомнаследие, после чего вывески были сделаны в едином стиле.

Повесить выше или ниже?

– В Москве почти три тысячи зданий, которые охраняются государством. И в большинстве из них размещены магазины, ателье, музеи, театры... А они не могут обойтись без вывесок и афиш.

– В поправках к новому федеральному закону говорится, что рекламные щиты и вывески, причем строго определенных размеров, могут размещаться на стенах исторических зданий. Но только на уровне первого этажа!

Правда, положение не коснется вывесок учреждений культуры, здравоохранения и образования. Например, театральные афиши с разрешения местной власти и после согласования с органами культурного наследия можно будет повесить и выше. При этом очень деликатно и точно следует сказать в законе, что можно рекламировать, а что нельзя.

– Как вам «Макдоналдс» красными буквами во всю крышу в историческом центре?

– И «Макдоналдсам» придется придерживаться законодательных норм. В Париже, например, в районе исторической площади Бордо все вывески выполнены в едином стиле и цветовой гамме. В том числе и вывеска «Макдоналдса» – в золотистых тонах. Поверьте, если есть жесткие и внятные законы, то их будут придерживаться.

Беседовал Сергей Снеговской

О нашем собеседнике

Евгений Абрамович Бунимович родился в Москве в 1954 году.

В 1975-м окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, член президиума Федерального экспертного совета по образованию. Автор школьных учебников, книг стихов, статей. Член Союза писателей и Союза журналистов Москвы, секретарь Союза писателей Москвы, член исполкома Русского ПЕН-центра.

С начала 1990-х – действующий политик. Депутат Мосгордумы с 1997-го, председатель комиссии по образованию, координатор МГД по вопросам культуры, искусства и образования. Один из авторов московских законов о развитии образования, об общем образовании, о начальном и среднем профессиональном образовании, об охране памятников истории и культуры.

Другие статьи на тему: Строительство

  • Константин Тимофеев: Всех пострадавших дольщиков обеспечат жильем
    Инвестиционный климат в столице меняется. О том, какие принимались меры в уходящем году по ранее приостановленным контрактам, как решались проблемы обманутых дольщиков и о судьбе долгостроев шла речь на пресс-конференции председателя Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константина Тимофеева.
  • Большая Москва на фестивале архитектуры
    С выставкой лучших проектов международного конкурса по разработке концепции развития Московской агломерации мы познакомили читателей еще в сентябре («КР», №№ 34, 35). На прошлой неделе эта экспозиция переместилась в Центральный выставочный зал «Манеж». Здесь проходил Международный фестиваль архитектуры «Зодчество–2012». Самое время награждать победителей.
  • Некрасовка: красивое открытие года
    Этот район на Юго-Востоке столицы называют самым строящимся. Основной городской площадкой для возведения жилья Некрасовка стала в прошлом году, когда к ней присоединили 578 га Люберецких полей. Сегодня здесь высятся красавцы-дома, появились первые улицы и кварталы. В 2012 году Некрасовка на конкурсе «Московский дворик» удостоилась награды в номинации «Открытие года. Лучший район Москвы по благоустройству». Корреспондент «КР» побывал на новых землях и оценил перемены.
  • Спальные районы засеют «кукурузой»
    В спальных районах Москвы будут строить 12-этажки с парковками на двух нижних этажах, сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
  • Юсиф Самедов: Транспортная система будет интеллектуальной
    На Западе столицы транспортные проблемы накапливались годами. Как и вся Москва, округ задыхается от пробок, испытывает дефицит парковочных мест. Серьезных изменений требует организация движения общественного транспорта. Обо всех этих проблемах и путях улучшения дорожной ситуации корреспондент «КР» беседует с заместителем префекта Западного округа Юсифом Самедовым.