23:30:44
11 апреля 2021 г.

Евгений Бунимович: «Город со щитом»

СтроительствоГазету откроешь – реклама. Телевизор или радио включишь – реклама. На улицу выйдешь – она, родимая… Причем здесь ее «выключить» при всем желании невозможно. Этим огорчительным обстоятельством мы поделились с Евгением Бунимовичем, депутатом Мосгордумы и коренным москвичом.

«Праздник», который всегда с тобой

– Евгений Абрамович, скажите честно, мы когда-нибудь придем к стандартам европейской рекламы? Когда исторические здания избавятся от безвкусных и вычурных щитов?

– Вы хотите спросить, станет ли в Москве уличная реклама цивилизованной? В правовом плане для этого делается немало, но не все зависит от законодателей. Есть еще городская власть, есть собственники жилья, которые также вправе принимать решения о размещении рекламы. Есть, наконец, рекламодатели и рекламные агентства с их вкусами и приоритетами. В какой-то мере все понятно: реклама дает городу приличные деньги.

– По официальным сводкам, объем московского рынка наружной рекламы в этом году перевалит за $500 млн. Общая площадь рекламных конструкций составляет уже почти 750 000 кв. метров…

– А кто-нибудь подсчитывал, сколько Москва потеряла туристов, которые, к примеру, увидев затянутую в щиты и растяжки Тверскую, рассказали об этом друзьям и знакомым? А те в свою очередь отказались от поездок в столицу России. И тем самым лишили выручки гостиничное хозяйство, туристические и экскурсионные бюро, театры, музеи, рестораны, магазины… Думаю, деньги, которые мог бы принести туристический бизнес, несоизмеримы с выручкой, получаемой от наружной рекламы. А уж о моральной стороне дела и говорить нечего.

– Вы противник «наружки»?

– Отнюдь. Я – за чувство меры. В свое время наружная реклама сыграла важную роль в перемене облика Москвы. Именно она на первых порах привнесла в картину города приятное оживление. Даже ночная жизнь с помощью рекламных подсветок стала праздничной. Но повторяю: любой рекламы должно быть в меру!

– От специалистов неоднократно приходилось слышать, будто рекламные конструкции наносят вред архитектурным памятникам – разрушают и без того ветхие стены.

– Стены рушатся и портятся не только из-за того, что в них вбиваются крюки, удерживающие рекламные щиты и растяжки. Те же крюки и кронштейны навешиваются для укрепления троллейбусных проводов, электрических кабелей, дорожных знаков и других необходимых конструкций. К слову сказать, об этом есть специальная статья в городском законодательстве.

С другой стороны, мы же не можем в одночасье взять и отменить все транспортные маршруты, проложенные в черте исторического центра. Точно так же никто не отменит дорожные знаки… А вот количество рекламных щитов на фасадах домов сократить не только можно, но и нужно. По этому вопросу готовится новый закон.

С «наружки» снимут стружку?

– Надеюсь, в нем найдется место пункту о невозможности размещения коммерческой рекламы в исторических местах города?

– Мало того, существует еще и такое понятие как «исторический вид». Смогут ли горожане или гости столицы во всей красе увидеть монастыри и храмы, а также другие уникальные памятники архитектуры, если вид на них со всех сторон будет перекрыт различными щитами, баннерами, растяжками?

Нисколько не сомневаюсь, что на выездных магистралях растяжки и придорожные щиты оправданы. Но только не на Тверской, Воздвиженке, Никольской, в Замоскворечье и других центральных районах, где что ни дом, то памятник архитектуры.

Если Госдумой документ будет принят, то с 1 января 2009 года вступит в силу положение о полном запрете установки рекламных конструкций – как на памятниках культуры, так и на территориях, прилегающих к ним. По оценкам экспертов, такая мера позволит вывести из оборота почти 15 процентов «наружки» и почти в полной мере освободит центр от коммерческих рекламных щитов и транспарантов.

Кроме этого, мы, московские депутаты, предлагаем выделить в столице специальные зоны, где вообще не было бы наружной рекламы. Для всех остальных территорий – установить предельный размер рекламных щитов.

– Бывает, что реклама просто шокирует. Не так давно в Москве были развешены растяжки на тему экологически чистых гробов…

– Случается, что даже патриотические растяжки могут вызвать гнев горожан. Например, в период празднования Дня Победы в городе висела растяжка с двумя грамматическими ошибками. Также хотелось бы поскорее забыть уличные щиты огромных размеров, с которых Саши и Паши поздравляли своих Маш и Наташ. Как-то по дороге в Думу в районе Нового Арбата мне попался щит с обращением Вована к своей возлюбленной… Пришлось звонить в мэрию. Щит сразу демонтировали.

Эти примеры лишний раз говорят о том, что все формы наружной рекламы, прежде чем занять место на улице, должны проходить филологическую и лингвистическую экспертизы.

– Высказываются мнения, что нужен единый закон, касающийся цветового оформления города…

– Мы над ним работаем. Даже есть условное название: закон о художественном оформлении города. Это не должны быть отдельные указы по каким-то цветовым решениям, проблемам уличной рекламы. Или о том, на каких стенах и в каких подворотнях неформальным художникам можно заниматься граффити, а где это категорически запрещается. Хотим разработать и принять закон о комплексном оформлении, в статьях которого будет оговорено все.

– Хотите регулировать творчество?

– Управлять искусством еще никому не удавалось. Но внести кое-какие коррективы, чтобы защитить общество от безвкусицы, необходимо.

– Если бы еще защитить москвичей от вычурных магазинных вывесок.

– Простой пример. Только-только открыли станцию метро «Трубная» на одноименной площади. Уникальное, историческое место, где сходятся четыре бульвара, о котором писал еще дядя Гиляй. Долгое время площадь находилась в жутком состоянии. А сегодня преобразилась. Вы, наверное, видели, что окружают ее и старинные отреставрированные дома, и современные здания, построенные в стиле позапрошлого века. Все делалось для того, чтобы сохранить исторический антураж. И это удалось, если бы не одно «но». Я прогулялся по Трубной и увидел нагромождение нелепых магазинных вывесок. Одни кричаще яркие, другие вычурные, третьи блеклые. Пришлось оформить депутатский запрос в Москомнаследие, после чего вывески были сделаны в едином стиле.

Повесить выше или ниже?

– В Москве почти три тысячи зданий, которые охраняются государством. И в большинстве из них размещены магазины, ателье, музеи, театры… А они не могут обойтись без вывесок и афиш.

– В поправках к новому федеральному закону говорится, что рекламные щиты и вывески, причем строго определенных размеров, могут размещаться на стенах исторических зданий. Но только на уровне первого этажа!

Правда, положение не коснется вывесок учреждений культуры, здравоохранения и образования. Например, театральные афиши с разрешения местной власти и после согласования с органами культурного наследия можно будет повесить и выше. При этом очень деликатно и точно следует сказать в законе, что можно рекламировать, а что нельзя.

– Как вам «Макдоналдс» красными буквами во всю крышу в историческом центре?

– И «Макдоналдсам» придется придерживаться законодательных норм. В Париже, например, в районе исторической площади Бордо все вывески выполнены в едином стиле и цветовой гамме. В том числе и вывеска «Макдоналдса» – в золотистых тонах. Поверьте, если есть жесткие и внятные законы, то их будут придерживаться.

Беседовал Сергей Снеговской

О нашем собеседнике

Евгений Абрамович Бунимович родился в Москве в 1954 году.

В 1975-м окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, член президиума Федерального экспертного совета по образованию. Автор школьных учебников, книг стихов, статей. Член Союза писателей и Союза журналистов Москвы, секретарь Союза писателей Москвы, член исполкома Русского ПЕН-центра.

С начала 1990-х – действующий политик. Депутат Мосгордумы с 1997-го, председатель комиссии по образованию, координатор МГД по вопросам культуры, искусства и образования. Один из авторов московских законов о развитии образования, об общем образовании, о начальном и среднем профессиональном образовании, об охране памятников истории и культуры.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация