Евгений Бунимович: «Город со щитом»
Газету откроешь – реклама. Телевизор или радио включишь – реклама. На улицу выйдешь – она, родимая… Причем здесь ее «выключить» при всем желании невозможно. Этим огорчительным обстоятельством мы поделились с Евгением Бунимовичем, депутатом Мосгордумы и коренным москвичом.
«Праздник», который всегда с тобой
– Евгений Абрамович, скажите честно, мы когда-нибудь придем к стандартам европейской рекламы? Когда исторические здания избавятся от безвкусных и вычурных щитов?
– Вы хотите спросить, станет ли в Москве уличная реклама цивилизованной? В правовом плане для этого делается немало, но не все зависит от законодателей. Есть еще городская власть, есть собственники жилья, которые также вправе принимать решения о размещении рекламы. Есть, наконец, рекламодатели и рекламные агентства с их вкусами и приоритетами. В какой-то мере все понятно: реклама дает городу приличные деньги.
– По официальным сводкам, объем московского рынка наружной рекламы в этом году перевалит за $500 млн. Общая площадь рекламных конструкций составляет уже почти 750 000 кв. метров…
– А кто-нибудь подсчитывал, сколько Москва потеряла туристов, которые, к примеру, увидев затянутую в щиты и растяжки Тверскую, рассказали об этом друзьям и знакомым? А те в свою очередь отказались от поездок в столицу России. И тем самым лишили выручки гостиничное хозяйство, туристические и экскурсионные бюро, театры, музеи, рестораны, магазины… Думаю, деньги, которые мог бы принести туристический бизнес, несоизмеримы с выручкой, получаемой от наружной рекламы. А уж о моральной стороне дела и говорить нечего.
– Вы противник «наружки»?
– Отнюдь. Я – за чувство меры. В свое время наружная реклама сыграла важную роль в перемене облика Москвы. Именно она на первых порах привнесла в картину города приятное оживление. Даже ночная жизнь с помощью рекламных подсветок стала праздничной. Но повторяю: любой рекламы должно быть в меру!
– От специалистов неоднократно приходилось слышать, будто рекламные конструкции наносят вред архитектурным памятникам – разрушают и без того ветхие стены.
– Стены рушатся и портятся не только из-за того, что в них вбиваются крюки, удерживающие рекламные щиты и растяжки. Те же крюки и кронштейны навешиваются для укрепления троллейбусных проводов, электрических кабелей, дорожных знаков и других необходимых конструкций. К слову сказать, об этом есть специальная статья в городском законодательстве.
С другой стороны, мы же не можем в одночасье взять и отменить все транспортные маршруты, проложенные в черте исторического центра. Точно так же никто не отменит дорожные знаки… А вот количество рекламных щитов на фасадах домов сократить не только можно, но и нужно. По этому вопросу готовится новый закон.
С «наружки» снимут стружку?
– Надеюсь, в нем найдется место пункту о невозможности размещения коммерческой рекламы в исторических местах города?
– Мало того, существует еще и такое понятие как «исторический вид». Смогут ли горожане или гости столицы во всей красе увидеть монастыри и храмы, а также другие уникальные памятники архитектуры, если вид на них со всех сторон будет перекрыт различными щитами, баннерами, растяжками?
Нисколько не сомневаюсь, что на выездных магистралях растяжки и придорожные щиты оправданы. Но только не на Тверской, Воздвиженке, Никольской, в Замоскворечье и других центральных районах, где что ни дом, то памятник архитектуры.
Если Госдумой документ будет принят, то с 1 января 2009 года вступит в силу положение о полном запрете установки рекламных конструкций – как на памятниках культуры, так и на территориях, прилегающих к ним. По оценкам экспертов, такая мера позволит вывести из оборота почти 15 процентов «наружки» и почти в полной мере освободит центр от коммерческих рекламных щитов и транспарантов.
Кроме этого, мы, московские депутаты, предлагаем выделить в столице специальные зоны, где вообще не было бы наружной рекламы. Для всех остальных территорий – установить предельный размер рекламных щитов.
– Бывает, что реклама просто шокирует. Не так давно в Москве были развешены растяжки на тему экологически чистых гробов…
– Случается, что даже патриотические растяжки могут вызвать гнев горожан. Например, в период празднования Дня Победы в городе висела растяжка с двумя грамматическими ошибками. Также хотелось бы поскорее забыть уличные щиты огромных размеров, с которых Саши и Паши поздравляли своих Маш и Наташ. Как-то по дороге в Думу в районе Нового Арбата мне попался щит с обращением Вована к своей возлюбленной… Пришлось звонить в мэрию. Щит сразу демонтировали.
Эти примеры лишний раз говорят о том, что все формы наружной рекламы, прежде чем занять место на улице, должны проходить филологическую и лингвистическую экспертизы.
– Высказываются мнения, что нужен единый закон, касающийся цветового оформления города…
– Мы над ним работаем. Даже есть условное название: закон о художественном оформлении города. Это не должны быть отдельные указы по каким-то цветовым решениям, проблемам уличной рекламы. Или о том, на каких стенах и в каких подворотнях неформальным художникам можно заниматься граффити, а где это категорически запрещается. Хотим разработать и принять закон о комплексном оформлении, в статьях которого будет оговорено все.
– Хотите регулировать творчество?
– Управлять искусством еще никому не удавалось. Но внести кое-какие коррективы, чтобы защитить общество от безвкусицы, необходимо.
– Если бы еще защитить москвичей от вычурных магазинных вывесок.
– Простой пример. Только-только открыли станцию метро «Трубная» на одноименной площади. Уникальное, историческое место, где сходятся четыре бульвара, о котором писал еще дядя Гиляй. Долгое время площадь находилась в жутком состоянии. А сегодня преобразилась. Вы, наверное, видели, что окружают ее и старинные отреставрированные дома, и современные здания, построенные в стиле позапрошлого века. Все делалось для того, чтобы сохранить исторический антураж. И это удалось, если бы не одно «но». Я прогулялся по Трубной и увидел нагромождение нелепых магазинных вывесок. Одни кричаще яркие, другие вычурные, третьи блеклые. Пришлось оформить депутатский запрос в Москомнаследие, после чего вывески были сделаны в едином стиле.
Повесить выше или ниже?
– В Москве почти три тысячи зданий, которые охраняются государством. И в большинстве из них размещены магазины, ателье, музеи, театры… А они не могут обойтись без вывесок и афиш.
– В поправках к новому федеральному закону говорится, что рекламные щиты и вывески, причем строго определенных размеров, могут размещаться на стенах исторических зданий. Но только на уровне первого этажа!
Правда, положение не коснется вывесок учреждений культуры, здравоохранения и образования. Например, театральные афиши с разрешения местной власти и после согласования с органами культурного наследия можно будет повесить и выше. При этом очень деликатно и точно следует сказать в законе, что можно рекламировать, а что нельзя.
– Как вам «Макдоналдс» красными буквами во всю крышу в историческом центре?
– И «Макдоналдсам» придется придерживаться законодательных норм. В Париже, например, в районе исторической площади Бордо все вывески выполнены в едином стиле и цветовой гамме. В том числе и вывеска «Макдоналдса» – в золотистых тонах. Поверьте, если есть жесткие и внятные законы, то их будут придерживаться.
О нашем собеседнике
Евгений Абрамович Бунимович родился в Москве в 1954 году.
В 1975-м окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, член президиума Федерального экспертного совета по образованию. Автор школьных учебников, книг стихов, статей. Член Союза писателей и Союза журналистов Москвы, секретарь Союза писателей Москвы, член исполкома Русского ПЕН-центра.
С начала 1990-х – действующий политик. Депутат Мосгордумы с 1997-го, председатель комиссии по образованию, координатор МГД по вопросам культуры, искусства и образования. Один из авторов московских законов о развитии образования, об общем образовании, о начальном и среднем профессиональном образовании, об охране памятников истории и культуры.