Цементная страдательная
Чудная история творится с цементом в России (ударение в слове «чудная» каждый может поставить по своему усмотрению, в любом случае попадет в точку). Сыр-бор разгорелся вокруг темы стремительного удорожания «хлеба строительства». При этом словесная перепалка между производителями цемента и его потребителями сплошь соткана из противоречий, недомолвок и передержек.
Первым номером в схватке выступают застройщики (придерживаются активной тактики борьбы). Именно они недовольны ситуацией. Их возмущение звучит примерно так: «Национальный проект доступного жилья, а тут цемент дорожает! Как можно?». По свидетельству президента Ассоциации строителей России (АСР) Николая Кошмана, поставщики цемента искусственно накручивают цены на свой товар. В январе 2006 года тонна цемента стоила 1139 рублей, а сегодня цена перевалила за 7 тысяч. Строители ожидают, что к концу года будет уже 10 тысяч. И тогда – прости-прощай доступность жилья. По логике застройщиков, цены на жилье тоже вынужденно вырастут. И тут уже не работает тезис оппонентов, что доля цемента в цене квадратного метра составляет всего ничего, каких-то 6–8%, и потому повлиять на цену жилья якобы не может. Ведь при семикратном удорожании цемента 7% превращаются в 50%. А это уже не шутки.
Производители цемента оправдываются тем, что их производственные мощности ограничены, оборудование изношено и в нынешнем состоянии отрасль не способна обеспечить растущие потребности строителей. Срочно необходимы реконструкция действующих и строительство новых заводов, а на это нужны деньги. Иначе опять – прости-прощай нацпроект доступного жилья.
Со своей стороны, застройщики тоже лукавят. По свидетельству того же Николая Кошмана, только за этот год цемент подорожал с 3100 рублей до 7600 рублей. И если бы только один цемент, а то ведь подскочила стоимость всех стройматериалов без исключения. Однако цены на жилье все это время стояли словно вкопанные. Так зачем пенять поставщикам цемента, если у самих застройщиков был вон какой запас прочности? И по сию пору запас сохраняется у каждой из сторон. Сегодня на бирже цена цемента 7 тысяч, а под городской заказ московские строители получают его по 4,2 тыс. рублей. Значит, одни могут продавать цемент почти вдвое дешевле рынка, а другие способны покупать его вдвое дороже. И никто не разоряется.
Конфликт разгорается на фоне очевидного дефицита цемента. И здесь тоже выстраивается цепочка противоречий. Так, в Росстрое утверждают, что проблем со строительными материалами нет. Что рынок все регулирует и производство материалов растет вслед за потребностями строителей. Вырос объем строительства с 40 млн. кв. м до 50 млн., строго пропорционально увеличилось производство цемента. Но две недели назад тот же Росстрой вышел с предложением отменить пошлину на ввоз импортного цемента ввиду нехватки отечественного. Так достаточно цемента или нет? Руководитель ведомства Сергей Круглик оправдывает ограниченный срок отмены (9 месяцев) как «временную меру рыночного регулирования». И все же соглашается, что если цены на бирже выросли на 50%, значит, дефицит есть.
Директор департамента ценообразования АСР Павел Горячкин говорит о глобальном дефиците цемента и считает, что восполнить его отменой пятипроцентной пошлины невозможно: «Это совсем немного, ее отмена ни к чему не приведет». И он же чуть позже сообщает, что усилиями иностранных и российских предпринимателей готовится ввод новых производственных мощностей, к 2010 году они будут доведены до 80 млн. тонн цемента в год. Но это ровно столько, сколько необходимо для обеспечения нацпроекта доступного жилья. Так зачем бить в набат?
После всех этих заявлений голова идет кругом. Спрашивается: кому верить и откуда такое нагромождение мнений? Одно из объяснений: благоприятная конъюнктура рынка недвижимости сделала строительство жилья делом сверхприбыльным. Смежники требуют своей доли. И в процессе раздела пирога любые аргументы оказываются хороши. Так будет продолжаться до тех пор, пока маржа строителей не снизится до разумного уровня.