23:30:44
11 апреля 2021 г.

Дмитрий Катаев: «Убрали одни препоны, появились другие»

Рынок недвижимостиПостановление столичного правительства № 411-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2006 г.
и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007 г.» вышло 29 мая нынешнего года. Легче ли теперь москвичам оформить земельный участок?

С таким вопросом мы обратились к Дмитрию Катаеву, председателю общественного экспертного совета по жилищному самоуправлению, члену общественного экспертного совета при комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы.

И плюсы, и минусы

– На заседании совета мы обсуждали проекты постановления. Хорошо, что чиновники прислушались к мнению общественности. Например, раньше требовалось, чтобы с заявлением о предоставлении земельного участка обратились все собственники многоквартирного дома, и, если в доме есть городская собственность, передача земли исключалась. Также к заявлению необходимо было приложить акт разрешенного использования земельного участка. Теперь этих положений, против которых мы выступали, в постановлении нет. Наконец-то определено, куда надо подавать заявление о предоставлении земельного участка, какие документы необходимы.

К сожалению, появились новые препятствия. Почему-то требуется заключение некоей комиссии из префектуры о правомочности общего собрания собственников. Для заключения договора управления, где определяются цены, никакого заключения комиссии не требуется, а для получения в общедолевую собственность земельного участка требуется. Но только в постановлении правительства г. Москвы от 3 июля 2007 г. № 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома» есть поручения о создании этих комиссий и о подготовке их регламента в трехмесячный срок. То есть еще как минимум до ноября не будут принимать от собственников помещений в многоквартирных домах заявления о предоставлении земельных участков! К тому же в этом постановлении ни слова не говорится о составе комиссий, значит, они будут состоять в основном из чиновников. В комиссию зачем-то нужно представить документы с информацией, которой чиновники сами обязаны располагать.

Постановление № 411-ПП обязывает собственников нежилых помещений платить не только за оформление, но и за выкуп своей доли земли, а это уже очень серьезная сумма. Такое требование, на мой взгляд, противоречит федеральному законодательству.

Необоснованно, я считаю, также основание для отказа в связи с резервированием участка для государственных нужд.

Не устраивают и сроки, установленные для полного оформления участка – 105 дней. На наш взгляд, срок не должен превышать 30 дней. В постановлении ничего не говорится о проведении публичных слушаний при межевании, а это требование федерального законодательства.

Плата за оформление участка – требование формально законное. Но оно противоречит позиции президента, высказанной в передаче «Прямая линия с президентом России» 27 сентября 2005 года. Да и на мой взгляд – позиции самого правительства Москвы (постановление от 22.05.07 № 398-ПП «О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007–2009 годы и задании на 2010 год»). И уж конечно, эта плата нужна не ради того, чтобы пополнить городской бюджет. Если бы московское правительство преследовало такую цель, оно давно бы раздало землю москвичам и получало земельный налог, который полностью идет в бюджет. А сейчас плата за оформление просто затрудняет процесс.

Где градостроительные планы районов?

– А собственники приватизированных квартир, члены ЖСК платят за землю?

– Пробивные председатели ЖСК давно от налога, признанного незаконным, избавились, но некоторые еще платят. Все, кто приватизировал квартиры, пока не платят.

Получив участок, жители могут использовать его так, как решит общее собрание. Если вы хотите, чтобы у вас был приличный недорогой гараж, проведите собрание, примите решение и стройте. И этот гараж с лихвой окупит весь земельный налог.

В постановлении нет положения о предоставлении жителям земли не более чем на метр от стены дома, противоречащего федеральному законодательству и ущемляющего права жителей. (В Жилищном кодексе, в 36-й статье четко сказано, что собственникам помещений принадлежит земельный участок, на котором находится дом и иные объекты недвижимого имущества.) Но в постановлении есть поручение разработать законодательную инициативу, чтобы изменить федеральное законодательство. Прецедент уже есть. Полгода назад существенно изменили федеральное законодательство о резервировании земель, по сути дела отдали его на усмотрение региональных властей.

– Когда в Москве должно закончиться межевание земельных участков, принадлежащих собственникам квартир?

– По постановлению федерального правительства, уже к 1 июля 2008 года местные власти должны закончить межевание, внести сведения в кадастр, зарегистрировать права собственников на земельные участки. Но в Москве этот срок отодвинут на год, до 1 июля 2009 года.

– Какое законодательство имеет приоритет в этом вопросе – федеральное или московское?

– В Конституции, я думаю, когда перечисляли предметы совместного ведения, просто забыли упомянуть градостроительство. Землю упомянули, жилищную политику упомянули, а градостроительство – нет. Вот на этом основании чиновники полагают, что в этом вопросе региональное законодательство имеет приоритет над федеральным. Формально они правы, когда речь идет о чисто градостроительных проблемах. Но вот что касается земельного законодательства и жилищного – здесь приоритет имеет федеральное законодательство.

Так, например, Генеральный план тоже не должен противоречить федеральному законодательству в вопросах, касающихся жилья и земли. Приоритета у Москвы здесь нет. К тому же в Генплане нет ни одного конкретного адреса, где должен быть построен дом или передан кому-то земельный участок. Не указаны даже новые магистрали и развязки, хотя было бы резонно их обозначить. Там есть зонирование, которое, кстати, зачастую корректируется. В зонировании прописана этажность застройки, но и только. Нужны детальные градостроительные планы всех районов. Но они есть пока только для нескольких районов Центрального округа.

Нужен рамочный закон

– Жители многоквартирных домов сейчас увлеклись «заборостроением»…

– Проблема отнюдь не новая. Недавно был в Сан-Хосе – это миллионный город, в пятидесяти км от Сан-Франциско. Там по закону вы не имеете права отгородить дом от улицы забором. Перед домом должен быть передний дворик, газон. А вот между соседними домами можно поставить ограду. И каждый хозяин отвечает за участок перед домом. Местные власти могут оштрафовать, если газон зарос бурьяном. Но ни одного такого участка я не видел, везде масса цветов, зелени, деревьев.

Мне кажется, Москве нужен рамочный закон, который примерно описывал бы, в каких случаях можно ставить забор, в каких – нельзя. Ну, например, отгородить двор от улицы, чтобы дети не выбегали на дорогу, – святое дело. Но надо оставить проход и проезд для жителей соседних домов, если забор загораживает дорогу.

Строительство заборов почему-то искусственно увязывают с собственностью на землю. Как будто забор можно поставить лишь на собственной земле. В Москве пока еще очень немного земельных участков, оформленных в общедолевую собственность. А заборов великое множество. Более того, когда будет оформлена собственность на землю – сосед своим забором на вашу землю не залезет.

– В старых районах трудно провести межевание. Иногда на одной детской площадке играют ребятишки из нескольких домов.

– При предоставлении земельного участка необходимо оговорить, что право собственности на участок обременяется сервитутом. («Сервитут» в переводе с латинского – право пользования чужой собственностью в определенных пределах, например, право прохода, проезда через участок.) Если у вас во дворе детская площадка для четырех домов, то существуют два варианта: разделить площадку на четыре сектора или наложить соответствующий сервитут. В первом случае жители заключают между собой договор, что будут сообща пользоваться этой площадкой. Во втором при оформлении права собственности на придомовый участок власти ставят условие: ребятишки из соседних домов имеют право играть на площадке.

В новых районах придомовые участки должны учитываться при планировке и строительстве жилых домов. Федеральное законодательство запрещает принимать новый дом без земельного участка.

Мы хотим отправить запрос в Департамент земельных ресурсов. Выяснить, какие дома были приняты в 2006–2007 годах, сформированы ли и переданы в общедолевую собственность жителям земельные участки, какова их средняя площадь. Проводились ли при этом межевание в микрорайоне и публичные слушания.

Что дается бесплатно – не ценится

– По федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства на капитальный ремонт будут выделяться в первую очередь домам ЖСК и ТСЖ. Многие жители, видимо, захотят создать товарищества собственников жилья. Смогут ли они преодолеть бюрократические препоны и внести в перечень общего имущества и земельный участок, как это записано в законе?

– Надеемся, что смогут, но для этого потребуется проявить настойчивость. Что касается капитального ремонта, то в законе сделан правильный акцент: в первую очередь давать деньги тем домам, где введено жилищное самоуправление. Иначе средства будут бесконтрольно растрачены. Вообще, создавать такой федеральный фонд целесообразно только в том случае, если будет общественный контроль.

– По положению пять процентов от суммы, потраченной на ремонт, должны внести сами жители. Смогут ли пенсионеры справиться с такой финансовой нагрузкой?

– В общем, это правильно, что жители должны заплатить какие-то деньги за ремонт. Пусть не пять процентов, а один, но они должны платить за капитальный ремонт. Надо учитывать психологию людей: что дается бесплатно, то не ценится. Но на пенсионеров и малоимущих надо, на мой взгляд, распространить льготы, которые действуют при оплате квартиры.

Беседовала Светлана Амелехина

О нашем собеседнике

Дмитрий Иванович Катаев окончил химический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Кандидат химических наук. С 1990 по 1993 годы был депутатом Моссовета, а с 1993 по 2005 годы – депутатом Московской городской Думы.

Председатель общественного экспертного совета по жилищному самоуправлению, член общественного экспертного совета при комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы, член общественного совета Министерства регионального развития РФ.

Женат, имеет двух детей и четырех внуков.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация