23:30:44
11 апреля 2021 г.

Складоискатели

Рынок недвижимостиВ отчетах иностранных компаний, которые работают на российском рынке недвижимости, слово warehousе не сходит со страниц. С английского оно переводится как дом для товаров, то бишь – склад.

Между Европой и Азией

Cкладской сегмент рынка развивается стремительно. Правда, главным образом – в Подмосковье, которое вдоль крупных автотрасс быстро обрастает яркими складскими модулями.

В Первопрестольной тенденция иная: рынок складской недвижимости сжимается, поскольку производственный сектор, вмещавший в себя немалые площади хранения, уходит из мегаполиса. Причина очевидна: слишком дорого стоит столичная земля, слишком сложна в городе транспортная ситуация. Любой инвестор, имея участок для строительства, попытается возвести на нем жилье или торговый центр. Отдача будет в разы выше. К тому же складские проекты рентабельны лишь в больших объемах, а их без проблем можно обеспечить только за чертой города. Прибавим к этому и то, что качественному складскому помещению положено иметь просторную подъездную территорию, на которой можно обслуживать сразу несколько единиц транспорта.

И, тем не менее, «дома для товаров» в Москве, пусть и в минимальном количестве, останутся. Это необходимо компаниям, заинтересованным в быстрых поставках продукции. Есть даже примеры (правда, немногочисленные), когда в черте города в последние годы вводили вполне современные площади хранения. Как правило, в традиционно сложившихся промзонах, на востоке столицы, ближе к Капотне… Спрос определяется еще и тем, что московский регион занимает транзитное положение на пути между Европой и Азией.

Причины дефицита складских площадей, с одной стороны, носят явно позитивный характер – рост оборотов розничных сетей, развитие рынка и экономики в целом. С другой, недостаток площадей объясняется отсутствием определенной традиции и навыка строить для хранения высококачественные помещения, а не жалкие времянки с амбарными замками.

Даешь класс «А»!

Дефицит рождает высокие арендные ставки. По оценкам экспертов, уровень ставок в классе А составляет нынче $210–250 за кв. метр в год, в классе В – $180–220. По прогнозам, спрос будет удовлетворен не ранее 2010 года, если сохранятся нынешние темпы строительства и в строй войдут уже намеченные объемы.

Крупные складские комплексы размещаются сейчас в основном на Ленинградском направлении, которое сосредотачивает более 30 процентов всех «домов для товаров» столичного региона. Видимо, так исторически сложилось: товары из Европы поступали в Россию главным образом с северо-запада. Но кое-что меняется. Активное развитие переживает юг: успев купить по не самым высоким ценам землю, здесь строят крупные комплексы, несколько из них – в районе Домодедова.

Потребности арендаторов формируют требования к самим помещениям, причем самым востребованным является класс А.

Обычно возведением крупных комплексов высокого качества занимаются девелоперские компании, которые имеют возможность приобретать землю, переводить ее в категорию промышленного назначения, а затем (иногда уже на стадии строительства) сдавать или продавать объект крупным фирмам, в том числе иностранным.

Часть игроков складского рынка – крупные логистические компании (основная задача транспортной логистики – разработка наиболее эффективных схем доставки грузов в нужное место и в нужный срок). Такие компании больше других заинтересованы в размещении объектов на проходных скоростных трассах. А вот комплексы смешанного назначения (производственно-складского) могут появляться и на менее крупных автомагистралях. Но в любом случае хорошие площади всегда найдут клиента, особенно если они грамотно обустроены, оснащены качественным оборудованием, имеют продуманную сеть подъездных путей.

По оценкам практиков, технология строительства склада пришла к нам с Запада. Основное требование – быстрота возведения и соответствие требованиям заказчика. Самые качественные объекты – класса А – имеют целый комплекс характеристик, наличие которых в дальнейшем определяет успех или неуспех проекта в целом, возможность извлечения максимальной прибыли.

Учимся по складам

Сейчас склады в России научились делать из быстровозводимых металлоконструкций отечественного производства. А вот инженерное оборудование, на которое может приходиться до трети стоимости всего строительства, до сих пор завозят из-за рубежа. Обычно это системы температурного контроля, холодильное оборудование и т.д. За «бугром» пришлось учиться и планированию помещений, так как правильная разбивка на секторы, умение грамотно организовать доступ к тому или иному оборудованию определяют успех предприятия в целом. Собственники складских комплексов все чаще формируют требования не в общем и целом, а с учетом конкретных пожеланий будущих арендаторов. А эти пожелания могут быть самыми разными: у фармацевтических компаний одни, у сырьевых – другие, у автомобильных – третьи.

Вышли на первый план и требования по обслуживанию складских комплексов. Можно, к примеру, построить дорогой комплекс класса А, а потом просто не позаботиться о своевременном вывозе снега. И комфорт будет под вопросом.

Наталия Крол

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация