Иском по счетчику
На страницах «КР» не раз поднималась проблема установки квартирных счетчиков в домах ЖСК. Собственники, желающие платить за фактически потребленную воду, сталкиваются подчас с яростным сопротивлением председателей кооперативов.
Опустили, было, руки…
Почему сталкиваются – об этом шла речь в статье «Один против всех или откуда такая нелюбовь?», опубликованной в № 9 за 2007 год. Недавно в редакцию пришло письмо от семьи Смеловых. В толстом конверте – копии судебных решений. Смеловы отстояли свое право рассчитываться по счетчикам! Впрочем, речь пойдет не только об их истории…
Из письма в редакцию.
«Проблема установки квартирных приборов учета коснулась и нас. Председатель ЖСК «Юбилейный» (ул. 50-летия Октября, 17) В. Остапенко подал иск о взыскании с нашей семьи задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. На его стороне выступил «МоссоюзЖСК». На слушание пришли в качестве свидетелей жители дома. Все были против нас, поскольку наша семья оказалась первой и единственной, установившей счетчики, и оплату производила по их показаниям с 2004 года, несмотря на возражения правления.
Уже на пятом заседании суда стал очевиден перевес в пользу правления ЖСК. Мы наняли адвоката. Отпрашивались с работы. Коллеги посмеивались, не веря, что такая ситуация возможна. В какой-то миг мы решили согласиться с исковыми требованиями правления – надежды на выигрыш не оставалось. Но, прочитав статью в «КР», воспрянули духом.
На шестом заседании мировой судья признал иск ЖСК неправомерным в части расчетов по счетчикам. Председатель ЖСК подал апелляцию, однако Солнцевский народный суд оставил решение мирового судьи без изменения. Коллеги по работе поздравляли с победой!
Мы показали решения судов руководителю «МоссоюзЖСК» г-ну Григорьеву, который представлял правление ЖСК в судах. А он взамен вручил копию определения судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 3 мая 2007 года по иску одного из собственников к ЖСК «Ясень». Так вот, там истцу в аналогичной ситуации отказали… Видимо, действующее законодательство в судах понимают по-разному».
Правление просило взыскать со Смеловых долг почти в 32 тысячи рублей за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в 2001-2006 годах. В квартире зарегистрированы Смелов и его дочь, однако фактически в ней жили четыре человека. С 2003-го ответчик платил за двоих, а ЖСК начисляло плату на четверых. Отсюда задолженность.
Как все начиналось
В августе 2004-го Владимир Смелов установил квартирные счетчики. Как положено, заключил договор с подрядной организацией, получил акт о вводе в эксплуатацию. Написал в ЖСК заявление с просьбой начислять плату по показаниям приборов учета. Только через семь месяцев заявление было рассмотрено на общем собрании. Смелову отказали, но он продолжал платить по счетчикам. А правление тем временем накручивало ему долги.
Адвокат настоял на применении трехлетнего срока исковой давности и скостил долг до трех тысяч. Эта сумма – коммунальные платежи за четырех проживающих в квартире с начала 2004 года (когда истек срок исковой давности) до августа 2004 года (по день установки квартирных приборов).
Мировой судья судебного участка № 143 района «Солнцево» М. Олюнина отказ ЖСК в установке приборов учета сочла неправомерным, руководствуясь, во-первых, ст. 157 (ч.1) ЖК РФ, по которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из их объема, определяемого по показаниям приборов учета. Во-вторых, по правилам предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (п. 7)) собственники помещений вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы холодной, горячей воды опять же по показаниям приборов учета.
Нашлась еще статья
Такое решение суда не устроило председателя ЖСК. Он подал апелляцию в Солнцевский районный суд. Аргументы? Решение об отказе ЖСК в установке приборов учета в квартире Смелова, названного судом неправомерным, было принято на общем собрании, и оно является непременным для всех членов ЖСК (по ст. 117 (п. 2) ЖК РФ). Кроме того, и порядок, и размер платежей тоже устанавливается общим собранием ЖСК на основе сметы (ст. 155 п. 5 ЖК РФ).
Председатель считает, что только ЖСК, как управляющая организация, может заключать договоры на поставку коммунальных услуг и ресурсов. Отдельный гражданин, проживающий в ЖСК, такого права не имеет.
Солнцевский районный суд оставил решение мирового судьи без изменения, указав в определении, что начисление Смелову платы за жилищно-коммунальные услуги по общим нормативам при уже установленных счетчиках недопустимо, поскольку это противоречит закону. Установка приборов осуществляется на заявительном, а не на разрешительном принципе. Таким образом, ЖСК не вправе отказать Смелову в установке приборов учета и должен начислять коммунальные платежи по индивидуальным счетчикам.
Законы те же, планета другая
Похожее дело рассматривал в прошлом году Черемушкинский районный суд. Член ЖСК «Ясень» (Новоясеневский проспект, 14) Кирилл Кудров установил в квартире счетчики на холодное и горячее водоснабжение и написал председателю ЖСК соответствующем заявление. ЖСК отказал, поскольку общее собрание решило индивидуальные приборы не устанавливать.
Кудров подал иск и в декабре 2006 года Черемушкинский районный суд обязал ЖСК «Ясень» производить расчет оплаты Кириллу Кудрову по показаниям его квартирных приборов учета.
ЖСК же обратился с кассацией в судебную коллегию по гражданским делам Мосгорсуда. В мае нынешнего года решение районного судьи было отменено.
Судьи Мосгорсуда сослались на ту же самую статью 157 (ч.1) ЖК РФ, что и солнцевский мировой судья М. Олюнина. Применили те же Правила, что и она, однако результат получился прямо противоположный.
Логика принятия решения в пользу ЖСК такова: ЖСК – управляющая организация, между ней, ДЕЗом «Ясенево» и ОАО МОЭК заключены договоры на расчеты по нормативам потребления, тарифам и тепловым нагрузкам. В расчет включено и потребление коммунальных услуг квартирой, в которой проживает Кудров.
Кроме того, Кудров не заключил договор между собственником (Кудров), управляющей организацией (ЖСК), ДЕЗом «Ясенево» и ОАО МОЭК. А без этого ссылки Кудрина на незаконность действий ЖСК носят лишь декларативный характер.
На чьей улице праздник
О пробелах в Жилищном кодексе СМИ писали не раз. Для его применения в жизни нужны горы подзаконных актов. Какие-то – приняты, какие-то – нет. А ведь кодекс должен быть рабочим инструментом. В нем заложена замечательная идея: все вопросы, касающиеся управления дома, решает общее собрание. На деле – попробуй его собери, когда в наличии десяток активных, а остальным – все равно! И как при таком «коллективном разуме» быть с правами одного-единственного человека, который хочет платить только за то, что «съел»?
Теперь о председателе. Его затем и выбирают, чтобы действовал в интересах собственников – всех, и каждого отдельно. Ст. 138 ЖК РФ обязывает жилищное объединение «обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников» и «представлять их законные интересы, в том числе в отношениях с третьими лицами». Если председатель руководствуется другими принципами, зачем он такой нужен?
Удивляет и позиция «МоссоюзЖСК». Уж если эта общественная организация и должна представлять в судах чьи-либо интересы, то и рядовых членов ЖСК, а не только председателей.
Но закончу на мажорной ноте. Мы рады, что семье Смеловых удалось отстоять свои права. Так держать!