23:30:44
11 апреля 2021 г.

Плохая услуга не оплачивается

ЖКХЭтой зимой было в квартирах тепло, а горячая вода поступает без перебоев и круглые сутки. Горячая, а не теплая. Человек к хорошему быстро привыкает. Между тем недавно все было иначе. В 2002 году жители областного центра на 3,5 месяца остались без горячего водоснабжения, а в 2003-м — на целых полгода. Исторические предпосылки
Последним рудиментом социалистической системы назвал гендиректор ООО «Костромская теплоэнергетическая компания» (КТЭК) Виктор Иванов нынешнее коммунальное хозяйство. Лишь здесь, по его мнению, еще не начали по-настоящему работать рыночные отношения. Как 30 лет назад показывали в «Фитиле» «отдельные недостатки», так и сейчас те же сюжеты смело можно крутить. Впрочем, как утверждают специалисты отрасли, тогда все же было лучше. Потому что общее несовершенство системы во многом сглаживало активное строительство в сфере ЖКХ.
– Такой проблемы с коммуникациями, как сейчас, мы и представить не могли, – говорит В. Иванов.
В Костроме более 80% всех городских коммуникаций нуждаются в замене. А это прямым образом влияет и на себестоимость услуг, и на гарантированность их предоставления. Нестабильность также связана и с неплатежами по расчетам с поставщиками. Огромное количество посредников создавало громоздкий и неэффективный механизм. Услуги продавала одна организация, транспортировкой теплоносителя занималась другая, расчеты производила третья…
В то время даже в областном центре по полгода не было воды, батареи были едва теплые, внутридомовые сети разрушались, словно бесхозные объекты, а самым ходовым товаром в магазинах стали электрические водонагреватели. Ситуация в райцентрах была и того хуже.
Свет в конце тоннеля
– Доля оплаты населения за услуги энергетиков в Костроме составляет 37%, – говорит В. Иванов. – Вся разница покрывается из бюджета. Федеративный центр скинул эти вопросы на субъекты Федерации, те – на муниципалитеты. Муниципалитетам же деваться некуда, они остались с этой проблемой один на один.
Для Костромской области свет в конце тоннеля забрезжил в октябре 2003 года. Именно тогда решением научно-технического совета Госстроя область была включена в пилотный проект реформирования ЖКХ. По договоренности между предприятиями «Газпрома» – ОАО «Межрегионгаз» и «Межрегионтеплоэнерго», а также Федеральным агентством по строительству и ЖКХ и Костромской теплоэнергетической компанией в прошлом году в реорганизацию «коммуналки» Костромы инвестировано 50 млн. рублей, в нынешнем планируется выделить еще 80 млн. Программа реформирования рассчитана до 2010 года.
Севрюга второй свежести
На начальном этапе реформирования на КТЭК была возложена задача – перейти на прямые договоры с населением, минуя Службу муниципального заказа по ЖКХ. Для этого КТЭК были переданы в аренду внутридомовые сети, которые компания взяла на обслуживание. Параллельно с этим она начала устанавливать узлы учета тепла на границе поступления теплоносителя от ОАО «Костромаэнерго», и сегодня они установлены на всех 54 точках. Контроль на них идет каждые полчаса, и, если есть отклонение от параметров, диспетчер получает сигнал, и сразу узнает, на какой магистрали проблемы. Узлы учета позволяют полностью контролировать качественные характеристики теплоносителя.
Благодаря этим узлам КТЭК подготовила договор с поставщиком – «Костромаэнерго». При отклонении качества, по условиям договора покупатель имеет право полностью не оплачивать услугу. Поставщик такой договор поначалу посчитал кабальным. КТЭК же настаивала на этих формулировках. В итоге дело о понуждении заключить договор решалось в арбитражном суде, где после нескольких заседаний стороны все же подписали мировое соглашение. А КТЭК вовсе не хотела разорить «Костромаэнерго», она просто требовала качественную услугу. Севрюга второй свежести – это уже, согласитесь, не севрюга!
Нет услуги – нет оплаты
Но самое главное – после заключения договора с «Костромаэнерго» КТЭК смогла наконец-то сама заключить аналогичные договоры с жителями. За основу был взят тот же принцип: то, что теплоэнергетики поставляют горожанам – товар.
А он должен быть качественным. Если температура горячей воды не соответствует заявленной в договоре, или в квартирах холоднее, чем положено, квартиросъемщик вправе услугу не оплачивать. То есть речь не ведется о понижающих коэффициентах и перерасчетах – некачественная услуга совсем не оплачивается.
«Договор на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения» был опубликован в местных СМИ. Тем самым КТЭК заключила с жителями (а эта компания обслуживает 80% всех жилых домов города) долгосрочный договор. По Гражданскому кодексу такая процедура называется «публичная оферта». Тарифы всех предоставляемых услуг по ней определяются Думой Костромы. А исполнитель – КТЭК – гарантирует каждому конкретному заказчику услуги: температуру воздуха в жилых комнатах не ниже плюс 18 градусов (в угловых комнатах – плюс 20), горячую воду в кранах не менее 50 градусов. Жители же должны аккуратно платить за оказанные услуги.
Конечно, и для КТЭК это тоже очень жесткие правила. В итоге это позволило решить проблему теплоснабжения и горячего водообеспечения и выйти на единый стандарт качества по всему городу.
Что дальше?
– Сегодня мы стремимся стать управляющей компанией по Костроме, – говорит В. Иванов. – А потому ЖЭКи должны измениться. Сантехника с красным носом сменит высококлассный специалист со среднетехническим образованием. Должно быть четко расписано, какие услуги оказываются ЖЭКами платно, какие – бесплатно. За два года мы наведем порядок и с поставкой энергии, и с обслуживанием населения. Конечно, все сети за это время не поменяем, слишком велик объем работ, но подвижки уже сейчас есть, и в дальнейшем, надеюсь, темпы не снизим.
Так, начиная с февраля, оцинкованные трубы при ремонте сетей КТЭК больше не использует. Полипропилен, конечно, дороже, но зато и долговечнее. Трубы из него служат не пять-семь лет, а как минимум тридцать, не гниют, не зарастают грязью. С заменой на них напор воды стал такой, что теперь и в часы «пик» она доходит до 9-х этажей, чего прежде не было.
Следующим этапом стало создание в городе единой диспетчерской службы. Она начала работать с 15 февраля. Для этого КТЭК приобрела восемнадцать машин и спецтехнику, подготовила специалистов. В Костроме появилось пять опорных точек, где находятся оперативные ремонтные бригады, которые за пять-десять минут смогут приехать в любой район города и быстро устранить порыв сетей. А таких заявок бывает по нескольку тысяч в месяц! Если до сих пор некоторые дома могли оставаться без горячего водоснабжения не один месяц, теперь максимальный срок будет не больше недели. А вы говорите – ничего революционного у нас не происходит!
Впрочем, это только первые ласточки перемен. Как дальше будут развиваться события, не возьмется прогнозировать никто. Но одно ясно – реформа этой отрасли должна быть революционная по сути, но не по форме. Потому что потрясения вряд ли принесут пользу и «коммуналке», и людям.

Зинаида Зорина, Костромская область, специально для «КР»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация