«Пол-литра – под крыльцом. Еды в доме нет!..»
В цивилизованной Европе давно уже не грабят дачи и даже виллы богачей. И вовсе не из уважения к частной собственности, а исключительно по соображениям личной безопасности. Там нельзя уже сбыть награбленный скарб и при этом не быть пойманным.
По Подмосковью же с окончанием дачного сезона ежегодно, как стихия, проносятся воровские рейды по садовым домикам в товариществах и кооперативах. Бедняки-воры грабят бедняков-соседей. Воры такого пошиба обычно не пришлые, а местные люди.Как мы живем? Посмотри, что крадут…
В голодные девяностые годы, когда в магазинах нельзя было купить ни кастрюли, ни чашки с тарелкой, ни простыни – мели всю утварь. Не брезговали постелями, «лежаками», старыми холодильниками… Да любой мебелью, которая исчезла из продажи.
Какое качество дачного имущества у большинства москвичей, полагаю, объяснять не нужно. Но если крадут даже допотопные светильники и ватные одеяла, то, стало быть, подобные вещи еще можно продать. Хотя бы за бутылку водки.
Воровской промысел, о котором речь, точно сориентирован в каждом сезоне на уровень нашей жизни и на наполнение товарами потребительского рынка. Посуду перестали красть лет восемь назад. Постель и мебель лет пять как не берут. Все это продается на каждом шагу и подвозится к самой платформе электрички. Выбирай на любой вкус и достаток!
Два года назад, когда заготовители вторсырья возобновили свою деятельность, по дачным поселкам пронесся ураган «металлистов». Тащили все, что находили из меди и алюминия. Обрезали электропроводку в домах, срубали провода со столбов линий электропередач на улицах поселков. Не гнушались воры алюминиевыми кастрюлями, ведрами, тазиками… Говорят, такой промысел процветает и поныне.
Если заготовители вторсырья вдруг поумнеют и организуют повсеместную прибыльную, а главное, без очередей, приемку стеклотары, банок и винных бутылок, то не будет спасения и вовсе от воровских погромов. В поисках стеклотары ворье раскурочит не только дверь в дом и на кухню, но в любую сараюшку. Чего греха таить, у каждого дачника накопились десятки, если не сотни, винных бутылок, которые не принимают.
А если бы прилично платили за сданное различное тряпье, то даже страшно подумать о том смерче, который бушевал бы над дачными поселками. И что бы стало с моей дачей? И без того в ноябре и до середины декабря нынешнего года ее ограбили трижды. Муж едва успевал заделывать одну и ту же дыру в заборе, ремонтировать раскуроченные двери, забивать окна, в которых выбиты стекла, да менять замки…
О чем поведает технология кражи
– Надоели ежегодные погромы! – разозлилась я минувшим летом и разорилась на металлические решетки, особо крепкие, на окна и дверь в доме. – Теперь не сунутся! – решила я, торжествуя. Как оказалось, радовалась рано.
По первому и глубокому снегу в надежде, что очередной снегопад заметет следы, вор-разведчик проделал дыру в заборе, замок на калитке открыть он не смог. Обошел ворюга дом, утоптал снег вокруг террасы, пристроенной к кухне. Не забыл посмотреть, что в баньке, дверь которой закрыта на гвоздь. …И ничего не взял.
О дыре и следах нам сообщили соседи. Мы с мужем примчались и по следам поняли: то была разведка, а кража – впереди. Видимо, что-то вор облюбовал на террасе, на эту мысль наводили тропки вокруг нее в снегу. Но что именно глянулось?
Представьте себе состояние хозяев. Понимали, что кража неизбежна, а что делать? Есть тайник над террасой, пристроенной к кухне. Плоская крыша не дает основания заподозрить отличный тайник, который воры так и не нашли ни разу за все тридцать лет существования дачи. Но туда все не спрячешь.
Вторично позвонил сосед и порадовал:
– У вас опять сломан забор в том же месте. Следов нет, снег-то весь растаялѕ
Приехали. Дом цел и сразу полегчало на душе. «Умница», – похвалила сама себя за то, что не пожалела денег на решетки. А на террасе и взять-то нечего. И ошиблась. Вор или воры уперли (иначе не скажешь), взломав дверь, старый, еще ламповый телевизор.
– И как такую тяжесть могли утянуть? – ломал голову мой муж – мужик отнюдь не хилый.
Вывод первый. Скорее всего, вор был не один. За забором его поджидала машина либо тележка, которая хороша, пока нет снега.
Потом мы хватимся инструмента, который хранился в ящиках шкафа на террасе. И сделаем второй вывод: если потребовался инструмент, необходимый для взлома дверей и бесшумной резки оконных стекол, то кража у нас – только начало. И мы не ошиблись.
Ровно через неделю все тот же сосед уведомил нас опять о дыре в заборе. Все в том же месте.
– А к дому вашему, – добавил он, – приставлена лестница. Прямехонько к заднему окну на втором этаже. Стекло разбито…
О своих чувствах, которые обуревали меня при виде очередного погрома, писать не стану. Грабанули крепко. Скажу только другим в науку: крепость моя оказалась с изъяном, окна второго этажа не были защищены. Я надеялась на то, что с улицы туда нельзя попасть. Оказалось – можно. Снега не было, а потому большая лестница (ею пользовались все жители нашей улицы, когда красили дома) оказалась на виду. И воры нашли ее.
Вывод третий. Технология проникновения в дом была хорошо продумана. И не накануне кражи, а заранее. Иначе вор не знал бы о существовании той роковой лестницы. Он видел ее в дачный сезон, а отсюда следует главный вывод: кражи совершал кто-то из постоянно живущих в нашем дачном товариществе.
Кто вор? «Обчищены» дома и на соседних улицах по той же технологии. По объему украденного, хотя бы у меня, ясно, что добро грузили, скорее всего, на машину. У одного пьяницы, которого жена и на зиму не пускает в городскую квартиру, есть «москвичонок». Но, в общем что хочешь, то и думай, а не пойман – не вор.
Если вор выбирает ваш дом, его пригласили…вы
Да, да, именно сами и подманили. Подумайте над тем, как это могло произойти. Оцените критически ваше летнее житье-бытье на даче.
О треклятой лестнице знали все, ходящие по нашей улице. И всем, кто просил ее, я отдавала во временное пользование. Если ее не оказалось зимой у сарая, где она хранилась летом, то ясно, что лестница спрятана. Найти ее, когда нет снега, довольно просто. Что и было сделано вором.
Издали хорошо просматриваются по вечерам окна эркера на втором этаже. Так приглядел вор большой цветной телевизор, за которым и пришел зимой.
Было уже холодно на улице, а в доме постоянно жили, хотя дым из трубы не шел. Следовательно, отапливали дом не печью. Чем? Понятно чем, то и украли.
Заднее окно, которого с улицы не видно, тоже вор облюбовал для взлома заранее.
Наверное, не стоит продолжать дальше. На моем печальном примере уже понятно, что вора мы приманили сами. Будьте осмотрительны, помня летом о предстоящем воровском сезоне зимой.
Превращать дом в крепость или нет?
Помните притчу о надписи на камне, стоящем на развилке трех дорог? Направо пойдешь… Налево… Или прямо… В ситуации с безнаказанными дачными кражами что ни сделаешь – все плохо. Если вор не сможет проникнуть в отлично защищенный дом, то, обозлившись после нескольких фиаско, он может его поджечь.
Не единожды приезжая зимой к раскуроченным дверям в доме и убирая за ворами, извините, дерьмо посреди комнаты, я пришла к выводу о том, что целесообразнее дверь запирать, а ключ… оставлять в замке. Так будет спокойнее. Не спалят. И пробки с электрощитка не стоит вывертывать и прятать. Воры впотьмах жгут спички, газеты и все, что горит, и попало им на глаза.
На нашем сто втором километре от Москвы первые двадцать лет существования дачи водились специфические жулики – выселенные из столицы люди. Они искали в дачных домиках во что им переодеться, выпивку и закуску. Поняв это, я оставляла ключ в замке дверей и прикалывала письменное обращение к вору на самое видное место. В нем указывала, где можно найти водку, закуску и сменную одежду, которые оставляла для ожидаемых «гостей» вне дома. И дом мой не трогали. Правда, и «спасибо» в ответ не писали.
Коллеги, узнав о моей практике, применили ее и на своих дачах. Помогало. Но в последнее десятилетие вор пошел совсем другой. И нужно менять тактику защиты от него. Но какую выбрать?
Это крайне трудно в условиях практически стопроцентной безнаказанности за кражи в дачных поселках. Можно, конечно, заявить в районную милицию, на чьей территории находится дача, но проку будет мало: ищи ветра в поле… Только счастливый случай поможет вернуть украденное и привлечь к ответственности вора. Если он попадется в городе с награбленными вещами, в числе которых вы опознаете свои. Поэтому можно оставить в милиции заявление, в котором указать приметы украденных вещей. Но…
Опять хорошо бы взвесить все «за» и «против» такого хода. Перекрывает ли стоимость украденного вероятность отмщения вам дружками арестованного ворюги? Месть известная: спалят дом, изувечат жалобщика по дороге к электричке… Что выбрать? Защиты ведь нет никакой.
Наше товарищество нанимало сторожа. Но это – пустая трата денег. Зимой в темень охранять дачный поселок, в котором более четырехсот домов, просто невозможно. Сторож патрулирует одну улицу, а на десятой от него – воруй спокойно. Да и никто не хочет рисковать собственной жизнью ни за какие деньги. Постоянной связи с милицией практически нет у всех дачных поселков.
Словом, полная безнадежность, о чем все дачники знают. Пока есть спрос на краденное, грабежи дач неискоренимы. Так что воры вряд ли переведутся в обозримом будущем.
Да, я – пессимист, но уж лучше смотреть правде в глаза и быть готовой к ней, чем попадать, как кур в ощип.