Окно одно, а форточек – много
Вопрос, вынесенный в подзаголовок, а также сам повод для написания материала возник, когда председатель правления ЖСК решил сделать, казалось бы, простую вещь: определить задолжников по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Начиная с 1977 года, жители нашего дома платят за услуги теплоснабжения непосредственно поставщику: сначала это было МГП «Мосгортепло», а в последнее время – ОАО «МОЭК».
Оплата за указанные услуги производилась (и по-прежнему производится) в соответствии с известным постановлением правительства Москвы от 31.12.1996 № 1032 «О переходе на расчеты за услуги отопления и горячего водоснабжения (подогрев воды) непосредственно между гражданами и теплоснабжающими организациями». (В подготовке этого документа автор настоящей статьи принимал непосредственное участие.) А также – с договором между нашим ЖСК и МГП «Мосгортепло». И хотя постановление № 1032 и договор между ЖСК и теплоснабжающей организацией (ОАО «МОЭК») давно утратили силу, жители дома продолжают платить за услуги так же, как и раньше. Вот только вместо прежних абонентских книжечек с квитанциями МГП «Мосгортепло», которые заполнялись самими жильцами, им поступают ЕПД из районного ЕИРЦа. Кроме оплаты за тепло, в ЕПД включена также оплата за газ.
Здесь стоит отметить, что в нарушение п. 2.8 постановления правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы», в ЕПД вот уже третий год производится начисление оплаты за «подогрев воды», а не за «горячую воду». Но в этом ЕИРЦ не виноват, поскольку начисление производится специальным подразделением МОЭК, а ЕИРЦ, по словам его сотрудников, выполняет только роль «печатной машинки».
Но при чем тут регистрация граждан? – спросит читатель. А при том, что, хотя правление ЖСК не занимается никакими расчетами ни с ОАО «МОЭК», ни с ГУП «Мосгаз», время от времени ему приходится интересоваться состоянием платежей жильцов за эти услуги. И вот недавно мы сделали запрос в подразделение МОЭК. (Следует попутно заметить, что разобраться в его подразделениях и их соподчиненности очень и очень непросто. Вот как «звучит» название подразделения, с которым мы контактируем: офис 7.1 отделения сбыта № 7 филиала № 11 «Горэнергосбыт» ОАО «МОЭК»!)
Задолженность по одной из квартир тянется еще с 2005 года. Поскольку в подразделении МОЭК числятся по данной квартире три человека, хотя на самом деле там живет один: в феврале 2005-го умер муж нынешней владелицы, бывший собственник, а в мае того же года из квартиры выехала ее дочь, которая купила себе другую квартиру в соседнем доме.
По другой квартире новые собственники оплачивают услуги согласно ЕПД, выписанным на предыдущего владельца. А в подразделении с длинным и непонятным названием по этой квартире (уже по новой фамилии) числится долг аж за тринадцать месяцев!
Следует заметить, что все сведения по жителям нашего дома в ЕИРЦе имеются, но они, эти сведения, почему-то не передаются его партнерам. Вместо этого жителям рекомендуют, взяв в ЕИРЦе соответствующие документы, самим обращаться в указанное «подразделение». Хотя на вывеске ЕИРЦа (в скобочках) указано: «Служба одного окна». Что же это за «одно окно»?!
Мне захотелось найти ответ на вопрос: кто должен вести регистрационный учет граждан по месту жительства? В новом ЖК РФ очень много обязанностей возложено на управляющие организации, но ЖСК к ним не относятся. После прочтения всех нормативных документов выяснил, что функции ведения регистрационного учета граждан и по месту жительства, и месту пребывания возлагаются, в частности, «на должностных лиц ЖСК».
Несколько более «продвинутыми» оказались московские власти, издавшие постановление от 31.10.2006 г. № 859-ПП «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве». В нем, в частности, сказано: «ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица организаций, уполномоченных собственниками жилых помещений выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:
– осуществляющих управление многоквартирными домами, в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и жилищно-накопительные кооперативы;
– единых информационно-расчетных центров города Москвы;
– гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, одиноких, престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;
– организаций, имеющих жилые помещения на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками жилых помещений в данном многоквартирном доме ответственными за регистрацию являются лица, специально уполномоченные собственниками для осуществления этих функций».
Вроде бы все ясно: ЖСК и ТСЖ должны теперь, видимо, вводить в свой штат должность паспортистки. Кстати, и раньше во многих ЖСК, находившихся, как тогда говорили, «на самообслуживании», а позже и во многих ТСЖ такие работники были и есть. Но с другой стороны, когда-то ДЕЗы, а теперь – ЕИРЦы, и в недалеком будущем – ИС (инженерные службы) получали, получают и будут получать за данную работу средства из бюджета города. Причем одна рабочая единица, осуществляющая в ЕИРЦе «выполнение работ по сбору и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства» должна обслуживать 6,5 тыс. человек! По крайней мере, такая цифра названа в постановлении правительства Москвы от 01.03.2005 г. № 111-ПП «О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений».
Естественно, и в домах, находящихся в управлении ЖСК, и в домах ТСЖ, и даже в домах, управляемых УО, число «обслуживаемых» жителей существенно ниже, хотя оплата такого специалиста (проще говоря, паспортистки) должна быть не меньше, чем в ЕИРЦе. Понятное дело, немногие управляющие организации и ТСЖ, не говоря уж о ЖСК, могут позволить себе содержание такого высокооплачиваемого работника…
Что-то, видимо, «выпало» из нормативных документов по этому поводу.