Опеку припекло
Медленно, но верно мы вместе с нашими читателями добиваемся как законного, так и морального перевеса над всемогущими муниципальными органами опеки и попечительства.
Ряд статей в «КР» и обращения многодетных матерей к депутатам всех уровней, а также в правительство Москвы действие возымели: сейчас в большинстве случаев согласия муниципальных работников для выделения средств на приобретение жилья по программе «Социальная ипотека» не требуется. Чем уже воспользовались многие молодые папы и мамы – приобрели квартиры. Но остался существенный момент – противоречия в статьях Гражданского и Семейного кодексов, пользуясь которыми опекуны нет-нет, да и откажут в разрешении на льготный кредит.
Под «особый контроль»
Одна из таких обделенных вниманием органа опеки и попечительства района «Нагатино-Садовники» – многодетная мама Елена Саганова. Мы писали, что ей здесь неоднократно давали от ворот поворот. В результате она вынуждена была приобрести жилье по другой столичной программе, но уже без финансовых послаблений.
Однако она борьбу не прекратила, а, имея юридическое образование, принялась доказывать свою правоту и добилась того, что ее проблему обсудили на заседании правительства Москвы 5 июля 2007 года. На основании письма Юрию Лужкову. В результате он дал распоряжение досконально разобраться в этой конфликтной ситуации, поставив на особый контроль.
Первым шагом стал «круглый стол» по проблемам деятельности органов опеки и попечительства. Он состоялся в столичном Департаменте семейной и молодежной политики. Обсудить тему собрались представители системы образования, здравоохранения, социальной защиты, территориальных органов исполнительной власти, жилищники. Присутствовали уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Алексей Головань и депутаты Мосгордумы Михаил Антонцев и Татьяна Портнова.
Из их выступлений стало известно, что задержка долгожданного законопроекта об органах опеки и попечительства в Госдуме побудила городских избранников пойти своим путем: они разработали собственный проект закона об опеке и попечительстве, который готовятся принимать, не дожидаясь федерального нормативного акта. Слишком уж много накопилось проблем с беспризорниками, сиротами, неблагополучными семьями, многодетными родителями, а решать порой вопиющие вопросы трудно, чаще – невозможно из-за отсутствия правовых указателей.
В частности, как удалось все же выяснить, будет предусмотрена обязательная учеба чиновников, ибо подавляющее большинство неправильных решений опекуны принимают по причине правовой безграмотности, – они просто не знают, как поступить в том или ином случае, чем характерен пример Сагановой, квартирная ситуация которой на «круглом столе» упоминалось как вопиющая.
«Черт ногу сломит»
– Только в прошлом году, – напомнила заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Валентина Логунова, – почти 500 семей с детьми обивали пороги муниципалитетов, чтобы получить в органах опеки разрешение купить у города квартиру и улучшить жилищные условия по программе «Социальная ипотека». Некоторым его не давали по 7–8 месяцев просто потому, что не считали нужным.
Но пока требуется давать «добро», и работники департамента регулярно разъясняют муниципальным «спецам», что без их бумажки людям квартиры не оформят. Однако советы и даже просьбы в сочувствии людям отклика не находили, вот и получился «сагановский эффект», из-за чего сыр-бор не только в ее многодетной семье.
– Пришлось идти, – отметила Валентина Логунова, – на крайние – судебные меры. В том же Кунцеве, к примеру, только после судейского вердикта разрешения стали давать.
А до того упрямились. Отсюда нервы, жалобы, бюджетные издержки, так как деньги отчисляются, а выделенные квартиры стоят незаселенными. По данным жилищного департамента столицы, в прошлом году таких семей было 438, в нынешнем – 1100.
– Многие префектуры, – считает Валентина Логунова, – идут на то, чтобы не предоставлять квартиры семьям с детьми.
Причина объяснима: власти не хотят волокиты по причине равнодушия и некомпетентности органов опеки. И молодые семьи оказываются, по ее образному выражению, «на обочине социальных программ».
А еще тормозит доброе дело такое количество требуемых документов и выдвигаемых условий для снисходительного жеста опекунов, что сам черт ногу сломит. Тут никакого ума, здоровья, времени не хватит: людям приходится уходить в отпуск, чтобы решить вопросы в муниципалитетах.
Да и сами органы, чтобы не загружать себя бестолковой работой, лукаво объявляют об ущемлении прав детей или элементарно уклоняются от работы, потому что «не делали этого раньше никогда».
– Из-за слабой поддержки опекунов, – заметила заместитель руководителя департамента, – мы не можем найти детей-сирот, которым по закону выделяются квартиры по договору безвозмездного пользования. К сожалению, с каждым годом их количество растет, но многие к своему «квартирному» возрасту не являются – они в бегах, розыске, неизвестно где. Четыре года назад таких было 300. Сейчас – 600.
Между тем на пресс-конференции в Москве председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы РФ Павел Крашенинников заявил, что закон об опеке и попечительстве будет принят нынешней осенью. Его основным новшеством станет изменение статуса органов опеки и попечительства – они из разряда муниципального перейдут на уровень субъектов Федерации, что повысит их ответственность за принимаемые решения. В том числе по проблеме социальной ипотеки.