23:30:44
11 апреля 2021 г.

Александр Бойко: «В Москве все намного социальнее»

ЖКХВ столице Татарстана прошла встреча представителей систем единых расчетных центров Москвы и Казани. В составе делегации российской столицы были представители городских структур ЖКХ, в том числе – руководители ЕИРЦ. Сразу по возвращении о впечатлениях от поездки корреспонденту «КР» рассказал руководитель ГУ «ЕИРЦ Центрального округа» Александр Бойко.

– Александр Викторович, будучи в столице Татарстана, российский президент весьма лестно отозвался о казанских ЕРЦ. Даже назвал их «жилконторами будущего». Чем их «конторы» отличаются от наших?

– В Казани ЕРЦ (единые расчетные центры) появились год назад, причем организационно-правовая форма у них другая. В Москве – государственные учреждения, в Казани – муниципальные унитарные. На мой взгляд, это минус. МУП – предприятие коммерческое. А такие организации все-таки должны стоять на защите интересов государства и населения, не ставя при этом во главу угла прибыль.

Что касается структуры, то Казанский МУП «ЕРЦ» – одно юридическое лицо на город, в районах работают его отделы. У нас сложнее. Штабная структура – ГУП «МосгорЕИАЦ» («Московский городской единый информационно-аналитический центр». Окружные ГУ «ЕИРЦ» – отдельные юридические лица, а в районах – их отделы. В таком мегаполисе, как Москва, это оправдано. На всю Казань – 372 000 лицевых счетов, по населению она сравнима с одним нашим округом, и не самым большим.

Что касается функций, то в этом казанские коллеги пошли своим путем – сбор и распределение денег выполняют сами. У нас это возложено на Банк Москвы – финансового оператора системы ЕИРЦ.

– Что можно сказать о технической оснащенности?

– В Москве все ЕИРЦ соединены оптико-волоконными линиями. Казань оснащают такой связью постепенно, район за районом. Через год они закончат эту работу. И тогда житель города сможет прийти в любое отделение, независимо от места регистрации, и получить консультацию, минимальный набор справок, квитанцию (если, конечно, нет долгов), тут же оплатить ее. Это прогрессивное нововведение. Впрочем, там, где связь проложена, казанцы получают такие услуги уже сейчас.

– То есть «чужой» оператор может решить любой вопрос?

– За исключением спорных. Деньги не дошли до получателя, долги, перерасчет… Или надо включить в финансово-лицевой счет ребенка. Это только по месту жительства.

– Почему в наших центрах нельзя оплатить квитанции?

– В Казани ЕРЦ оборудованы кассами по приему наличных денег. В Москве это сложно сделать технически. Нужны площади, а их, особенно в Центральном округе, катастрофически не хватает. Мы только что решили проблему с серверными комнатами, к которым предъявляются особые требования, в том числе и по метражу. Они должны быть без окон, с вытяжкой, кондиционером, оптико-волоконной линией. В столице Татарстана с нежилыми площадями гораздо проще.

– Что казанские ЕРЦ переняли у нас?

– Прежде всего – программный подход. Взяли все положительное, обобщили и сделали качественный программный продукт – аналог нашего. А из-за границы привезли понятие услуги – аутсорсинг (передача специфических функций по управлению финансами надежной крупной компании, специализирующейся на этом). Аутсорсинг Казанский ЕРЦ предоставляет за три процента. Для них первична управляющая компания, для нас – житель.

Им главное – больше собрать денег. И для нас, конечно, это тоже важно. Но мы сначала смотрим, чем можно человеку помочь, чтобы ему меньше платить: переоформить справку, направить в отдел жилищных субсидий. А у них житель сам должен за всем ходить, если имеет право на льготу. Московские ЕИРЦ – это один из органов социальной поддержки населения, поэтому важно, чтобы отдел жилищных субсидий находился рядом с ЕИРЦ. В Казани субсидиями занимается Департамент социальной защиты – один на весь город.

– Москвичи, доверив свои деньги системе ЕИРЦ, могут спать спокойно. А там?

– Если руководитель одного из московских ЕИРЦ по злому умыслу задумает перевести средства населения в контору «Рога и копыта», то у него ничего не выйдет. У нас тройная система контроля.

Мы делаем начисления по базе данных. Затем деньги поступают в Банк Москвы, и там уже смотрят, куда их распределить. Они могут уйти только в организации, с которыми заключен договор о расчетах через систему ЕИРЦ. Чтобы внести в список нового поставщика, с ним надо будет заключить такой же договор, который должен пройти проверку в государственных органах и государственную регистрацию. Третья ступень контроля – казначейские органы. Они смотрят, кому и сколько денег поступило. Если вдруг ресурсоснабжающая организация заявит о том, что средств не хватает, то их поправят.

А там деньги поступают на расчетный счет ЕРЦ, центр перегоняет их в управляющую компанию, и она сама ежедневно рассчитывается с поставщиками. Деньги могут не поступать день, второй, и только потом управляющая компания заволнуется и начнет «разбираться» с ЕРЦ. По нашей схеме задержек не бывает.

– Отлажена ли система взаимоотношений с управляющими организациями?

– В Казани частные управляющие компании «народились» в начале года – из государственных. Говорят, что отношения складываются идеально. Но при такой системе, когда компания забирает все деньги на свой счет, у поставщиков могут возникнуть проблемы, которые потом лягут на плечи жителей.

– Но ведь они пошли по схеме, предусмотренной Жилищным кодексом РФ, а Москву федералы упрекают в том, что между управляющей компанией и собственником поставлен посредник – ЕИРЦ.

– Разница в том, что в Казани ЕРЦ за свои услуги получает три процента от всех поставщиков, а нас содержит бюджет. Казань позволить себе этого не может. Поэтому московские ЕИРЦ и для управляющей компании, и для жителей, и для поставщиков – не посредник, а партнер. Притом бесплатный.

– А не одно и то же? Там три процента платит поставщик, но он их закладывает в тариф. У нас средства выделяет бюджет, а ведь это тоже народные деньги.

– Возможно, и так, но мы тратим их на безопасность. Сейчас это необходимо. В Казани единая городская база – в планах, и пока каждая районная база защищена отдельно. У нас она уже создана. И добраться до нее невозможно, хотя, конечно, хакерам по зубам оказался даже Пентагон… Кроме электронной системы защиты, используем и механическую. В компьютерах только два входа: для клавиатуры и электрошнура. Системного блока нет, даже если захочется что-нибудь скопировать, то некуда будет вставить носитель. Войти может только оператор с паролем и персональными данными. Всегда можно выяснить, кто открывал лицевой счет, какие операции по нему делал, кто нажал кнопку печати.

В окружном центре к серверу могут подойти только три инженера. Даже меня туда не пускают, разве что взглянуть.

Окружная база стоит на мощном сервере, где применены новейшие дорогостоящие программы защиты. Чтобы обезопасить систему на таком же уровне в каждом районе, у Москвы денег хватит, но в определенном смысле это будет излишняя трата. Если есть возможность работать с базой на удалении, лучше ее сосредоточить в одном месте и как следует охранять.

В Казани работа с базами – это наш 2002 год. Они приехали, посмотрели, а перед тем, как внедрить, подумали, как бы сделать лучше. Поэтому этап становления у них проходит куда быстрее.

– Как насчет ориентации «на человека»?

– Безусловно, набор услуг в Казани больше: людям дали возможность в любом районе города получить уточняющую информацию и минимальный набор справок. Но у них нет такого понятия, как «одно окно». Если москвич запросил, скажем, справку о многодетности в службе «одного окна» Департамента социальной защиты, то там же ее и получит. Все необходимые для этого документы соберут без него. Жителю Казани самому придется за ними ходить. Словом, у нас все намного социальнее…

– Что говорят казанцы, им-то система пришлась по вкусу?

– Безусловно. Работа в центрах и у нас, и у них становится… красивой. Операторы сменились процентов на 40. С особо крикливыми, не умеющими разговаривать с людьми мы не церемонимся. В Казани – тот же подход.

– И все-таки, мы-то чем лучше?

– У нас активно внедряется система автоматического снятия показаний квартирных приборов учета. У них такого нет, хотя оснащенность квартир счетчиками приближается к ста процентам. Если в Москве ящики для сбора данных и звонки по телефону со временем отойдут в прошлое, то там человек будет и дальше носить показания своих счетчиков в ЕРЦ.

– Что бы хотелось внедрить у себя?

– Нам бы такую коммерческую составляющую, как у них. Чтобы работникам можно было побольше премий выплачивать. Ведь уровень жизни и цены у нас выше.

– Но ведь коммерческая составляющая в любом случае ляжет на плечи жителей.

– Ни в коем случае. Можно подумать над дополнительными работами, профильными для ЕИРЦ, которые будут оплачиваться. Сейчас по договору с «Мостелекомом» маленький процент нам перепадает. Этих денег хватает, чтобы раз в квартал выдать людям премию. Еще два-три таких предприятия, и можно было бы наших работников поощрять ежемесячно.

– Какое впечатление сложилось о городе?

– Ожидал меньшего, а то, что увидел, потрясло! Сказалось празднование 1000-летия Казани. Было приятно, что к ее современному облику приложили руки и наши строители. Много новых зданий, комплексов. При этом везде чисто, красиво, прекрасно работают коммунальные службы. Новые дороги сделаны «с запасом» и позволяют ездить без пробок. Хотя в центре проблемы уже возникают. У нас во дворах применяют малые формы, у них большие: двухметровые лошади, повозки из цветов и кустарников. Площадки огорожены, машины выезжают чистенькими. Достаток у людей есть. Казань работает, учится, процветает!

Беседовала Лилия Позднякова

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ

Александр Викторович Бойко родился в 1975 году в Москве. Окончил Московский технический университет связи и информатики, затем курсы повышения квалификации в Госакадемии профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальности «Управление персоналом» и Московский институт коммунального хозяйства и строительства по специальности «Управление жилым фондом».

Занимал руководящие должности в отделах продаж крупных коммерческих организаций, работал заместителем директора ГУП «ДЕЗ Басманного района», начальником ЕИРЦ, заместителем начальника управления потребительского рынка и услуг префектуры Центрального округа.

С августа 2004-го – руководитель ГУ «ЕИРЦ Центрального округа».

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация