Стоит ли доводить до суда?
Как уже сообщал «КР», 13 марта 2007 года правительство Москвы приняло постановление № 167-ПП «О Положении о предоставлении денежного возмещения собственнику, освобождающему жилое помещение». Чем вызван выход документа и как это может отразиться на владельцах квартир или частных домов? Рассказывает начальник юридического отдела Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Юго-Западном округе Кирилл Гавриков:
– 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ, и механизмы изъятия жилых помещений у собственников несколько изменились. В новом кодексе предусмотрено, что с собственником можно договариваться о выкупе его жилого помещения. Естественно, при соблюдении всех формальностей: отселяемое лицо предупреждено за год, зарегистрировано распоряжение об изъятии земельного участка и жилого строения и т.д. В зачет выкупной стоимости можно предоставлять, по согласованию между собственником и переселяющей стороной, жилье (пункт 6 статьи 32 ЖК). Но если такого согласования не достигается, истец уже выходит в суд не с квартирой, а с выкупной стоимостью той площади, которую занимает собственник.
Таким образом, принципиально изменилась схема разрешения спорных вопросов. Все предыдущие законы предполагали, что при изъятии жилого помещения собственник может получить в качестве возмещения выкупную стоимость вместо новой квартиры только по согласию. И в этом была своя логика: рыночная стоимость новостройки всегда дороже старой площади (в Юго-Западном округе, например, не было ни единого случая, когда отселяемый захотел бы получить компенсацию не квартирой, а деньгами). И сейчас, по новому законодательству, прежде всего, предлагается натуральное возмещение – в виде квартиры. Но по согласованию между переселяющей стороной и переселяемым собственником.
Подчеркнем, согласие должно быть обоюдным. Ведь бывают случаи, когда люди покупают собственность практически в складчину. Например, несколько человек приобретают маленькую однокомнатную квартиру. При переселении они говорят: мы не родственники, поэтому нам всем положены отдельные квартиры.
С такими ситуациями, когда люди, зная о сносе, покупали по полтора квадратных метра в надежде позже нажиться, мы столкнулись, в частности, в поселке Бутово. Департамент жилищной политики и префектура округа решили таких требований не удовлетворять и передали дела в суд. На отселение жителей идут, прежде всего, бюджетные средства, и давать целую квартиру за полтора метра в сносимом доме никто не станет. В таких случаях, наверное, целесообразно оценить эти самые метры и выплатить владельцу их стоимость в денежном выражении. Возможна выплата деньгами, по-видимому, и тогда, когда человек на собственной площади не зарегистрирован – использует ее, скажем, под дачу.
Однако суд может принять решение о выплате денежной компенсации и вместо единственной крыши над головой. Очевидно, происходить это будет, если конфликт зайдет в тупик и требования отселяемой стороны превысят то, что полагается по закону. Конечно, это жесткая мера. Как она будет реализовываться, сказать пока трудно. Но это уже дело службы судебных приставов-исполнителей. Вероятно, для ускорения отселения будет предоставляться какое-то временное жилье – до покупки собственного.
Хочется надеяться, что такие ситуации не будут иметь массовый характер. Ведь квартира, которую собственник получает взамен старого жилья, всегда состоит из не меньшего количества комнат и обычно больше по метражу. К тому же новый дом не требует ремонта, его рыночная стоимость выше. Поэтому стоит подумать – имеет ли смысл доводить дело до суда? Оттуда ведь можно выйти с суммой, на которую не купишь и половины квартиры.