ДЕЗ «ловит на жильца»
Так считает наш народный корреспондент Геннадий Голубков, который обратился в редакцию с письмом следующего содержания:
«25 января сего года я обнаружил в почтовом ящике текст договора об управлении домом, где проживаю по адресу: Бескудниковский бульвар, 49. Предлагал его заключить ГУП ДЕЗ «Бескудниково» уже как управляющая организация.
Даже не зная всего, что должно быть в подобного рода документе, я тем не менее обратил внимание на то, что в нем нет, к примеру, цены самого договора, стоимости ремонтных работ общего имущества, а список услуг, которые предлагались, был сильно урезан. Мало того, их периодичность была прикрыта словами «по мере необходимости».
Что интересно, из чиновничьей бумаги явно типового образца не было исключено обслуживание лифта и мусоропровода, которых в нашем доме нет. Однако при том уборка лестничных маршей, коридоров, этажных площадок отсутствовала вовсе. И еще – из информации, что предлагалась в приложении, вообще нельзя было рассчитать свою долю ни в общем, ни в частном имуществе. Особенно удивил тот факт, что, оказывается, собрание собственников провели и «проголосовали» за все решения. То есть «без меня меня женили».
Мало того, в ДЕЗе не нашли регистра собственников жилья нашего дома. А в той квартире, где живет моя семья, состоящая из четырех человек, в списках дирекции зарегистрирован только я.
Пришлось обратиться в управу – ответа не получил. Юрист ГУП, не мудрствуя лукаво, отослал меня в Интернет, мол, сами разбирайтесь, что я и сделал. Нашел, изучил и, как у Козьмы Пруткова, не поверил глазам своим. Так выхолостить содержание Примерного договора управления домом могли только весьма смелые профессионалы. Ведь его форму утвердил Департамент ЖКХ и благоустройства города Москвы (распоряжение № 05-14-243/6-1 от 15 августа 2006 года) специально для ДЕЗов. Спросите, для чего те так странно поступили? Да ясно, как день: чтобы максимально уменьшить ответственность перед собственниками. Знаете, когда я сравнивал эти два договора (официальный и навязанный), то просто поражался: неужели они нас, москвичей, так не уважают?
Но поскольку, по статье 445 ГК РФ, я обязан, по меньшей мере, странный документ подписать, а делать это было нельзя категорически, пришлось действовать по-своему – чего и другим желаю, – составил рекомендованный для таких случаев «протокол разногласий» и отнес его в ГУП. Заодно записался на курсы управляющих, чтобы потом никто не смог меня задурить.
А пока хочу дождаться, как отреагируют новоиспеченные управленцы на мой ход: подадут иск в суд или нет. В первом варианте они точно выступят против разработчиков правовых норм договора, пусть даже в моем неожиданном лице. Во втором – согласятся с моим несогласием. Я этого хочу от себя лично, так как одновременно направил предложенный мне договор в Департамент ЖКХ – пусть там посмотрят на разделанный «под орех» документ, над которым специалисты-коммунальщики явно трудились не один месяц. Смею, правда, предположить, что это происходит потому, что он так и не утвержден правительством Москвы, а значит – делай с ним, что хочешь».
На чьи плечи груз ляжет
Вместе с письмом Геннадий Голубков прислал перечень основных разногласий по предложенному ДЕЗом «Бескудниково» договору. Их он усмотрел аж 31. Все приводить не будем, но вот несколько: договоры на снабжение коммунальными ресурсами, подчеркивает автор, управляющая компания предлагает заключить за счет собственников, а не за свой счет – как предписано документом департамента. Еще управленцы берут на себя ответственность не предоставлять коммунальные услуги, а всего лишь обеспечивать их предоставление, тем самым снимая с себя ответственность по работе с ресурсными организациями. Также они не берут на себя обязанности в предоставлении услуг по газо- и электроснабжению, ремонту систем, видимо, считая, что собственники сами должны заключать соглашения с энергетиками на все эти бытовые процедуры. И далее в том же духе – скидывают груз взятых (между прочим, добровольно) на себя забот со своих плеч на многострадальные наши, сетует Геннадий Голубков.
Кстати, автор письма, тем не менее, крови дирекции не желает. К новому руководителю ГУП ДЕЗ «Бескудниково» Татьяне Милейшевой относится, как и многие другие жильцы, уважительно, считая, что все положенные коммунальной организации обязанности исполняются честно и вполне достойно. Да и отказываться от этой управляющей компании уже нет ни времени, ни смысла – коней на переправе не меняют, считает Геннадий Голубков.
Его интересует и беспокоит лишь одно: кто и для чего «резал» текст договора. Потому что узнал, что в целом ряде других районов Москвы происходит то же самое.
О «разночтениях» поговорим с юристом
Юрист управляющей компании ДЕЗ «Бескудниково» Владислав Лысенко отрицать не стал: собственный договор они разрабатывали сами. Но – на основании Примерного договора управления многоквартирными домами, предложенного Департаментом ЖКХ и благоустройства города Москвы. Обнаруженные автором письма, на его взгляд, «разночтения» не являются нарушением закона, так как документ департамента не императивный (как обязательная норма – ред.), а носит только рекомендательный характер без всякой юридической силы. Мы его посчитали нужным «перевернуть», но исключительно в интересах жильцов, заверил юрист. При этом была соблюдена процедура – создана инициативная группа, договор утвержден на общем собрании собственников, протокол подписан, можно действовать, что и делается.
Правда, юрист управляющей компании назвал смешными пожелания журналистов, когда они предлагают дедушкам и бабушкам внимательнее читать договоры. «Они же ничего не соображают. И даже я!» – честно признался правовед.
Не подписывать, и все!
Начальник управления развития ЖКХ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Евгений Хромушин по поводу этой ситуации ответил: «советую всем, кто столкнулся с подобным навязыванием условий договора, который не соответствует основному документу управления домами, его не подписывать. А соглашаться только с тем, что предлагается к исполнению специалистами департамента. Никакой другой не действителен. Это, понятно, делается на свой страх и риск, с надеждой на некомпетентность собственников жилья. В любом случае такие бумаги придется переделывать, как положено, заново, снова ходить по квартирам за подписями – а это время, которое может быть упущено.
Поэтому еще один совет, несмотря на иронию юриста ДЕЗ «Бескудниково»: постарайтесь все-таки так же внимательно, как автор письма, отнестись к процессу выбора управленцев и проверить (обязательно!) со знающими специалистами все условия, которые могут оказаться невыгодными для вас, к примеру, если не указано количество собственников или отсутствует список общего имущества, подчеркнул Евгений Хромушин.
И еще он заверил, что Примерный договор управления домами в ближайшее время будет утвержден правительством Москвы с учетом всех замечаний и добавлений.
Так кто же прав?
Пока этого нет, все происходит брутально (или жестко, если по-русски) и явно будет продолжаться до того момента, пока уполномоченные на то руководители не хлопнут кулаком по столу – хватит!
Во всяком случае, Геннадий Голубков получил от главы управы Бескудниковского района города Москвы Владимира Назарова ответ на свое обращение. А в нем в целом отвергнуты все претензии собственника.
Прежде всего, было заявлено, что полученный от него протокол разногласий не является «юридически значимым документом». Именно потому, что бумага должна быть составлена «собственниками жилых помещений в целом, а не по отдельности». Причем на общем собрании – очном или заочном. Такая процедура закреплена статьей 162 ЖК РФ. Голубков же выступил, как одиночка.
Не признав перечисленные автором письма отличия двух договоров нарушением закона, глава управы сделал вывод: управляющая компания ГУП ДЕЗ «Бескудниково», самостоятельно исправив ряд положений выпущенного Департаментом ЖКХиБ города Москвы документа, «не вышла за пределы своих полномочий».
И, наконец, последнюю точку в затянувшемся споре поставила руководитель центра реформы ЖКХ Ирина Шрамко. Она ответила, что управляющие компании сейчас имеют право изменять условия Примерного договора. Но – окончательное решение исключительно за собственниками жилья. Как решит общее собрание – так и будет.