23:30:44
11 апреля 2021 г.

Если затопило. Или, не дай Бог, пожар

Как показывает судебная практика, граждане все чаще, отстаивая свои потребительские права, вступают в судебные отношения с ДЕЗами. А нерадивым коммунальщикам приходится расплачиваться за ущерб, нанесенный потекшими батареями, прорвавшимися трубами, замыканием проводки.

К светлому будущему не готовы!

Никому не нужно лишний раз рассказывать, что многие дома не ремонтировались годами. И электрические сети – им под стать. Удивительно, что вообще они еще живы – из-за электрочайников, стиральных и посудомоечных машин и прочей мощной техники нагрузка на их маломощные жилы возросла многократно. Разве могли авторы СНиПов тогда, в век телевизора, холодильника и пары лампочек, предположить, что совсем скоро весь этот бытовой набор техники из фантастических романов будет в каждой квартире!

Поэтому Министерство энергетики РФ еще в 2003 году в информационном письме рекомендовало эксплуатирующим организациям провести модернизацию «отсталых» электросетей, чтобы их возможности совпадали с потребностями жителей. То есть соответствовали бы реалиям сегодняшнего дня.

Но данное положение, к сожалению, так и осталось лишь на бумаге как рекомендация, и жилищные службы до сих пор не сочли за труд довести до сведения потребителей информацию о необходимости замены электрических сетей. И тем самым сами поставили себя под удар. Ведь, согласно законодательству о защите прав потребителей, исполнитель обязан предоставить достоверную, необходимую и, главное, – своевременную информацию об оказываемых услугах. Вот и приходится коммунальным службам из-за собственной нерасторопности раскошеливаться, возмещая ущерб погорельцам.

И прецеденты уже есть. Так, Савеловский и Преображенский суды встали на сторону потерпевших от пожара и обязали ДЕЗы возместить им ущерб. В одном из случаев сумма составила более миллиона рублей. И хотя оба решения ответчики пытались обжаловать в вышестоящем судебном органе, последний оставил решения судов в силе.

А вы их видели?

Но это еще не все. Если в вашей квартире произошла авария в системе отопления или на трубопроводе горячего или холодного водоснабжения, в общем, если вас залило, устранять последствия такой аварии или возмещать ущерб (дензнаками) придется коммунальщикам. Ведь в их обязанности входит (согласно правилам и нормам технического обслуживания жилищного фонда) обследование дома, его конструкций, инженерного и технического оборудования, находящегося в нем, в том числе и в жилых квартирах, не менее двух раз в год – до начала отопительного сезона и после его окончания.

Обнаружив нарушения, они обязаны сообщить жильцам о необходимости ремонта, дабы предотвратить аварию. А в некоторых случаях и сами устранить неполадки.

Действуй по плану, а потом качай права

Но, чтобы призвать ДЕЗ к ответу, в час икс нужно не растеряться, а действовать согласно определенному алгоритму.

1. Сообщить об аварийной ситуации на ОДС (в диспетчерскую службу), не забыв при этом записать номер заявки и время ее принятия.

2. В течение 3–5 дней эксплуатирующая служба в составе комиссии не менее трех человек обязана обследовать квартиру и составить акт, в котором должны быть отражены все подробности: сам факт аварии, ее дата (с указанием времени), место, перечислены все повреждения и их объем. Если вред причинен имуществу жильца, это также необходимо отразить в документе. В акте должен быть указан и виновник данной ситуации.

3. Направить в ДЕЗ письменное заявление с вашими требованиями либо о проведении ремонтно-восстановительных работ силами ДЕЗа, либо о возмещении материального ущерба. Если выберете второе, необходимо составить смету на ремонтные работы. Но, естественно, только на те, что необходимы для устранения последствий залива или пожара.

Для чего придется провести независимую экспертизу по составлению сметы в любом экспертном учреждении (данная услуга платная), обязательно уведомив об этом шаге (письменно) представителей ДЕЗа и пригласив представителя присутствовать во время экспертизы. Заявление отдают в канцелярию ДЕЗа, оставив у себя копию с отметкой о принятии.

Можно направить и заказную телеграмму с уведомлением о вручении с подтверждением текста телеграммы. Все это должно быть сделано не менее чем за пять дней до даты предполагаемой экспертизы.

4. Как только на руках окажется сметная стоимость и акт, их копии вместе с письменным заявлением, в котором нужно еще раз потребовать возместить данный ущерб в добровольном порядке, необходимо направить таким же путем в ДЕЗ. Если в разумные сроки на него не откликнутся, смело отправляйтесь в суд. Для написания искового заявления лучше всего обратиться к квалифицированному адвокату.

Если в аварии виновны соседи, вся вышеперечисленная схема действует, только меняется адресат претензии. Но, как правило, такие споры лучше всего решить полюбовно – ведь худой мир лучше доброй ссоры.

Людмила Трифонова, адвокат, член правления МОЗП

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация