02:05:10
22 ноября 2024 г.

Кто они – на рынок приходящие, блага сулящие?

ЖКХВ ходе реформы ЖКХ предстоит сформировать рынок квалифицированных потребителей и исполнителей. Первые способны выставить грамотные требования, вторые – профессионально с ними справиться. Неквалифицированная среда – благодатное поле для монополий. И тогда рост тарифов неизбежен. Сдержать их могут рыночные условия и рыночная цена.

Хорошо, если бы управленцев было из кого выбирать. Если бы пришли профессионалы. А откуда они возьмутся? Нужна конкуренция. Для этого рынок надо «разбюрократить» и демонополизировать. Как? Обеспечить свободный доступ всем участникам. Но без поддержки властей в монопольном секторе не появится свободная конкуренция. Сейчас в кабинетах помаленьку начинают это понимать. А сколько времени потрачено на бездумную поддержку дирекций!

Об инертности

Необходимость выбора способа управления стимулирует жителей на создание инициативных групп, домовых комитетов, ТСЖ. Причем товарищество, решившееся на самоуправление, – идеальный вариант. Голосуя за управляющие компании, жители обрекают себя на повышение тарифов. Конечно, никто не может повысить расценки на коммунальные услуги, потому что это сфера монопольного регулирования. А вот ставки на техобслуживание – договорные, они утверждаются на собрании.

К сожалению, люди инертны. Подпишут любой договор, лишь бы от них отстали. Найдется в доме человек десять, которые ходят на семинары, интересуются реформой, изучают законодательство. Но хватит ли у них сил организовать безразличных соседей, разъяснить им, с какими условиями договора согласиться, а какие – отвергнуть?

Ситуация такова, что примерно в 15 процентах домов жители активны и могут самостоятельно организовать собрания. Задача власти – проинформировать их, подковать методически так, чтобы они выбрали способ управления и реализовали его без юридических изъянов. Остальным придется довольствоваться услугами управляющих компаний. Если человек не хочет голосовать, что с ним поделаешь?

О сроках

Населению реформу преподносили так: вот придут управляющие компании, и все будет хорошо. Не случилось… Отложили конкурсы. Пройдет год – будет то же самое.

Реформируем ГУПы в ООО, но их на всех не хватит.

Не нужны реформе сроки. Надо честно сказать людям: процесс только начинается, переходный период будет долгим. Действовать надо без гонки, с правильным пониманием условий игры. Нужно дать стимулы, одинаково важные и для собственника, и для компаний. Решило правительство Москвы предоставлять дотации на техобслуживание всем УК, независимо от формы собственности. Это делает бизнес интересным. Очевиден мотив и для компаний, и для потребителей.

О препонах

Говорят, что московские власти пытаются перекрыть вход на рынок не совсем законными требованиями. Если так, то эти требования можно оспорить в суде. И потом, разве плохо, если «билет в ЖКХ» будет дорогой?

Месячный бюджет одного многоквартирного дома составляет солидную сумму, так что мошенники могут захотеть снять кассу сразу… Такая опасность существует, и в случае чего разбираться придется органам исполнительной власти. С этой точки зрения их действия разумны. Хотя, с другой стороны, создавать нужно не только препятствия, но и условия. Условия, достаточные для того, чтобы понять: сюда войти непросто, надо побегать, попыхтеть, и если есть вариант заработать в другом месте, лучше податься туда.

Считается, будто на этот рынок смогут выйти только крупные, технически экипированные организации. Не согласен! В этом секторе много ниш. Есть дома по 300 квартир – это для больших организаций. Строениям на 20 квартир подойдет индивидуальный управляющий. Переходный период должен выявить оптимальный вариант управления для каждого дома.

Часто приходится слышать: на рынок не пускают новых игроков. Я видел таких «новых». Они постоянно приходят в наше ТСЖ. Им надо, чтобы хоть кто-то подписал с ними договор, чтобы у них пошла история, которую можно потом предъявить в других домах: вот, мол, какой я. Они уверены: идет реформа, входной билет дешевый, айда в ЖКХ! А в багаже – ремонт квартир, строительство коттеджей…

Попробовать многие хотят, но справятся ли? Ведь даже на подступах видно, что не потянут. Нет ни имущественного задела, ни опыта, ни кадров. А управлять – это не за дворником бегать. Надо владеть технологией обслуживания, выявления и устранения неисправностей, планирования ремонтных работ, взаимодействия с поставщиками. Не должен быть открытым доступ на этот рынок. Людям будет не легче, если им скажут: «Сами выбрали, сами и расхлебывайте!».

Константин Крохин, председатель Союза жилищных объединений г. Москвы

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация