Удар молнии, оплаченный собственными деньгами
…Попробуйте представить себе, что вы каждый божий день возвращаетесь в дом, окруженный сигнальным забором с надписью: «осторожно, опасная зона». Что в этом доме вы едите, спите, в нем играют ваши дети. Страшно? Но… как это вообще получилось?
Конец квартала
Начало было замечательное, хотя и времена стояли лихие – незабываемые девяностые. ОАО НПО «Молния» принялось возводить в Северном Тушине комплекс домов по адресу: улица Планерная, 3. Всего пять корпусов, из которых четыре входят в ТСЖ «Северное Тушино». Соинвесторы с удовольствием смотрели, как этаж за этажом растет их будущее жилье. Заместитель директора НПО «Молния» Григорий Гордиенко рассказывал будущим жильцам: «Какой мы хороший кирпич достали в Белоруссии, намного дешевле, чем в Москве. И такой качественный!».
В далекие советские времена был такой извечный повод для фельетонов и карикатур в «Крокодиле» – продукция конца квартала. Качество не главное, главное – к концу отчетного периода, квартала выдать «на-гора» как можно больше всего. А уж что творилось в конце года!..
…Один из актов приема-передачи домов по адресу: ул. Планерная, 3 был подписан 29 декабря 1998 года. Другой – аж 31 декабря. Такой вот «новогодний подарок».
Когда небо меняют на землю…
Позвольте-позвольте. «Молния» – слышали мы это славное имя, кажется, оно связано с космосом. Так точно. Космос! Ракеты! Звезды! «Буран»! Вот был круг неземных проблем, которыми занималось предприятие.
Трещины
Вернемся с небес на землю. Вернемся к домам, строительством которых занялось покорявшее полные звезд бездны НПО «Молния».
Первое, что бросается в глаза, – длинная трещина по всему зданию, четко отделяющая лоджии от основного «тела». Лоджии имеют явственный крен, даже смотреть на это страшно. И трещина постоянно увеличивается: сначала она была 10 мм, сейчас уже 40…
– Мы хотели переклеить обои, – рассказывает одна семья. – Отодвинули от стены шкаф… и обнаружили, что все обои от пола до потолка изорваны на полосы! В чем дело?
Ответ на этот вопрос дала экспертиза, проведенная в 2005 году Научно-исследовательским проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона. Она показала, что здание частично поставлено на насыпной грунт. Поэтому «в подвале наблюдается осадка углов здания, имеются разрывы в бетонном полу, в одной из стен появились вертикальные трещины по всей высоте здания». Разумеется, обои, наклеенные на эту стену, порвались.
Есть и другие экспертизы. Одна из них утверждает, что знаменитый «дешевый и качественный кирпич из Белоруссии» на самом деле не выдерживает никакой критики. Точнее, морозов. Поэтому, по заключению ГУП «Мосжилниипроект» «состояние облицовки наружных стен и ограждений лоджий следует считать предаварийным. А при развитии деформаций – аварийным».
Разумеется, есть и экспертиза насчет лоджий. В 2003 году тот же самый НИИ бетона и железобетона признал состояние лоджий аварийным и запретил жителям выходить на них. ТСЖ предписано поставить сигнальный забор и табличку «Опасная зона», сами лоджии могут в любую минуту отделиться от стены и рухнуть.
– Вы знаете, что сказал Гордиенко? – возмущаются жильцы – Он сказал, что трещина появилась потому, что мы «незаконно» застеклили лоджии. Это неправда! Остекление лоджий было заложено в проекте. И в договоре было указано, что жильцы должны будут их стеклить за свой счет.
Выход через суд
Сейчас, когда все экспертизы получены, ТСЖ готово (и собирается) судиться с НПО «Молния». Время переговоров прошло. Уж слишком часто заключались договоры, которые потом не исполнялись.
Мы позвонили в НПО «Молния» с просьбой дать какой-то комментарий происходящему.
– Понимаете, сама «Молния» строительством не занимается, – объяснили нам по телефону. – Дома строила ФСК «Викинг Гранд», дочернее предприятие НПО «Молния». Как раз им и руководит Геннадий Гордиенко. Что они там наворотили – это уму непостижимо… Нам очень жаль людей, которые сейчас пришли к нам работать. Им приходится отвечать за все. Вот недавно наш человек поехал на пресс-конференцию по подъемникам для инвалидов (одна из разработок «Молнии». – Прим. автора) – вернулся в ужасе. Да, мы знаем, что жильцы собираются подавать в суд. И нам бы хотелось, чтобы за все это ответили конкретные люди, по вине которых все произошло.
Стоит добавить, что сейчас Гордиенко находится под следствием. В правлении ТСЖ «Тушино» есть интересная бумага, подписанная директором НПО «Молния» Василием Лапотько. В ней говорится, что вся документация по домам по адресу ул. Планерная, 3 исчезла.
Тем не менее, все документы, находящиеся в распоряжении ТСЖ, все договоры на устранение недоделок, все акты подписаны именно «Молнией».
В префектуре СЗАО сообщили: так как дома являются частными и управляются ТСЖ, то этот вопрос находится вне их правового поля. Доли города здесь нет. Застройщик был обязан выделить 30% квартир в новом доме для муниципальных нужд, однако НПО «Молния» перебросило эту долю на другой свой объект.
Адвокат коллегии «Сила права» Татьяна Полонская, представитель Международной конфедерации обществ потребителей, выразила свое мнение – однозначно суд.
– Это очень хорошо, что НПО «Молния» подписало акты, где указано, что в зданиях есть недоделки, – сказала Татьяна. – Теперь, если они просрочат устранение этих недоделок, то на них можно будет давить через суды.
НАША СПРАВКА
НПО «Молния» родилось в 1976 году в результате слияния двух КБ – «Буревестник» и «Молния», а также экспериментального машиностроительного завода. Головная команда для работы над «Бураном» пришла из конструкторского бюро А. И. Микояна «Зенит» и из Дубненского ОКБ «Радуга» – более ста человек, работавших в свое время над воздушно-орбитальным самолетом «Спираль». Были также приглашены специалисты из КБ «Салют», НПО «Энергия», ЦНИИ МАШ и других ракетных и авиационных фирм. Об уровне коллектива говорит уже то, что в его составе работали более 250 докторов и кандидатов наук.
А в 1988 году стартовал созданный специалистами НПО «Молния» «Буран». Об этом событии писали только так: «выдающийся успех отечественной науки и техники, открывающий качественно новый этап в советской программе космических исследований».
С 1988 года НПО «Молния» разрабатывает многоцелевую авиационно-космическую систему «МАКС». С 1990 года – семейство самолетов-трипланов.